Полцарства за идею: звезды современного часового искусства
«Полцарства за идею!» — таков, наверное, мог бы быть универсальный девиз современного общества. И в первую очередь это относится к одному из самых выразительных символов этого общества — к часовому искусству
Сложнейший механизм из 550 деталей, гравированные вручную мосты, корпус из платины, собранные под одной крышкой все существующие в часовом искусстве функции, выложенный драгоценными камнями циферблат, индивидуальный номер 001.
Это прекрасный образец Haute Horlogerie, выпущенный лимитированной серией, точно рассчитанной на определенное количество фанатичных коллекционеров, которые могут позволить себе такое сокровище. Принцип создания этих часов не слишком изменился с XVIII века, когда Бреге, Грэм и другие мастера годами создавали эксклюзивные шедевры для монарших особ. А остальные довольствовались тем, что попроще, либо смотрели на часы с кукушкой.
Сегодня кукушек заменили наручные часы, годовой объем производства которых скоро сравняется с численностью населения планеты. Всякий может пойти в магазин и купить себе наручного спутника за умеренную или, наоборот, неприлично высокую цену.
Сложность, профиль колес и принципиально новый спуск, конечно же, интересны, но интересуют лишь несколько тысяч землян — истинных ценителей Haute Horlogerie, в то время как миллиардам по-прежнему подавай хлеба и зрелищ. При этом достаток хлеба явно вызывает потребность во все более изощренных зрелищах. И за сердца и кошельки простых потребителей уже несколько десятилетий идет нешуточная битва.
Что нужно для того, чтобы создавать часы, которые станут хитом продаж по всему миру и мечтой честолюбивого яппи? Только хорошо развитое воображение и умение воплощать в жизнь идеи, буквально витающие в воздухе. Не обязательно для этого быть великим часовым мастером или талантливым дизайнером.
Не требуется также и великолепное знание рынка: покупатели не всегда устремляются к тому, что им, вроде бы, надо, иначе маркетологи уже давно установили бы террористическую диктатуру потребления. Более того, не нужно быть очень умным — ум и талант, как правило, только мешают друг другу. Как показывает практика, для того чтобы создавать самые популярные, самые массовые и самые копируемые товары, надо быть немного не от мира сего. Еще в прошлом веке таких людей называли философами, и они формировали умонастроения целых поколений.
Сегодня настоящие философы занимаются рекламой и дизайном, формируя настроение рынка. Скажем, самый знаменитый современный дизайнер Филип Старк говорит, что ему совершенно не интересны эксперименты со стилями, материалами, узорами и формами. Он создает идею, не слишком беспокоясь о том, насколько практично ее воплощение. Идея должна быть просто хороша сама по себе.
Например, его знаменитая соковыжималка в виде космического корабля. Безусловно, сок лучше выжимать банальным кухонным комбайном. Но сверкающая металлическая штука, не оскверненная прикосновением цитрусовых, просто обязана стоять на барной стойке как символ безукоризненного вкуса и продвинутости хозяев. Или скажем, ну что такого особенного в многочисленных продублированных банках супа и портретах Мэрилин Монро?
Просто Энди Уорхол первым додумался до того, что люди хотят жить в окружении собственных представлений об искусстве — искусстве, выражающем понятные и доступные всем потребительские ценности. Возьмем еще, к примеру, ИКЕА: в чем гениальность этого проекта? Да всего лишь в том, чтобы поставить то, что считалось высоким дизайном на массовосборочную основу.
В итоге нарочитая простота конструктивистского дизайна, до появления шведской фирмы украшавшего только дома богемы, вернулась к тому, ради чего она задумывалась в начале века: от произведений искусства «не для всех» к простой мебели, доступной каждому пролетарию.
Чтобы сложить два и два, в данном случае действительно потребовался настоящий гений — гений молодого шведа Ингмара Кампрада (когда он основал ИКЕА в 1943 году, ему было всего 17 лет). Удачные идеи приносят современным философам известность и процветание.
То же самое происходит и в часовой индустрии. Креативный директор Hublot Жан Клод Бивер считает, что не нужно какого-то специального образования или даже большой любви к часовому искусству, чтобы создавать удачные концепции. Философу в принципе наплевать, в какой области творить: все самое интересное происходит у него в голове.
Ни дизайн, ни механика, ни гравировка и финишная обработка, по мнению Бивера, не играют решающей роли в создании часов: «Да, существуют мастера, которые создают удивительные функции, и есть дизайнеры, которые придумывают модные корпуса, циферблаты и комбинации цвета.
Однако нужны такие люди, как я, чтобы вычленить из многообразия изобретений и дизайнерских проектов идею, которая станет действительно «ударной». Скажем, если мы говорим о новой модели Big Bang — то, на первый взгляд, это классический Hublot 80-х годов.
Однако, присмотревшись, вы видите, что винты стали рельефнее, корпус немного изменил очертания, появился другой браслет и вообще часы обрели мощь и агрессивность. Вот только некоторые теперь говорят, что Big Bang очень напоминают известные всем Audemars Piguet Royal Oak.
Еще бы они его не напоминали! В конце концов эту модель мы создавали вместе в Джеральдом Джентой: он придумал форму корпуса, а я облек ее в товарную оболочку. Разве удивительно, что все, сделанное мною, так или иначе несет отпечаток моего вкуса, культуры и образования? Если бы я был японцем, то все мои часы неуловимо походили бы на Seiko».
В свою очередь Ален Зильберштейн говорит: «Сегодня людей, которые реально двигают часовую индустрию, предлагая новые идеи, не так уж много — чтобы перечислить, хватит пальцев одной руки. Например, Йорг Хайсек и Джеральд Джента. Существуют часовщики, которые пользуются предложенным дизайном.
Есть дизайнеры, которые, наоборот, искренне увлечены придумыванием нового логотипа или формы стрелок. Конечно же, много копиистов, которые модифицируют то, что уже было создано. Но чтобы сделать нечто действительно выдающееся, надо смотреть не туда, куда смотрят все. Ни вперед, предвосхищая будущее, ни назад, копируя идеи прошлого, а куда-то в сторону, как смотрят дети, для которых незначительная деталь на стене зачастую интереснее и понятнее эпической картины».
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2005