Искусство & технологии

Seiko. Часовой дзен. Часть пятая: идеальное звучание

При создании Spring Drive Minute Repeater перед специалистами Micro Artists Studio была поставлена задача сделать часы с самым чистым звуком. Любой ценой.

При создании Spring Drive Minute Repeater перед специалистами Micro Artists Studio была поставлена задача сделать часы с самым чистым звуком. Любой ценой.

Когда я попал в Seiko Micro Artists Studio, располагающуюся в здании фабрики в Шиори, что неподалеку от Нагано, то невольно вспомнил сказку про Буратино и каморку Папы Карло: самое пафосное производственное подразделение Seiko представляло собой тесное помещение под лестницей. Тесное настолько, что наша бригада из девяти журналистов могла поместиться туда только в два захода. И еще запомнилась скорость, с которой три работавших там специалиста бросились переворачивать какие-то чертежи на столах при нашем появлении — в четкой японской организационной машине что-то дало сбой, и они явно не были готовы к визиту привыкших всюду совать свой нос европейских гостей. На наши вопросы в духе «что прячем» отшутились, насколько могут отшутиться японцы, и тут же начали рассказывать про прошлое достижение Seiko — Credor Spring Drive Sonnerie, абсолютно бесшумные наручные часы с удивительно чистым боем. Да, именно там, в каморке под лестницей, и производит свои самые сложные модели крупнейший часовой концерн.
Как выяснилось весной этого года, инженеры переворачивали чертежи не просто так: на выставке в Базеле компания представила свое следующее удивительное творение — Spring Drive Minute Repeater.

Credor Spring Drive Minute Repeater стала преемницей модели 2006 года Spring Drive Sonnerie, получившей множество наград


Название, место происхождения и внешний облик новинки четко указывают на преемственность репетира и предыдущей модели, Sonnerie, получившей немало различных наград. И было за что: по уровню технологических решений и качеству исполнения эти часы дейтствительно были особыми. Непростые природные условия японских островов научили жителей Страны восходящего солнца ценить малое, и во всем, за что они берутся, стремиться к достижению идеала. Совершенство японцы понимают по-своему: для них это не блеск золота, переливы бриллиантов и прочая внешняя атрибутика, а качество исполнения каждой детали. У Seiko такое понимание наиболее примечательно проявилось в линии Grand Seiko, о разных моделях которой мы рассказывали в этом году. Девизом той прославленной коллекции стала комбинация максимально достижимой точности, удобочитаемости, долговечности и комфорта. Ну а Credor — это высшая ступенька в иерархии японских часов, которая по всем параметрам превосходит Grand Seiko, поэтому в моделях Credor каждый элемент должен быть не просто великолепным, а совершенным.
Это относится и к чистоте звучания. Владельцам репетиров и любых часов с боем хорошо известна проблема посторонних шумов механизма, которые мешают насладиться звуками гонгов. В меньшей степени они относятся к работе узла спуска (традиционное «тик-так»), и в большей — к устройству задержки. Дело в том, что для обеспечения равных интервалов между ударами гонгов в механизм боя/репетира встроено специальное замедляющее устройство, шестерни которого при работе издают отчетливое жужжание. В недорогих швейцарских репетирах громкость этого жужжания практически равна громкости звуков гонгов, и о каком-либо наслаждении говорить сложно.
Мастера из Micro Artirts Studio сумели избавить свой репетир от всех посторонних звуков, оставив только музыку гонгов. Благодаря технологии Spring Drive полностью исчезла первая шумовая компонента — «тик-так». Дело в том, что механизм Spring Drive в принципе не содержит традиционного анкерного колеса и вилки, при взаимодействии которых возникает этот звук. Колеблющийся из стороны в сторону баланс здесь заменен на диск, вращающийся со скоростью ровно 8 оборотов в секунду. Он получает энергию от обычной пружины, как и во всех механических часах, а вот скорость вращения регулируется хитрым устройством — трисинхрорегулятором, питающимся от наведенного самим диском электрического поля.

Мастера из Micro Artirts Studio сумели избавить свой репетир от всех посторонних звуков, оставив только музыку гонгов


Чтобы избавиться от досаждающего жужжания при работе звукового модуля, японские инженеры разработали новый вариант замедлителя. В его основе лежит узел под названием «гувернер» (governer) — своеобразный воздушный тормоз. Он представляет собой комбинацию двух пластинок, расстояние между которыми может меняться в зависимости от скорости вращения. Из-за этого с ростом скорости вращения сопротивление воздуха резко увеличивается, что позволяет добиться абсолютно одинаковых интервалов между ударами молоточков.

Звуки ветра
Минутный репетир стал продолжением этого труда. Так же, как и Sonnerie, эта модель отличается абсолютно бесшумной работой: здесь использован тот же Spring Drive и тот же «воздушный тормоз». Уникальность механизма подтолкнула мастеров Seiko к тому, чтобы сделать часы с истинно японским характером звука. Вполне естественно, что в качестве образца они взяли ветряные колокольчики — хибаши. История этих колокольчиков начинается в эпоху Хейан (VIII—XII века), когда семья кузнецов Миочин изготавливала доспехи для солдат. Как-то раз было замечено, что двое висевших щипцовзахватов для ковки, ударяясь друг о друга на ветру, издают уникально ясный и приятный звук — и тогда родилась идея колокольчиков хибаши. Несколько поколений семьи Миочин потратили на то, чтобы подобрать правильную сталь и размеры для идеального звучания. А мастерам Seiko пришлось немало попотеть, чтобы добиться от размещенных в корпусе часов крошечных гонгов такой же тональности и чистоты звука.

112 камней в механизме позволяют снизить погрешность хода до 15 секунд в месяц


Не боясь обобщения, можно сказать, что стремление к идеалу — отличительная черта японского национального характера. Поэтому инженеры Seiko не только довели до совершенства качество звучания, но и сделали более удобной индикацию времени. Репериты, выпускаемые швейцарскими компаниями, имеют систему боя, основанную на четвертях часа. Это значит, что часы сперва отбивают количество часов, затем — число четвертей и в конце — количество минут (или пятиминутных интервалов), прошедших с начала четверти. Так, время 8:51 будет обозначено восемью ударами низкого тона, тремя сдвоенными и шестью ударами высокого тона. А владельцу предстоит вычислить, сколько будет 3 раза по 15 минут плюс 6. Инженеры Micro Artists Studio сочли, что негоже заставлять уважаемого обладателя столь серьезных часов заниматься арифметическими вычислениями, и впервые реализовали в репетире привычную нам десятичную индикацию: то же самое время в модели от Credor будет обозначено восемью низкими, пятью сдвоенными и одним высоким ударом. Калькулятор больше не нужен.
Рассказывать про уникальные Spring Drive Minute Repeater можно долго. Например, про систему блокировки, защищающую механизм репетира от повторного нажатия кнопки, про трехсуточный запас хода, отделку механизма и корпуса. И каждое нововведение призвано не поразить публику своей необычностью, а имеет вполне конкретное функциональное назначение, облегчающее использование и улучшающее основные параметры часов. Например, 112 камней (да-да, сто двенадцать!) — это не прихоть дизайнера, а производственная необходимость, позволяющая добиться точности в 15 секунд в месяц (не путайте с сутками). Если уж японцы берут за что-то деньги — а цена часов определена примерно в 55 миллионов йен, — то берут за дело.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2011

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?