Искусство & технологии

Битва хронографов

Первыми хронографами можно считать нехитрые конструкции, которые были способны останавливать ход по прихоти владельца. Сегодня спектр хронографов как никогда разнообразен. Каждый год дарит нам все больше новых великих изобретений, новаторских решений и конструкций. Их стало так много, что начинаешь сомневаться — а нет ли среди новинок чего-то хорошо забытого старого?

Первыми хронографами можно считать нехитрые конструкции, которые были способны останавливать ход по прихоти владельца. Сегодня спектр хронографов как никогда разнообразен. Каждый год дарит нам все больше новых великих изобретений, новаторских решений и конструкций. Их стало так много, что начинаешь сомневаться — а нет ли среди новинок чего-то хорошо забытого старого?

Еще лет пять назад имеющиеся на рынке механизмы хронографов можно было пересчитать по пальцам. Это, конечно же, не нуждающийся в представлении Valjoux 7750, а также его «клон» Jaquet Baume 8151, знаменитый Frederic Piguet 1180, который использовали Patek Philippe, Vacheron Constantin и Blancpain, флайбек Lemania 1350, устанавливаемый, в частности, в Breguet Type XX, Girard-Perregaux 3080, разработанный в сотрудничестве с Daniel Roth, и, наконец, El Primero, позиционирующийся компанией Zenith как лучший хронограф всех времен и народов. А сегодня похвастаться собственным калибром хронографа может чуть ли не каждый уважающий себя часовой дом. Причем не простым, а имеющим какие-то интересные технические решения, которые преподносятся как новейшие революционные изобретения. Насколько новыми, важными и передовыми являются данные разработки? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала оглянемся на прошлое хронографа.

280 лет назад: независимые секунды
Мысль засекать отрезки времени пришла к человеку значительно позже, чем он создал первые механизмы, управляющие работой каких-то устройств. Вплоть до XVII века точность часов была настолько низкой, что они годились в основном для того, чтобы «примерно в полдень» запускать бой колоколов или представление фигурок автоматонов. Лишь с появлением в 1675 году системы «баланс-спираль» погрешность хода стала укладываться в одну минуту в день. В 1688 году известнейший в те времена часовщик Томас Томпион создал одни из первых часов с секундной стрелкой — так у человека появилась возможность замерять события продолжительностью меньше минуты. Однако эта возможность была скорее номинальной: изрядное неудобство доставляла необходимость запоминать положения стрелки в начале и конце замера. Отчасти исправил ситуацию англичанин Джордж Грэм, который в 1720 году изобрел механизм, фиксирующий отрезок времени с точностью до 1/16 секунды. А настоящий «хронограф» (т.е. устройство, не просто замеряющее, а записывающее длительность интервала времени) был создан еще век спустя французским часовым мастером Рьессеком. Его механизм фиксировал измеренный промежуток времени с помощью чернильной иглы, ставившей точку на циферблате. «Точку» же в определении того, что должен уметь хронограф, в 1862 году поставил Адольф Николь. Его механизм имел три функции: пуск, остановка с фиксацией результата и обнуление. Ну а привычный нам двухкнопочный облик хронографы приобрели в 1934 году, когда Breitling предложил разделить функции по двум кнопкам: одна для включения и выключения, другая — для обнуления результата.
Сегодня хронографом принято называть часы, которые помимо отображения текущего времени умеют засекать длительность его интервалов. Проще говоря, хронограф — это часы и секундомер «в одном флаконе», или корпусе. Уже отсюда следует, что внутри хронографа должны сожительствовать два механизма. Поэтому перед конструкторами хронографов, что 200 лет назад, что сегодня, стоят одни и те же вопросы: насколько сильно объединять механизмы друг с другом, каким образом обеспечить взаимодействие и каким образом управлять работой получившегося механического монстра.

Калибр B01 от Breitling, выпущенный в 2009 году, представляет собой интегрированный механизм хронографа с колонным колесом и вертикальной передачей  


Одной из наиболее ранних моделей с возможностью независимого замера минут и секунд являются часы Даниэля Деландера, датированные 1725 годом. Эта довольно сложная даже по нынешним меркам конструкция имела два циферблата, расположенные с обеих сторон карманной «луковицы». С одной стороны располагались традиционные часовая и минутная стрелки, с обратной — минутная и секундная стрелки. Часы имели кнопку запуска и останова. При запуске секундомера колесо секунд и триб минут просто опускались вниз, входя в зацепление с дополнительной колесной системой, а при останове поднимались вверх, выходя из зацепления. Можно сказать, что это были первые часы с вертикальной передачей. Сброс стрелок в исходное положение осуществлялся просто пальцем.
Таким образом, два механизма — индикации времени и замера интервала — в модели Деландера работали от общей пружины и были завязаны на один регулирующий орган — систему «баланс-спираль». Такой вариант имеет свои плюсы (прежде всего компактность, достигаемая за счет относительно небольшого числа деталей) и недостатки. Дело в том, что включение механизма замера интервала увеличивает нагрузку на основной механизм, что приводит к уменьшению порции энергии, получаемой балансом, и снижению продолжительности хода.

В хронографе Souveraine Centigraphe от F.P.Journe стрелка на 10 часах врашается со скоростью один оборот в секунду 


Поскольку в XVIII и XIX веках еще не было сплавов, гарантирующих и достаточную мощность заводной пружины, и изохронизм системы «баланс-спираль», часовщики искали другие варианты конструкции. На свет появились механизмы с двумя заводными барабанами и двумя колесными передачами. Одна из них представляла собой традиционную раскладку часового механизма, вторая не имела баланса, регулятором в ней служил так называемый «чертик» (flirt), входящий в зацепление с зубьями триба ходового колеса основной колесной системы. Чертик имел одно или пару плеч, которые при вращении натыкались острым кончиком на зуб триба ходового колеса и находились с ним в зацеплении до тех пор, пока зуб не проворачивался настолько, чтобы плечо вышло из зацепления и сделало оборот. Передача была рассчитана так, что оборот «чертика» происходил один раз в секунду — соответственно, стрелка дополнительной колесной системы каждую секунду делала прыжок на одно деление, как в современных кварцевых часах. Достоинством этой схемы было отсутствие потерь энергии в основном механизме.

Калибр хронографа 29-535 от Patek Philippe с горизонтальной передачей и колонным колесом, закрытым стальной крышкой  


Такие механизмы получили название seconde independante–»независимая секунда». На их базе очень быстро появились варианты не только с секундной, но также и с дополнительными часовой и минутной стрелками, которые позволяли производить длительные замеры и даже использовать комплиментарную стрелку в качестве второго времени.
Одним из вариантов развития схемы независимой секунды стало добавление специального колеса-звездочки, напрессованного на ось анкерного колеса, с которым работал «чертик». Стрелка секунд дополнительной колесной системы двигалась с привычными подергиваниями, но в зависимости от частоты колебаний баланса специальная стрелка на втором циферблате двигалась с интервалом в 1/4 или 1/5 секунды.
Главным недостатком механизмов с двумя колесными системами являлось большое количество деталей, что удорожало часы и увеличивало их размеры. К тому же в первых хронографах нельзя было сбросить стрелки секундомера «на ноль» привычным сегодня нажатием кнопки. Перед тем как начать новое измерение, приходилось дожидаться момента, когда стрелка секундомера займет нулевое положение, и тогда сдвигать рычажок пуска.

Винт регулирует силу соприкосновения колес горизонтальной передачи  


«Двукрылые» конструкции позволяли достичь лучших характеристик точности, но высокая сложность и громоздкость в итоге заставили часовщиков отказаться от этой схемы в пользу одного барабана. Как правило, необходимый для работы замеряющего механизма вращающий момент снимается с оси секундного колеса. Для этого используют два варианта передачи: так называемые горизонтальная и вертикальная. В первом случае специальное колесо, насаженное на ось секундной стрелки, передает вращение по горизонтали расположенному в той же плоскости промежуточному колесу хронографа. В вертикальной передаче вращение передается по вертикали с того же дополнительного колеса на скользящее по оси секундного счетчика колесо хронографа. Второй вариант гораздо сложнее в исполнении, поэтому с XIX века в большинстве хронографов использовалась горизонтальная передача.

Зубья колес горизонтальной передачи имеют особый профиль  

150 лет назад: колонное колесо и горизонтальная передача
Самые продвинутые схемы с двумя колесными системами имели сплит-стрелку и позволяли производить замер двух интервалов одновременно. Как ни странно, именно появление этой стрелки дало толчок к созданию более простой системы хронографа, распространенной в наши дни. В частности, в механизмах с двойной колесной системой и сплит-стрелкой впервые было использовано так называемое колонное колесо, легшее в основу механизма современных хронографов.
К 1870 году функция хронографа стала весьма распространенной — такие модели создали многие часовые компании. Например, в Longines разработали схему с вертикальной передачей крутящего момента, которая осуществлялась при помощи сложной в исполнении конической зубчатой передачи. Большинство же производителей брали за основу конструкцию с горизонтальной передачей энергии на стрелки хронографа, которая и стала основной на последующую сотню лет.
Как выглядел типичный высококлассный хронограф того времени, можно увидеть на примере калибра 29-535 от Patek Philippe. Здесь используется горизонтальная передача и колонное колесо. Интересной особенностью является счетчик минут мгновенного типа: весьма сложная конструкция, позволяющая счетчику переключаться ровно в момент прохождения секундной стрелкой нулевой позиции. Такая конструкция была распространена на рубеже веков, затем из-за трудностей реализации и настройки постепенно вышла из моды. На оси счетчика секунд хронографа расположена улитка, которая взводит особый крючкообразный рычаг, а при прохождении стрелки через «0» отпускает его. Возвращаясь в исходное положение под действием пружины, крючок рычага захватывает и поворачивает на одну позицию храповое колесо, закрепленное на оси счетчика минут — при этом стрелка минут мгновенно перескакивает на одно деление.

Стальной «блин», прикрывающий колонное колесо  


Несмотря на то что конструкция калибра 29-535 не несет каких-то принципиально новых решений, с точки зрения качества исполнения этот механизм может считаться эталоном. Например, создатели не поскупились на камни — обрамленные шатонами, они установлены во всех критичных точках. Интересно, что в то время как большинство производителей стремятся показать колонное колесо и даже выделяют его за счет обработки материала, Patek решила скрыть его от глаз владельца, прикрыв плоским стальным «блином». Дело в том, что при включении-выключении хронографа между рычагами и зубьями колонного колеса возникает значительное трение, металл волей-неволей стачивается, и образующаяся микростружка и грязь оседают в колонном колесе, создавая довольно неприглядную картину. Производитель счел, что в закрытом узле эта грязь будет меньше распространяться по остальному механизму. Кстати, это решение тоже не ново — его можно встретить в высококлассных моделях 100-летней давности от компаний Lange, Audemars Piguet и даже Longines.
На примере данного калибра Patek хорошо разобрать устройство классической горизонтальной передачи. Она состоит из трех колес — секундного колеса ангренажа, на которое напрессовано дополнительное зубчатое колесо, входящего с ним в зацепление промежуточного колеса хронографа, а также собственно хронографного колеса. Два первых колеса находятся в зацеплении постоянно. При этом промежуточное колесо расположено на подвижном рычаге и имеет возможность незначительно перемещаться в стороны. При нажатии на кнопку пуска управляющий механизм перемещает рычаг с промежуточным колесом, его зубья входят в зацепление с зубьями хронографного колеса, и секундная стрелка хронографа начинает отсчет. При нажатии на кнопку останова рычаг с промежуточным колесом отходит в сторону, и передача размыкается.

Калибр хронографа MG3 с периферийным сектором подзавода установлен в Majesty Gent Chronograph от Ellicot  


Горизонтальная передача была популярна среди производителей на протяжении более века. В том или ином варианте она используется в таких известных механизмах, как Valjoux 7733, Valjoux 7750, Zenith El Primero, Montblanc Minerva (калибр LL100), Lemania 1861, Lange1815 и многих других.
К очевидным достоинствам горизонтальной передачи можно отнести ее конструктивную простоту. Действительно, система из трех колес, передающих крутящий момент в одной плоскости, хорошо знакома часовщикам и апробирована на протяжении без малого 150 лет. Знаком им и подводный камень, на который наталкиваются поклонники принципа «все гениальное просто»: погрешность измерения напрямую зависит от количества зубьев на колесах. Чтобы в момент пуска секундная стрелка не совершала прыжка, количество зубьев на промежуточном и хронографном колесах должно стремиться к бесконечности. Поэтому мастера стремились увеличить количество зубьев на полотне хронографного колеса, при этом сами зубья приходилось делать очень маленькими — это колесо иногда называют «бархатным». В результате становилось трудно выставить рабочий зазор передачи, а требования к точности изготовления деталей взлетали до небес. Кроме того, возрастала и сложность обслуживания хронографа: мельчайшие зубья легко повредить при сервисных работах.


В прошлом множество производителей хронографов потратили немало усилий на поиск оптимального профиля зубьев секундного колеса хронографа и промежуточного колеса. Они имеют не привычную для колесной передачи циклоидальную форму, а больше похожи на треугольник. Это позволяет им при включении быстрее входить в зацепление. Еще одним не новым, но нечасто используемым решением стало крепление рычага промежуточного колеса хронографа. Чаще всего он имеет независимое место крепления вблизи оси секундного колеса. В калибре Patek рычаг крепится непосредственно в той же точке, где и секундное колесо. За счет этого промежуточное колесо движется точно по окружности секундного, что уменьшает запаздывание при включении. Еще раз повторимся — это решение не ново, оно было эталонным для хороших моделей XIX века, затем в погоне за снижением себестоимости производители удешевили конструкцию. Поэтому можно сказать, что хронограф Patek Philippe возвращает нас в мир часового искусства.

Калибр хронографа с ручным заводом 1815 от A. Lange&Sohne — пример эффективного использования горизонтальной передачи  

40 лет назад: вертикальная передача и автоподзавод
Несмотря на то что и хронографы, и калибры с автоподзаводом не были редкостью еще в первой четверти ХХ века, скрестить одно с другим оказалось очень не просто. Это удалось сделать удачно лишь в 1969 году, когда появились сразу три хронографа с автоматическим механизмом. В двух из них (продукты консорциумов Movado — Zenith и Heuer — Breitling — Hamilton — Dubois Depraz) использовалась горизонтальная передача, в третьем — Seiko, которая всегда все делала не так — вертикальная. Именно она считается более продвинутой с технической точки зрения, и тенденцией последних лет стал отказ от горизонтальной передачи в пользу вертикальной. В 1978 году такой механизм представила Lemania (калибр 5100), в 1987 году появился удачный хронограф F. Piguet 1180, к началу XXI века хронограф с вертикальной передачей показал Rolex, чуть позже — Patek Philippe и Breitling. Год назад к своей конструкции 40-летней давности вернулась Seiko, использовавшая вертикальную передачу в хронографе Spring Drive.
Механизм вертикальной передачи похож на сцепление автомобиля: и там и там есть два соосных, расположенных параллельно диска. Один из них (ведущий) находится в постоянном вращении, а другой (ведомый) может прижиматься к нему или отходить в сторону. Соответственно, прижимаясь к ведущему, второй диск будет передавать вращение на связанную с ним систему колес, размыкаясь — останавливать ее.
Ключевым элементом системы с вертикальной передачей является хронографное колесо, являющееся механизмом включения-выключения. Это сложная конструкция, объединяющая одно или два зубчатых полотна и подпружиненное кольцо. Хронографное колесо обычно не связано с осью намертво и может вращаться относительно нее. Связь между ними осуществляется через подпружиненное кольцо, расположенное над полотном. Кольцо взаимодействует с так называемыми ножницами — рычагами, расположенными с двух его сторон. Сближаясь, «ножницы» фиксируют и приподнимают кольцо хронографного колеса, размыкая передачу, а расходясь, позволяют кольцу под действием пружины вернуться на место и соединить ось и полотно хронографного колеса. При запуске хронографа «ножницы» расходятся, замыкая передачу, а при останове сходятся, приподнимая кольцо и расцепляя передачу.


Главное достоинство системы с вертикальной передачей состоит в том, что она включается мгновенно. Ей не нужно выбирать зазоры между зубьями — движение стрелки начинается в тот самый момент, когда нажимается кнопка пуска и полотно секундного колеса прижимается мощной пружиной к оси стрелки хронографа. Кроме того, отсутствие дополнительных пар колес в передаче уменьшает потери энергии. Кстати, запас хода хронографа с вертикальной передачей больше при включенном хронографе, чем при выключенном. Это происходит из-за того, что ось секундного колеса всегда связана с хронографовым колесом, которое в выключенном состоянии давит на ось и механизм испытывает нагрузку даже тогда, когда хронограф выключен.
Недостатками вертикальной передачи, которые долгие годы тормозили ее использование, являются сложность и дороговизна деталей, а также трудности ремонта. Модуль хронографового колеса требует к себе повышенного внимания, особой смазки и практически не обслуживается. Например, в калибре Frederic Piguet 1180 этот узел меняется только в сборе и стоит от 300 долларов. Но сегодня выпуск хронографов — больше дело престижа, чем экономии. Вопросы стоимости использования часов владельцем в послегарантийный период их чаще всего не беспокоят — впрочем, это характерно и для других отраслей, например автомобильной.
Из трех упоминавшихся хронографов, ставших сенсацией в 1969-м, до наших дней дожил только один — Zenith El Primero, хотя изначально создавался как дорогой калибр не для массового использования. Калибр Breitling-Heuer-Hamilton был очень сложным и ненадежным. В нем использовался боковой сектор автоподзавода, причем автоподзавод располагался между «слоев» базового механизма и модуля хронографа, что делало механизм весьма капризным. Неудачное расположение заводной головки на 9 часах производитель оправдывал тем, что в часах с автоподзаводом пользоваться ей не придется.

Премьера Базеля 2011: однокнопочный хронограф с полным календарем калибра 66СМ8, установленный в Villeret Chronographe Monopoussoir от Blancpain  


Две другие конструкции были удачнее. Но Seiko подвела система пуска-останова: для нажатия на кнопки приходилось прикладывать очень серьезное усилие. Вторым недостатком японского механизма была очень сложная конструкция самого хронографа. Калибры 6038 — 6039 создавались на базе 6006, имевшего три стрелки и диск календаря. Из-за того что механизм изначально создавался на базе обычного калибра с автоподзаводом, он имел определенные недостатки. Плюс японцы сэкономили на камнях в некоторых опорах, и с течением времени возникал существенный износ поверхностей. Механизмы Seiko и сегодня зачастую не блещут конструктивной простотой, из-за чего их очень сложно обслуживать, но 6038 выделялся даже в ряду своих собратьев по марке.

30 лет назад: проще, дешевле, надежнее
1974 год ознаменовался появлением Valjoux 7750 — нынешнего эталона механического хронографа. Этот калибр изначально проектировался как интегрированный механизм, сочетающий в себе хронограф и автоподзавод, не как хронограф с «прилепленным» модулем автоподзавода или трехстрелочный автоматический механизм с модулем хронографа. С точки зрения нашей статьи 7750 был образцом использования классических схем с небольшими модификациями. В частности, в нем применялась горизонтальная передача, но чтобы выиграть место для механизма автоподзавода, вместо промежуточного колеса был использован качающийся триб, передававший вращение в другую плоскость. Другим существенным отличием от конкурентов стал отказ от колонного колеса в пользу кулачка, успешно опробованного на более ранних калибрах фабрики.
Как мы говорили выше, вопрос, который приходится решать конструкторам новых хронографов, заключается в том, каким образом организовать управление механизмом: обеспечить совместную скоординированную работу всех рычаговколес-сердечек. С XIX века в качестве такого управляющего устройства использовали колонное колесо — неразъемную деталь, представляющую собой храповое колесо, перпендикулярно плоскости которого расположены колонки, создающие точки опоры или пустоты. Они нужны, чтобы управлять различными перемещениями рычагов, которые либо опираются на одну их колонок, либо падают в промежутки между ними. А уже рычаги, в свою очередь, соединяют и рассоединяют различные колесные пары, тормозят вращение определенных деталей и управляют сердечками, позволяющими сбрасывать показания счетчиков.
По сути колонное колесо представляет собой двоичный программатор, активирующий в разные моменты времени те или иные модули механизма. Стандартные схемы колонных колес имеют периодичность в два и три шага. Первые используют в двухкнопочных хронографах и сплит-системах, трехшаговое колонное колесо удобно для однокнопочных хронографов. Колонное колесо поворачивается с помощью рычага, связанного с кнопкой пуска хронографа или кнопкой управления сплит-стрелкой. При этом колесо всегда вращается дискретно и только в одном направлении.
Практически все хронографы конца XIX — начала XX века имели колонное колесо, однако в 1930-е годы стали появляться более простые механизмы, управляемые кулачком. При той же надежности они обходились дешевле в производстве. Кулачок — деталь сложной формы, как и колонное колесо, взаимодействующая своими уступами с рычагами включения модулей хронографа. Кулачком управляет рычаг со специальной качелькой, позволяющей ему поворачиваться попеременно по и против часовой стрелки.
Колонное колесо имело неоспоримые преимущества во времена однокнопочных хронографов, но после повсеместного перехода на двухкнопочную систему никакой разницы между системами для владельца часов не стало. В настоящее время сравнивать между собой эти два типа управления хронографом — все равно, что сравнивать седан и кроссовер: вопрос скорее во вкусе и предпочтениях, чем в реальных различиях.
Колонное колесо дороже в изготовлении и более эффектно выглядит — поэтому его часто стараются делать видимым (пример Patek Philippe — одно из исключений). На кулачковой схеме созданы многие из лучших и надежнейших хронографов наших дней. Это, конечно же, Valjoux 7733, ряд модификаций Valjoux 7750, Lemania 1861 и их реинкарнации вроде SW500 от Selita и C2000 от фабрики Concepto, а также модули Dubois Depraz. На схеме с колонным колесом базируются знаменитый механизм Seiko 7039, Zenith El Primero, F.Piguet 1180, Lemania 5100, Venus 175, Omega 9300 и Longines Column Wheel Chronograph.


Калибр 7750 неоднократно модифицировался и сейчас выпускается более чем в двадцати вариациях. Сложно сказать, является ли этот механизм действительно лучшим из возможных. Однако вскоре после его появления швейцарский часпром оказался в глубоком кризисе, случившемся в результате нашествия кварцевых часов из Азии, и компаниям стало не до разработок столь сложных игрушек, как механический хронограф, а потому долгое время новинок в этой области практически не было.
Одной из интересных и признанных по надежности разработок стала появившаяся в 1978 году Lemania 5100. В 70-е механические часы испытывали жесточайший прессинг со стороны кварцевых, и при разработке калибра 5100 компания поставила цель добиться минимальной себестоимости и одновременно высокой надежности. Нужно отметить, что обе задачи были успешно решены. Механизм имел всего 184 детали, причем все они имели упрощенные формы и были дешевы в производстве. В частности, конструкторы отказались от традиционно сложной многоуровневой формы платины и мостов, соединив их друг с другом колоннами. Необычную форму приобрело традиционное колонное колесо, что упростило его производство. Модуль хронографа располагался на нижней циферблатной стороне механизма. Еще одной особенностью калибра стало использование модных в то время пластиковых деталей. Помимо соответствия тренду, они позволяли удешевить механизм и сделать его менее чувствительным к ударам — в частности, пластиковым амортизатором был защищен сектор автоподзавода.

В новом хронографе Healey от Frederique деталь, вырубленную из листа металла Constant установлен калибр SW500 от Sellita, представленный в прошлом году как аналог Valjoux 7750  


Этот калибр активно использовали марки, специализирующиеся на часах для летчиков и прочих моделях, где подразумеваются ударные и вибрационные нагрузки — Fortis, Sinn и т.д. Дополнительным залогом этой надежности служила вертикальная передача. Дело в том, что при ударах и вибрации промежуточное колесо традиционной горизонтальной передачи может отходить от хронографового колеса, и секундная стрелка хронографа будет на мгновение останавливаться. В вертикальной передаче контакт между деталями обеспечивается мощной пружиной и не разрывается при любых ударах.
Многие специалисты считают 5100 достойным конкурентом 7750. Однако в какой-то момент внешняя простота калибра перестала соответствовать стратегии Swatch Group, и производство было прекращено.

Калибр L688, эксклюзивно изготовленный ЕТА для Longines, украшает прошлогоднюю премьеру марки Column Wheel Chronograph  


Противоположностью полностью интегрированным Valjoux 7750 и Lemania 5100 стал подход фабрики Dubois Depraz, которая создала универсальный модуль хронографа. Этот модуль просто присоединялся к механизму и получал вращательный момент с оси секундного колеса. Соответственно, он мог быть легко адаптирован практически к любому базовому калибру. Такое решение имело свои плюсы и минусы. Благодаря тому, что вращательное движение снималось с центральных колес, можно было располагать счетчики практически как угодно. Производители часов получили возможность реализовывать свои самые смелые дизайнерские идеи. Модули Dubuis Depraz использовались компаниями совершенно разной ценовой категории — от довольно недорогих массовых до Audemars Piguet и Jaeger-LeCoultre, которые создавали с их помощью собственные хронографы. Минусами модульного подхода являются большая итоговая толщина механизма и сложность обслуживания. Dubuis Depraz не распространяла документацию на свои модули по порядку, принятому в ЕТА, для ремонта приходилось отправлять модули на фабрику, что серьезно затягивало сроки выполнения работ. Для него не поставлялись запчасти — модуль можно было заказать только целиком, что не способствовало популярности.
Таким образом, 7750 оказался первым недорогим, надежным и удобным в плане обслуживания калибром. Практика показала, что некоторые экземпляры могут работать без смазки до 10 лет, демонстрируя неплохие показатели точности.

Не Valjoux единым
С возвращением интереса к механике популярность 7750 повлекла за собой появление клонов. Наиболее близкими считаются анонсированный в начале 2010 года Sellita SW500 и созданные усилиями самой ЕТА серию Valgranges. Последние повторяли основные конструктивные черты 7750, но были призваны отвечать тренду на крупные часы и отличались большим диаметром и мощностью двигателя. Sellita совпадает с ETA по посадочным местам стрелок и циферблата, а также по основной компоновке. Однако механизмы имеют некоторые конструктивные отличия и их детали не являются полностью взаимозаменяемыми.
Еще одной интересной линией механизмов стал Frederic Piguet 1180 (с ручным заводом) и появившийся чуть позже 1185 (с автоподзаводом). Этот калибр появился в очень непростое для швейцарцев время — в 1987 году. Никто из часовщиков тогда не ожидал, что механические часы вновь станут востребованы, но компании F.Piguet и Blancpain решились выделить значительные средства для новой разработки. В результате FP 1180 стал самым тонким хронографом — его высота составила всего 3,95 мм. Даже после добавления модуля автоподзавода он остался менее 5,5 мм толщиной (калибр 1185). В хронографе использовано колонное колесо и вертикальная передача. В отличие от 7750 данный калибр предназначался прежде всего для престижных часов, он значительно сложнее в сборке и настройке, требует более высокой квалификации мастера. Например, практически вся колесная передача хронографа расположена под одним мостом, что затрудняет сборку. Еще одним минусом является необслуживаемый блок вертикальной передачи, который меняется только в сборе.
Недостаток Valjoux 7750 был также в том, что для достижения эффективности его конструкторам пришлось отклониться от сложившейся веками расстановки счетчиков: они располагались в положениях «6, 9 и 12 часов», в то время как их традиционными местами была нижняя половина циферблата — 3, 6 и 9 часов. Чуть позже появилась модификация 7753, в которой ради достижения традиционной раскладки счетчиков была добавлена дополнительная передача. Как и все дополнительное, она не добавляла механизму простоты и надежности. ЕТА и независимые производители продолжили эксперименты и появились хронографы на базе калибров ЕТА 2892 и калибр 2894.
В базовой версии ЕТА 2892 является достаточно мощным и надежным калибром, способным приводить в движение различные дополнительные модули, в том числе навесной модуль хронографа. Подобная конструкция используется многими производителями, которые экспериментируют с составом и расположением счетчиков, и легко опознается по глубокому колодцу окошка даты. Дело в том, что производители чаще всего достраивают модуль хронографа с нижней, циферблатной части механизма, поверх диска календаря. Чтобы избавиться от этого недостатка, на свет появился ЕТА 2894 — механизм с полуинтегрированным хронографом. Так же, как и в Lemania 5100, модуль хронографа с горизонтальной передачей располагался с циферблатной стороны механизма. Увы, 2894 и 2892, а также все известные конструкции «доработок» ЕТА 7750 существенно уступают в надежности этому калибру в его базовой, неиспорченной посторонним вмешательством, версии.

Zenith представил модель El Primero Striking 10’, в которой использованы возможности спуска с частотой 36 000 пк/час: стрелка хронографа здесь движется прыжками через 1/10 секунды  

Новейшая история
За последние десятилетия появилось новое оборудование и технологии, позволившие существенно разнообразить представленный на рынке ассортимент хронографов.
Одним из наиболее интересных механизмов стал выпущенный в 2009-м ЕТА С01.211, активно используемый в Tissot и Certina. Он является развитием сразу двух наработок: уже упоминавшейся Lemania 5100 и пластиковых Tissot Astrolon, сдобренных изрядным количеством новых технологий. Перед его авторами стояла задача создать механизм максимально технологичный, дешевый в производстве и имеющий при этом как минимум нехудшие эксплуатационные показатели. Идея, прямо скажем, не блещущая новизной. Но объединение прошлого опыта Swatch Group и современных технологий позволило получить совершенно новый результат.
Идеологически С01.211 является клоном 5100. Здесь использована плоская металлическая платина, к которой через специальные пластиковые проставки крепятся мосты. Детали нижней части механизма, где расположен календарь, скомпонованы при помощи пластикового кольца сложной формы. Такое решение позволило уменьшить число компонентов до 184, что невероятно мало для хронографа. Так, камней здесь всего 15. Одновременно удалось избежать наиболее затратных операций по изготовлению мостов и платины сложной формы, а также удешевить сборку, которую отчасти может вести автомат. В механизме применены синтетические спусковое колесо и вилка с интегрированными палетами. Это также избавило производителя от массы ручных операций (например, ладки хода). Ко всему прочему синтетические детали легче, что снижает потребление энергии и делает часы более устойчивыми к ударам. Бороться с ударами помогает также недорогая, но эффективная противоударная система Nivachoc B1 разработки ЕТА.


Все это позволило снизить розничную цену часов с механическим хронографом до нереального ранее уровня — модели Tissot на его базе стоят менее $700. Понятно, что Swatch Group ничего не говорит о возможности поставок нового калибра сторонним маркам: глупо отказываться от такого конкурентного преимущества, ведь с С01.211 механический хронограф впервые оказался способен конкурировать по цене с кварцевыми!
Однако Tissot — пожалуй, единственный производитель, озабоченный снижением цены на свои часы. Для большинства других марок собственный хронограф — это прежде всего способ подчеркнуть статус бренда. Так, Longines не зря вынесла в название своей модели Column Wheel Chonograph название ключевого элемента механизма. На рубеже XIX-XX веков компания выпускала немало высококлассных хронографов и новой моделью хотела напомнить рынку о своих заслугах. Ведь колонное колесо — весьма тонкое изделие, в отличие от кулачка, который представляет собой относительно несложную деталь, вырубленную из листа металла. С целью акцентировать внимание на колонном колесе в хронографе Longines оно выполнено из вороненой стали и явно выделяется цветом на фоне других деталей. В остальном это классический интегрированный хронограф с горизонтальной передачей.
Точно так же выделяется на общем стальном фоне и колонное колесо калибра TAG Heuer 1887, собравшего много удачных идей: здесь применен качающийся триб горизонтальной передачи (как в ЕТА 7750), позволяющий экономить пространство, и изобретенная Seiko сверхвысокоэффективная система автоподзавода Magic Lever (волшебный рычаг). Она состоит всего из четырех деталей: ротора автоподзавода, насаженного на его ось эксцентрика, вилки (которая и является волшебным рычагом) и храпового колеса, связанного с барабаном. При вращении ротора в любом направлении эксцентрик качает из стороны в сторону вилку-рычаг, хвосты которой проталкивают зубья храпового колеса строго в одном направлении. Подобная система была использована еще на самом первом хронографе Seiko в 1969 году, затем благодаря своей надежности и эффективности перекочевала даже в массовые калибры Seiko и Orient, где показала феноменальную живучесть. Такой же принцип в чуть более сложном исполнении используется в некоторых моделях IWC и Breguet.
Нетрадиционная система автоподзавода стала главной особенностью и вполне классического калибра MG3 компании Elicot. Его создатели использовали так называемый периферийный груз, представляющий собой кольцо, вращающееся по внешнему радиусу механизма. Такое решение позволяет сделать механизм тоньше, так как не требует дополнительного пространства. Данная система автоподзавода также изобретена не сегодня и ее популярность объясняется появлением новых сплавов и технологий обработки, отсутствие которых ранее не позволяло обеспечить должную долговечность некоторых узлов.
Интегрированный механизм хронографа с колонным колесом и вертикальной передачей представляет собой калибр B01 от Breitling. Его появление анонсировалось компанией как технологический прорыв — последние десятилетия до этого в часах этого бренда использовались преимущественно механизмы на базе ЕТА.
Собственный хронограф стал важной вехой в развитии и для марки Maurice Lacroix, все активнее заявляющей о своем статусе мануфактуры. Серия ML 106, ML 106-2, ML 106-5 представляет собой классические хронографы с ручным заводом, колонным колесом и горизонтальной передачей. Их самыми большими отличиями от других является увеличенный почти до карманного диаметр и градусник-лебединая шея, обеспечивающий точную настройку хода.

Мануфактура Breguet представила в 2010 году модель 3880ST/H2/3XV с кремниевыми деталями спуска и спирали баланса, частота колебаний которого составила 72 000 пк/час


Как видим из этого перечня, абсолютное большинство новинок в области хронографов представляют собой комбинацию или небольшое изменение прежних принципов. В этом ряду достаточно интересно выглядит представленный в 2011 году калибр 9300 от Omega. Внешне он отличается наличием всего двух дополнительных циферблатов. Однако на правом совмещены сразу два счетчика — минут и часов. Благодаря этому часы не только не потеряли функциональность, а стали даже логичнее. Другим изменением стала переработанная система управления хронографом, предохраняющая механизм от повреждения при неправильном использовании. Как уверяют специалисты компании, теперь можно нажимать кнопки хронографа в любом порядке и даже одновременно — в мастерскую после этого идти не придется. На данный калибр оформлено 5 патентов, один из которых касается узла хода (здесь применен новый вариант коаксиального спуска), а четыре — собственно хронографа. Для запуска и останова используется колонное колесо в комбинации с вертикальной передачей. Всевозможные премудрости в виде алмазного напыления барабанов, позволяющего снизить износ и повысить запас хода, лежат за рамками нашей статьи.

Все быстрее и быстрее
Воссоздавая старинные схемы и идеи, современные часовщики не забыли и про идею замера интервалов с точностью до долей секунды. Так, Zenith представил модель El Primero Striking 10’, в которой использованы возможности спуска с частотой 36 000 пк/час: стрелка хронографа здесь движется прыжками через 1/10 секунды и совершает оборот за 10 секунд. В своей основе это стандартный хронограф с колонным колесом и горизонтальной передачей, отличием является то, что вращение для модуля хронографа снимается не с оси секундного колеса, а с оси анкерного колеса. От него к секундному счетчику ведет специальная передача, обеспечивающая вращение стрелки с высокой скоростью. Как уже говорилось, эта идея не нова, например, в музее Audemars Piguet можно найти модели с такой конструкцией, относящиеся к XIX веку. Тогда она сильно нагружала механизм часов, а в наши дни применение деталей из кремния позволило конструкторам Zenith снизить вес отдельных компонентов в 3,5 раза и тем самым уменьшить это негативное влияние.
Кремниевые детали спуска и спираль баланса потребовались и компании Breguet при создании представленной в 2010 году модели 3880ST/H2/3XV. Частота колебаний баланса этого уникального хронографа была увеличена вдвое по сравнению с максимальной стандартной частотой наших дней, то есть с 36 000 до 72 000 пк/час (частоту 43 200 пк/час от Seiko еще рановато называть стандартной). Кремний потребовался здесь не только для снижения инерции деталей, но и для того, чтобы избавиться от смазки, которая разбрызгивается при столь высокой частоте баланса. Внешне необычная конструкция хронографа проявляется в том, что стрелка секундного счетчика делает оборот не за традиционную минуту, а за 30 секунд.
Однако рекордсменом по частоте баланса и точности засекаемых интервалов является TAG Heuer. В прошлом году компания представила часы, способные замерять промежутки времени с точностью до 1/100 секунды, где использован очень маленький баланс с жестким волоском и частотой колебания 360 000 пк/час. Этой весной она побила собственный рекорд и показала концепт-хронограф Microtimer Flying 1000 с погрешностью измерения до 1/1000 секунды.
Цифры, достигнутые TAG Heuer, впечатляют, хотя с технической точки зрения прорывных открытий компания не сделала. Высокоточные механизмы известны уже добрую сотню лет. Хроноскопы, как назывались такие приборы, производили и Ulysse Nardin, и Seiko, и другие фирмы. Все эти конструкции основывались на использовании специальных осцилляторов. Так, в механизмах от Ulysse Nardin не было привычного баланса: спираль крепилась непосредственно к оси анкерной вилки, которая и являлась осциллятором в колесной системе хронографа. В других конструкциях, наоборот, отсутствовал волосок в традиционном виде, а баланс был закреплен как бы на натянутой струне, которая выполняла функции оси и упругого волоска одновременно.
Инженеры TAG Heuer пошли по более традиционному пути: даже в модели с частотой колебаний 3 600 000 пк/час они сохранили баланс, хотя и в непривычно урезанном виде: вместо обода он представляет собой небольшой бочонок. Вообще говоря, в Microtimer соседствуют два полноценных механизма со своими барабанами, колесными передачами и осцилляторами. К «двухкрылой» схеме конструкторам пришлось обратиться из-за того, что сверхвысокочастотный спуск потребляет колоссальное количество энергии, и при использовании одной пружины почти каждый запуск хронографа сопровождался бы неизбежным остановом часов.
Оригинальное «двухкрылое» решение использовал в своей модели Centigraph Souverain Франсуа-Поль Журн. Так же, как и в старинных конструкциях, его хронограф имеет две колесные передачи, опирающиеся на один узел спуска. Но барабан всего один. Основная колесная система часов и колесная система хронографа получают вращательный момент с разных концов заводной пружины: с барабана и его оси. По утверждению создателя, это позволяет нивелировать воздействие модуля хронографа на точность часов. К сожалению, мы не имеем результатов тестов, но огромная разница в запасе хода с выключенным и включенным хронографом (80 и 24 часа соответственно) заставляют в этом усомниться. Кстати, индикаторы хронографа способны засекать интервалы до 10 минут, зато минимальная длительность интервала равна 1/100 секунды — стрелка на 10 часах вращается со скоростью один оборот в секунду. Это позволило нанести на счетчик тахиметрическую шкалу, помогающую определять скорость движения вплоть до 36 000 км/час — где-то между первой и второй космической скоростями.
Здесь мы вынуждены отметить одну печальную тенденцию. В погоне за красивыми цифрами и PR-публикациями компании подчас забывают о практической пользе создаваемых ими устройств, форсируя Рубикон от берега здравого смысла к противоположному. Так, непривычная индикация и не слишком удачный дизайн циферблата затрудняют определение засекаемых интервалов в хронографе Breguet. Придется привыкать к своему механическому чуду и владельцам хронографов от Zenith.
Еще менее практичными являются разработки компании F.P. Journe и TAG Heuer. Что хронограф с показанием до 1/100 секунды, что рекордсмен точности, отсчитывающий мгновения в 1/1000 секунды, — оба бесполезны в быту (особенно последний, не позволяющий засекать минуты). Причина не только в ограниченном запасе хода и ресурсе, но и в скорости человеческой реакции. Чтобы после команды нажать кнопку, нам требуется около 0,15 секунды, поэтому для бытовых измерений вполне достаточно устройств с точностью до десятых долей секунды. Примечательно, что во время пресс-конференции по случаю презентации модели Microtimer Flying 1000 на вопрос журналиста «зачем нужны такие часы, если человек никогда не сможет использовать их возможности» президент компании ЖанКристоф Бабен смог ответить лишь улыбкой, а в официальном описании модели Журна говорится о «теоретической возможности» измерять столь высокие скорости.
Сверхточные механические хронографы, использовавшиеся в прошлом науке, технике и спорте, создавались в расчете на управление пневматическими или электрическими приводами. Естественно, они устанавливались в специальные кронштейны и были рассчитаны на срабатывание от сверхбыстрых приводов. Современные механизмы едва ли выдержат такие ускорения при работе кнопок, да и шкалы большинства новых хронографов не рассчитаны на профессиональное использование. Поэтому можно предположить, что производители будут еще долго соревноваться в создании все более точных механизмов, но вопрос о том, сколько из них станет по-настоящему полезными устройствами измерения временных интервалов, останется открытым.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2011

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?