Искусство & технологии

Grand Seiko. Часовой дзен. Часть третья: Не просто кварц

«Это же кварцевые часы! Зачем вы собираете их вручную?» — на этот вопрос сотрудникам фирмы Seiko приходится отвечать всякий раз, когда принадлежащую марке фабрику посещают журналисты. Японцы не обижаются, а отвечают подробным рассказом о калибре 9F — базовом кварцевом механизме, использующемся в коллекции Grand Seiko. 

«Это же кварцевые часы! Зачем вы собираете их вручную?» — на этот вопрос сотрудникам фирмы Seiko приходится отвечать всякий раз, когда принадлежащую марке фабрику посещают журналисты. Японцы не обижаются, а отвечают подробным рассказом о калибре 9F — базовом кварцевом механизме, использующемся в коллекции Grand Seiko. 

«Часы, которые перевернули мир» — именно так называют в Seiko модель Astron, появившуюся на свет в 1969 году. Часовщики взялись за приручение чудесных способностей кварца задолго до этой даты — например, та же Seiko начала разрабатывать кварцевую тематику в 1959-м, а к токийской олимпиаде 1964-го уже была в состоянии обеспечить сверхточным хронометражем многие ее соревнования. Но окончательную победу они смогли отпраздновать только с появлением наручных часов, оснащенных кварцевым резонатором. Благодаря использованию ряда технических новинок — микросхем, отличающихся крайне низким энергопотреблением, шаговых двигателей открытого типа, резонаторов с удачно подобранной частотой — японцы смогли обеспечить фантастическую по тем временам точность хода (+/-20 секунд в месяц), одновременно сделав новый механизм недорогим. Покупатель проголосовал за новинку кошельком — и через несколько лет швейцарская часовая отрасль оказалась в руинах.

Калибр Seiko 9S85

Прогресс не стоит на месте. Современные кварцевые часы Grand Seiko оснащаются калибрами серии 9F, чья погрешность не превышает 10 секунд — но не в месяц, а в год! Для увеличения точности работы кварцевого механизма многие производители традиционно прибегают к особым техническим решениям — резонаторам, работающим на повышенных частотах (вместо классических 32 кГц — 192 кГц у Longines VHP и 4 МГц у Omega Megaquartz), термокомпенсационным схемам (Breitling SuperQuartz) и т.п. Инженеры Seiko знакомы со всеми этими хитростями и даже используют их в некоторых моделях часов — например, в Sportura Perpetual Calendar. Однако у подобных решений всегда находятся недостатки; например, повышение частоты колебаний резонатора влечет за собой рост потребления механизмом электроэнергии, что, в свою очередь, заставляет производителей использовать батарейки огромных размеров. По сравнению с большинством конкурирующих проектов калибр 9F — ничем не примечательный механизм с «обычным» резонатором. В нем ставка сделана не на создание особо сложных конструкций, а на максимально тщательную проработку всех элементов, на перфекционистский подход к разработке выпускаемой продукции. Превосходные характеристики 9F — это результат доводки каждой детали, один из достойнейших примеров следования второй половине девиза Seiko — «инновации и улучшения».

Дополнительные проставки-фиксаторы между осями часового, минутного и секундного колеса в калибре SEIKO 9F снизили их взаимное влияние друг на друга


Важнейшим компонентом кварцевых часов является резонатор. Возникающие по его вине отклонения от точного хода происходят из-за того, что частота колебаний кварца зависит от температуры окружающей среды, к тому же кристаллы подвержены старению, в результате которого меняются их характеристики. Специалисты Seiko очень серьезно подходят к отбору резонаторов — компания сама производит кристаллы кварца, из которых для топовой линейки Grand Seiko отбираются экземпляры, показавшие по итогам 90-дневного тестирования наилучшие результаты. Излишне говорить о том, что резонаторы искусственно состариваются — используемая методика гарантирует фактическую неизменность структуры кристаллов на протяжении всего срока их службы.

Более тонкий провод и плотная намотка позволили увеличить число витков катушки

Другой проблемой, характерной для кварцевых часов, является недостаточный момент, развиваемый шаговым двигателем, из-за чего дизайнеры вынуждены использовать облегченные стрелки. Чтобы избавиться от этого недостатка, создатели калибра применили в нем двухимпульсную систему регулирования, каждую секунду отправляющую на мотор не один электрический импульс, а целых два. Развивать больший момент двигателю помогает и увеличение индуктивности катушки: разработанная Seiko технология позволила использовать при ее намотке более тонкую проволоку (15 мк вместо обычных 30 мк) и добиться более плотной укладки. Как следствие, число витков и напряженность генерируемого катушкой магнитного поля увеличились в четыре с лишним раза; позже эта технология очень пригодилась Seiko при создании Spring Drive. Теперь кварцевым механизмам по плечу любые стрелки — даже те, с которыми ранее могли справиться только механические часы.


Традиционным недостатком «кварца» является так называемая «отдача» секундной стрелки. Большую часть времени колесная передача кварцевого механизма находится в свободном состоянии; при подаче электрического импульса на мотор зазор между зубцами исчезает, а после поворота колес — появляется вновь, заставляя стрелку чуть-чуть сдвигаться назад. Встроенная в одно из колес микропружина избавляет 9F от «отдачи», полностью ликвидируя люфт. Для обеспечения более точной индикации и уменьшения потерь на трение конструкторы Seiko использовали в топовом кварцевом механизме еще одно необычное решение. Как правило, колеса, непосредственно приводящие в движение секундную, минутную и часовую стрелки, располагаются соосно и касаются друг друга; в семействе калибров 9F втулки, на которые насаживаются стрелки, перемежаются особыми распорками, сводящими взаимовлияние деталей до пренебрежимо малых величин.

Встроенная в одно из колес микропружина избавляет калибр SEIKO 9F от «отдачи», полностью ликвидируя люфт секундной стрелки

Увы, статья не позволяет рассказать о многих других решениях, используемых в уникальном калибре, например, об устройстве календаря «день-дата» (его показания меняются с такой скоростью, что сам момент смены можно увидеть только при помощи сверхскоростной камеры) или о мерах, предпринимаемых для повышения защищенности механизма от внешнего воздействия и ошибок часовщика при замене батарейки. Но и вышесказанного достаточно, чтобы понять: калибр 9F — далеко не простая штучка. Высокий статус мотора подчеркивается его обликом: здесь нашлось место рубинам и декору «женевские волны».

На рынке уникальный механизм доступен в виде двух моделей: SBGX059 и SBGX061, с белым и черным циферблатом соответственно. Часы оформлены в привычно скромном стиле Grand Seiko: монохромный циферблат с накладными индексами и текстурой, похожей на яичную скорлупу, прекрасно отполированный стальной корпус, надежный стальной браслет. Как и в случае с механическими часами, 50-летие марки отмечено выпуском лимитированной серии повышенной точности — пятистам счастливчикам достанутся часы с точностью хода +/-5 секунд в год.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2011

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?