Искусство & технологии

Franck Muller Aeternitas Mega 4: Отсюда — и в вечность

7 ноября 2009 года американский коллекционер Майкл Гоулд в присутствии 400 гостей Hotel de Paris Monte-Carlo получил из рук представителей Franck Muller необычные часы в изогнутом бочкообразном корпусе Cintree Curvex. В этот вечер он стал владельцем первого экземпляра Aeternitas Mega 4 — самых сложных наручных механических часов, когда-либо созданных человеком. 

7 ноября 2009 года американский коллекционер Майкл Гоулд в присутствии 400 гостей Hotel de Paris Monte-Carlo получил из рук представителей Franck Muller необычные часы в изогнутом бочкообразном корпусе Cintree Curvex. В этот вечер он стал владельцем первого экземпляра Aeternitas Mega 4 — самых сложных наручных механических часов, когда-либо созданных человеком. 

Этот ноябрьский день может смело считаться кульминационной точкой шести лет упорного труда над амбициозным проектом. Впрочем, началась эта захватывающая история чуть раньше — в 2002 году, когда отдел исследований и разработок мануфактуры Franck Muller — знаменитые мастерские Watchland на вилле Жанто под Женевой — возглавил 67-летний Пьер-Мишель Голей. Несмотря на столь почтенный возраст, этот опытный кабинотье, в послужном списке которого значились часы для домов Patek Philippe и Audemars Piguet, с невероятным воодушевлением и азартом взялся за работу над серией сверхсложных механизмов.

Часы Franck Muller Aeternitas Mega 4

В процесс эволюции изобретений, логичным итогом которого стало появление Aeternitas Mega 4, с каждым годом вовлекалось все больше небезразличных к точной механике людей, заставляя их предвкушать появление следующей итерации проекта. Эта погоня за инженерным совершенством превратилась в своеобразную игру, держащую в напряжении часовую общественность. Пожалуй, именно яркое шоу, в которое усложнение часового механизма превратилось благодаря смелости и дерзости часовщиков Franck Muller, позволило марке за очень короткий промежуток времени завоевать огромную популярность и добиться чуть ли не самого заметного прогресса в новейшей часовой истории.

С каждым годом турбийон серии Revolution открывал для себя новые измерения, в итоге превратившись из парящего в трехосный Revolution 2

Колыбель эволюции
Основателем рода Aeternitas может считаться модель Revolution 1 (она же Imperial Tourbillon), увидевшая свет в начале XXI века. Это был крупный парящий турбийон, окно которого занимало почти половину циферблата. Однако одного турбийона было бы мало, подлинный смысл новинки открывался при нажатии боковой кнопки — вся каретка компенсирующего узла поднималась, как на лифте, до самого стекла и оставалась там до тех пор, пока владелец часов не отпускал кнопку. Тем временем стрелки перемещались в исходное 12-часовое положение и замирали там, не мешая любоваться на детали спуска. Когда турбийон опускался на место, они возвращались к работе.
В 2003 году революционные турбийоны обзавелись второй осью вращения — в часах Revolution 2 негативные эффекты гравитации компенсировались как в вертикальном, так и в горизонтальном положениях. Внутренняя каретка делала один оборот в минуту, а внешняя — один оборот в 8 минут, о чем красноречиво говорили индикаторы слева и справа от окна турбийона. В следующем, 2004 году Franck Muller покорилось третье измерение — турбийон стал трехосным, а его третья каретка делала один оборот за час. Кроме того, Revolution 3 мог похвастаться 10-дневной автономностью механизма, что на тот момент делало его одним из самых выдающихся турбийонов в мире.

С каждым годом турбийон серии Revolution открывал для себя новые измерения, в итоге превратившись из парящего в трехосный Revolution 3


Промежуточным финалом стало превращение Revolution в часы Evolution 3-1: к трехосному турбийону с 240-часовым запасом хода добавился вечный календарь с индикацией фазы Луны. На циферблате появилось множество различных указателей — и в дальнейшем их число будет лишь расти, из-за чего к проблеме создания сверхсложной механики добавится не менее сложная задача поиска оптимального расположения индикаторов, позволяющего разобраться в хитросплетении стрелок и цифр. Информационная перегруженность и по сей день остается одной из главных проблем проекта, вызывая немало нареканий среди тех, кто предпочитает иметь дело с практичной и наглядной индикацией.
Следует понимать, что решение проблем, связанных с организацией циферблата Aeternitas Mega 4, лишь частично находилось в ведении дизайнеров, приспосабливающих циферблат малой площади к нуждам сложного калибра и не забывающих при этом об удобочитаемости индикаторов — проект также нуждался в оптимальной компоновке всех составляющих механизма, приводящего в движение 18 стрелок и 5 дисков. Добиться нужного результата Голею удалось еще на стадии создания предварительных чертежей (к слову сказать, он до сих пор работает по старинке, вычерчивая их на бумаге при помощи традиционных чертежных инструментов) — именно по этой причине даже первые наброски, датированные 2005 годом, удивительно похожи на готовый механизм.

С каждым годом турбийон серии Revolution открывал для себя новые измерения, в итоге превратившись из парящего в трехосный Revolution 2 — как оказалось, лишь затем, чтобы снова вернуться к крупному парящему турбийону Mega

Казус папы

2006 год был отмечен дебютом Aeternitas. Название часов неспроста переводится с латыни как «вечность» —  тому есть две причины. Во-первых, механизм обзавелся платиновым микроротором, а, как известно, часы с автоподзаводом в первые десятилетия после их изобретения называли perpetual — «вечными». Во-вторых, Голею удалось значительно улучшить характеристики календаря, установленного в калибре 3410. Вместо условно-точной индикации даты и месяца, на которую способен обычный вечный календарь (такой, как календарь часов Evolution 3-1), новый модуль действительно не требовал корректировки — только успевай подзаводить механизм.
Все дело в особенностях григорианского календаря: предшествовавший ему юлианский календарь, названный в честь Юлия Цезаря, устранял несоответствие между календарным и астрономическим временем — 6 часов в год — при помощи 366-го дня, добавлявшегося к каждому четвертому году. Этот день достался февралю, последнему месяцу древнеримского календаря, а сам удлиненный год получил название «високосного». Казалось бы, система отлично работает; увы, в середине XVI века выяснилось, что Пасху, дата которой была привязана как к солнечному, так и к лунному циклу, из-за ошибки в расчетах отмечают совсем не тогда, когда ее постановил отмечать Никейский собор 325 года. Чтобы привести календарь в порядок, требовалось прибавить к текущей дате десять дней, что и сделал в 1582 году папа Григорий XIII. Точность календаря была повышена за счет введения особых правил для високосных лет; отныне год не становился високосным, если его порядковый номер был кратен 100 — кроме тех случаев, когда он был кратен 400. Например, 1900 год не был високосным, а вот 2000-й — был, поскольку делился без остатка не только на 100, но и на 400.
Именно перед этим нюансом пасуют традиционные вечные календари, которые приходится корректировать каждые сто лет на протяжении трех веков (с последующим перерывом на одно столетие). «Вечник» Aeternitas лишен недостатков — он правильно отображает дату и месяц в течение 1000 лет, после чего возвращается к началу цикла. Правильная индикация обеспечивается двумя колесными системами:

Часы Franck Muller Aeternitas Mega 4

Захватывающий дух калибр FM 3480 QPSE состоит из 1483 деталей


• первая колесная система включает в себя 10-летнее колесо, 100-летнее колесо и 1000-летнее колесо, с помощью трех цифр показывающие порядковый номер года в текущем тысячелетии;
• вторая колесная система отвечает за пропуск високосных лет согласно описанному выше правилу — для этой цели используется несколько кулачков.
Чтобы подчеркнуть феноменальные способности Aeternitas, на циферблат часов был выведен индикатор високосных лет, к которым нельзя добавлять 366-й день — весь февраль такого года индикатор столетнего цикла (расположен у отметки «2 часа») показывает зеленую точку вместо красной.
Что еще есть на циферблате Aeternitas? Индикаторы месяца, дня недели и високос ного года, ретроградный индикатор даты, точный индикатор фазы Луны, погрешность которого равна всего одним суткам на каждую тысячу лет, а также индикатор уравнения времени, сопряженный с механизмом календаря. Даже если часы проведут много лет в бездействии, то при следующем заводе и установке даты этот индикатор все равно покажет правильное значение. Автоматический механизм с «обычным» парящим турбийоном (в отличие от турбийонов серии Revolution он вращался лишь в одной плоскости) мог оснащаться усложнениями в различных комбинациях — максимальная комплектация подразумевала наличие сплит-хронографа и индикаторов двух дополнительных часовых зон, как будто позаимствованных у сверхуспешной модели Master Banker. Калибр собирался из 1044 деталей и имел в своей конструкции 72 искусственных рубина — но это была не последняя, а всего лишь предпоследняя ступенька перед восхождением на часовой Олимп.

Часы Franck Muller Aeternitas Mega 4

Компоновка усложнений FM 3480 QPSE, спроектированных Пьер-Мишелем Голеем. Механизм вечного календаря с секулярным циклом (со стороны циферблата)

Мега
Завершением цепочки RevolutionEvolution-Aeternitas стала модель Aeternitas Mega 4, прототип которой был показан публике еще в 2007 году. Новые часы должны были стать настоящим шедевром микроинженерии, вместившим самые замысловатые варианты всех существующих усложнений — без каких-либо послаблений. Для этого предыдущей модели не хватало лишь боя. Учитывая радикальный подход инженеров Franck Muller к параметрам всех Aeternitas, стоило ожидать появления на сцене миниатюрного симфонического оркестра — и он действительно появился.
К уже существующей базе был добавлен минутный репетир с большим и малым боем — иными словами, стандартная функция звукового оповещения по нажатию кнопки сочеталась здесь с автоматической звуковой индикацией. В случае с режимом большого боя (Grande Sonnerie) часы каждые пятнадцать минут сами по себе отбивают количество часов и четвертей часа; при переключении в режим малого боя (Petite Sonnerie) в начале каждого часа отбивается лишь количество часов, а при наступлении очередной четверти — лишь количество четвертей.
Кроме того, звучание репетира соответствует классу «вестминстерский карийон». Термин «карийон» употребляется при использовании репетиром разных мелодий для каждой из четвертей часа; эпитет «вестминстерский» указывает на то, что мы имеем дело с четырьмя гонгами и четырьмя молоточками. Этим гордым титулом репетир может обзавестись лишь в том случае, если его звучание в точности повторяет звучание «Биг-Бена» — легендарных часов на башне Вестминстерского дворца в Лондоне, играющих четыре ноты («ми», «до», «ре», «соль»). У каждой четверти часа в «вестминстерском бое» есть своя последовательность нот:

1. Ретроградная дата
2. Фаза Луны (погрешность один день за 1000 лет)
3. Индикатор включения боя 4. Кнопка включения/отключения режима боя
5. Корректор дней недели
6. Кнопка активации минутного репетира
7. Корректор фаз Луны
8. Индикатор запаса энергии карийона
9. Указатель дня недели
10. Уравнение времени
11. 24-часовой индикатор
12. Индикатор второго часового пояса
13. Кнопка коррекции второго часового пояса
14. Ретроградный 12-часовой счетчик хронографа
15. Секундная стрелка хронографа
16. Индикатор запаса хода механизма (до 72 часов)
17. Корректор месяца
18. Корректор даты
19. Кнопка переключения режима боя
20. Индикатор столетнего цикла
21. 30-минутный счетчик хронографа
22. Единая кнопка хронографа (старт/останов/сброс)
23. Указатель месяца
24. Индикатор високосного года
25. Кнопка fly-back
26. Указатель года
27. Индикатор третьего часового пояса
28. Кнопка коррекции третьего часового пояса 

• 1-я четверть: «ми-до-ре-соль»
• 2-я четверть: «ми-до-ре-соль»/«сольре-ми-до»
• 3-я четверть: «ми-до-ре-соль»/«сольре-ми-до»/«ми-до-ре-соль».

Компоновка усложнений FM 3480 QPSE, спроектированных Пьер-Мишелем Голеем. Механизм однокнопочного хронографа (со стороны мостов)

Таким образом, в 3:15 владелец часов сперва услышит три низких звука (по количеству часов), а затем — первые четыре ноты «Биг-Бена»; в режиме малого боя часы сыграют лишь «ми-до-ре-соль». Если же на кнопку минутного репетира нажать пять минут спустя, в 3:20, то к трем низким звукам и четырем нотам мелодии добавятся еще пять ударов молоточков — «ми-до-ми-до-ми», отбивающих «минуты-после-четверти». Для обеспечения столь сложного механизма энергией в калибр пришлось установить дополнительный заводной барабан, работающий лишь с музыкальным ансамблем; главный заводной барабан никак не связан с карийоном, что гарантирует четырехдневный запас хода часов.

Часы Franck Muller Aeternitas Mega 4

Компоновка усложнений FM 3480 QPSE, спроектированных Пьер-Мишелем Голеем. Механизм боя (со стороны циферблата)


При построении карийона снова остро встал вопрос о взаиморасположении узлов калибра; мастера усложнений, обитающие на вилле Жанто, решили не прятать под циферблатом большой парящий турбийон (14 мм в диаметре), что значительно усложнило процесс компоновки механизма. До этого похожая комбинация усложнений использовалась в часах Gerald Genta Octo 1999 года (кстати, Пьер-Мишель Голей на протяжении 25 лет тесно сотрудничал с Джеральдом Джентой), однако там турбийон был скрыт от пытливых глаз. Впрочем, маэстро справился и с этой проблемой (причем высота нового калибра увеличилась всего на 0,2 мм!) — для человека, построившего репетир высотой 2,72 мм, вряд ли чтолибо может стать по-настоящему сложным препятствием.
Итак, Aeternitas Mega стали первыми в мире часами, объединившими в одном корпусе вестминстерский репетир и турбийон, видимый сквозь окно в циферблате. Всего существует четыре варианта комплектации этой модели: репетир + турбийон, репетир + турбийон + однокнопочный сплит-хронограф, репетир + турбийон + вечный календарь и, наконец, вариант, в котором собраны все эти усложнения. Максимальная комплектация — это 36 усложнений (пуристы настаивают на том, что «чистых» усложнений здесь всего 23) и 1483 детали. Корпус таких часов по определению должен быть внушительным; знаменитая изогнутая бочка Cintree Curvex выросла до размеров 42 x 61 мм при высоте в 19,15 мм. Впрочем, по нынешним меркам, его нельзя назвать «чрезмерно крупным», тем более что размеры корпуса в данном случае определяются технической необходимостью, а не прихотью дизайнера. Управление работой механизма осуществляется при помощи крупной заводной головки и одиннадцати кнопок, расположенных по бокам корпуса.

Можно долго сравнивать Aeternitas Mega с произведениями других уважаемых мануфактур, скрупулезно подсчитывать количество усложнений и спорить о том, чей репетир имеет более чистое звучание — и все же придется признать, что этот механизм фантастически талантлив. Mega — это красочное представление, задуманное, срежиссированное и поставленное без сбоев и накладок ради удовольствия всех поклонников часового искусства. Ажиотаж вокруг таких премьер не стихает на протяжении всех двадцати лет существования дома Franck Muller, за что мы все очень ему благодарны.
Кстати, Aeternitas Mega 4 принадлежит еще один рекорд, не имеющий прямого отношения к механике. Американский коллекционер, о котором упоминалось в самом начале статьи, приобрел первый экземпляр часов за 2,7 миллиона долларов; таким образом, мастера Franck Muller создали самые дорогие наручные часы, проданные не на аукционе, а напрямую. 

Часы Franck Muller Aeternitas Mega 4

Franck Muller Aeternitas Mega 4
Корпус:
типа Cintree Curvex, материал — белое золото (18K)
Размеры: 42x61x19,5 мм
Циферблат: серебристого цвета, гильошированный узором «солнечные лучи»
Механизм: автоматический FM 3480 QPSE — однокнопочный flyback-хронограф с парящим турбийоном и вестминстерским карийоном, запас хода 3 дня
Функции: 18 стрелок и 5 дисков — часы, минуты, 24-часовой указатель, сплит-хронограф, 2 индикатора GMT, индикатор включения боя, индикатор большого/малого боя, дата, день недели, месяц, год, фаза луны, високосный год, столетний цикл, уравнение времени
Ремень: кожа крокодила, золотая застежка

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2011

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?