Искусство & технологии

Grand Seiko. Часовой дзен. Часть вторая: На предельной скорости

Два года назад — как всегда, без лишнего шума — Seiko запустила в производство очередную модификацию калибра 9S, получившую обозначение 9S85 Hi-Beat. Слово «хай-бит» в названии механизма указывает на то, что он оснащен сверхбыстрым балансом, обеспечивающим особо высокую точность хода.

Два года назад — как всегда, без лишнего шума — Seiko запустила в производство очередную модификацию калибра 9S, получившую обозначение 9S85 Hi-Beat. Слово «хай-бит» в названии механизма указывает на то, что он оснащен сверхбыстрым балансом, обеспечивающим особо высокую точность хода.

История высокочастотных калибров Seiko берет свое начало в 1964 году; тогда амбициозная японская компания решила принять участие в конкурсе хронометров, проводимом обсерваторией Невшателя. Продукция Seiko регулярно побеждала в схожих соревнованиях у себя на родине, однако первый опыт выступления в Швейцарии японцев шокировал: сертификата точности не удостоилась ни одна из представленных ими моделей. Лучший результат, которого удалось добиться японским часам, ограничивался 144-й строчкой в рейтинге конкурса.


Стало ясно, что без специальной подготовки и новых конструкторских решений тягаться со швейцарцами бессмысленно. Провал на соревнованиях подтолкнул Seiko к разработке механизмов с более высокой частотой баланса — вначале было выпущено несколько опытных образцов, принявших участие в хронометрических конкурсах, а в 1968-м каталог компании пополнился сразу тремя серийными калибрами, работающими с частотой 36 000 пк/ч. Логотип Grand Seiko, выгравированный на мостах трехстрелочного 6145, компактного 1944 и снабженного индикатором даты 4520, соседствовал с надписью «Hi-Beat».

Скороходы
Здесь следует остановиться и рассказать об истории высокочастотных калибров. О том, что повышение частоты колебаний баланса приводит к значительному уменьшению погрешности хода, часовщики знали давно. Высокая частота обеспечивает как большую стабильность против физических воздействий, так и меньшую позиционную погрешность (погрешность, вносимую силой тяжести и зависящую от положения часов в пространстве). Высокочастотные балансы активно используются в различных устройствах — секундомерах, хроноскопах и других приборах специального назначения. Например, Seiko может похвастать хроноскопом, работающим с частотой 360 000 пк/час (да, нулей здесь действительно четыре!).

Несмотря на это часовым компаниям в течение долгого времени не удавалось создать наручные часы с высокоскоростным балансом, пригодные для повседневного ношения. Первый серийный «скороход» был выпущен в 1966 году под маркой Girard-Perrеgaux; год спустя на свет появился калибр Longines 430. Seiko стала третьей в этом списке, опередив Movado, Eterna и Zenith с его знаменитым высокочастотным механизмом El Primero, до сих пор выпускаемым небольшими партиями. Начавшаяся гонка «скороходов» была прервана в начале 70-х появлением кварцевых часов. Это событие свело на нет все усилия по созданию сверхточных механических калибров — они усложнялись и дорожали, но их неизменно обходил более дешевый кварц. К высокоскоростным балансам часовщики вернулись лишь в 1988 году, но при этом ограничили себя частотой 28 800 пк/час. Что за трудности мешают мастерам?

Проблем здесь две — высокий износ деталей и высокое энергопотребление. Большая частота колебаний приводит к значительным нагрузкам на детали узла спуска, разбрызгиванию масла и изменению его свойств — следовательно, владельцу часов придется чаще обращаться в ремонтные мастерские. Высокоскоростной баланс быстрее расходует энергию главной пружины, и для обеспечения привычного запаса хода производители вынуждены прибегать к дорогим ухищрениям. Кроме того, большее передаточное число колесной системы — от барабана до анкерного колеса — означает, что порция энергии, получаемая балансом на каждом такте, оказывается меньше, чем в часах с обычной частотой. Это понижает стабильность его колебаний и даже может полностью нивелировать положительный эффект, достигаемый увеличением их частоты.

В поисках выхода
Этим проблемам инженеры Seiko противопоставили новейшие технологии. Анкерное колесо и анкерная вилка калибра 9S85 изготовлены тем же способом, что и сверхминиатюрная механика MEMS (Microelectromechanical System), используемая в новейших электронных устройствах — при помощи «фотомануфактуры», которую на протяжении последних пяти лет так активно пиарят швейцарские производители. Японцы освоили ее в 2004-м, только в качестве материала для деталей взяли не кремний, а никель; по их мнению, металл более предсказуем и стабилен во времени. Фотолитография и гальванопластика позволяют в буквальном смысле слова «выращивать» детали абсолютно точных размеров, не требующие последующей механической обработки или полировки. Форма деталей может быть любой — в данном случае анкерное колесо и анкерная вилка имеют многочисленные прорези, снижающие вес деталей. Прорези в колесе нужны для уменьшения момента инерции (это критично при высокой частоте колебаний) и потерь энергии, а легкая вилка в меньшей степени подвержена влиянию тряски. Применение новой технологии также обеспечивает более высокую чистоту контактных поверхностей зубьев колеса, что снижает трение и уменьшает износ деталей.

Калибр Seiko 9S85 

Еще более интересные возможности открываются в плане продления жизни смазки. Для того чтобы снабдить анкерное колесо нужным количеством масла, на его зубьях обычно делают небольшой скос. На этот скос мастер наносит смазку, в процессе работы механизма постепенно стекающую на рабочую поверхность зуба. В Seiko пошли еще дальше: фотомануфактура позволила сделать зубья не плоскими, а L-образными, благодаря чему запас масла на каждом зубе увеличился почти втрое. В сочетании с повышенной точностью изготовления колес это гарантирует больший срок их службы и меньший износ.

В калибре 9S85 Seiko использовала собственные материалы: для главной пружины — сплав SPRON 530, для волоска баланса — SPRON 610

Проблема повышенного энергопотребления решалась совместно с Институтом исследования материалов при университете Тохоку.
История совместных изысканий специалистов Seiko и ученых института насчитывает уже 50 лет; одним из результатов работы над материалами для пружин стал сплав Spron 530. Изготовленная из него главная пружина обеспечивает механизму запас хода в 55 часов — и это при частоте колебаний 36 000 пк/ч! Побочным эффектом увеличения продолжительности хода стало повышение точности: чем больший запас энергии способна хранить пружина, тем длиннее тот период, на протяжении которого она выдает стабильно высокий момент.

Не менее интересен сплав Spron 610, применяемый при изготовлении волоска баланса калибра 9S85 и обеспечивающий неизменность коэффициента упругости при перепадах температуры. Spron 610 легче обычных сплавов (и, как следствие, меньше подвержен влиянию тряски и прочих механических воздействий), почти не реагирует на магнитные поля. Даже без включения в конструкцию часов каких-либо антимагнитных экранов калибр 9S85 устойчив против магнитных полей напряженностью до 10 000 А/м, что более чем вдвое перекрывает требования международного стандарта на антимагнитные часы (4800 А/м).
Само собой разумеется, что все ключевые компоненты калибра 9S85 (включая детали спуска, спираль баланса, заводную пружину и сплавы для них) выпускаются предприятиями Seiko. Единственное, что здесь закупают на стороне, — это камни; но и в этом случае Seiko равняется на клеймо «100% Japan Made», приобретая рубиновые подшипники исключительно у японских фирм. Производство большей части деталей калибра, его сборка и тестирование осуществляются на фабрике Сидзуку-иси, расположенной неподалеку от города Мориока.

На рынке 9S85 доступен в виде моделей с референсами SBGH001 (белый циферблат) и SBGH005 (черный циферблат). Эти часы полностью соответствуют традициям Grand Seiko — они точны, лаконичны и максимально функциональны. Стальные 40-миллиметровые корпуса, отличающиеся высочайшим качеством полировки, завинчивающаяся головка, обеспечивающая водонепроницаемость на глубинах до 100 метров, выпуклое сапфировое стекло циферблата с антибликовым покрытием, стекло на задней крышке — вот достойная оправа для высокотехнологичного механизма. К своему 50-летию Grand Seiko выпустила тиражом 300 экземпляров лимитированную серию, внешне отличающуюся лишь наличием золотого льва на циферблате и роторе автоподзавода. Суть этого выпуска сводится к повышенной точности хода — -2/+4 секунды в сутки вместо -3/+5 у серийных часов, в улучшении, как видно, не очень-то и нуждающихся... 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2011

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?