De Bethune: Тысячелетний сокол
Есть один простой секрет, почему марке De Bethune, несмотря на ее молодость и любовь к экспериментам, удалось завоевать авторитет у серьезных и консервативных коллекционеров.
Есть один простой секрет, почему марке De Bethune, несмотря на ее молодость и любовь к экспериментам, удалось завоевать авторитет у серьезных и консервативных коллекционеров. Потому что все многочисленные патенты команды под руководством Давида Занетты и Денни Флажоле имеют исключительно практическую природу, то есть направлены на решение конкретных технических часовых проблем механизма — подобное встречается в современном часовом мире все реже. Часовщики De Bethune не стремятся придумать один сверхконцепт, который потрясет устои, но они скрупулезно работают над всеми узлами часового механизма, улучшая основные характеристики двигателя и обеспечивая его безопасность от агрессивного внешнего воздействия.
В маленьком двухэтажном здании мануфактуры в Ла-Шо-д'Оберсоне уже восемь лет собираются сложные инновационные механизмы, которые предстают публике в не менее необычных корпусах под маркой De Bethune. Кстати, мало кто знает, что своим названием марка обязана исторической личности средины XVIII века — министр финансов Людовика XV шевалье де Бетюн смог оставить заметный след и в истории часовых изобретений, придумав необычный двухплечий спуск в 1727 году. Разработка оказалась очень удачной и много лет применялась при конструировании настенных и настольных часов, которые сейчас встречаются на антикварных аукционах.
Хотя, если бы марка была просто названа в честь своих отцов-основателей, она не утратила бы престижа и исторической респектабельности: ведь тандем Занетта-Флажоле образован по каноническим традициям швейцарского часового дела. Бизнесмен и коллекционер Давид Занетта и французский часовщик в четвертом поколении Денни Флажоле, за плечами которого разработка более сотни собственных сложных механизмов. Флажоле начинал свою славную карьеру часовщиком в музее часового дела в Ле-Локле, после чего ему посчастливилось познакомиться с Мишелем Пармиджани. Успешная реставрация старинных часов в мастерских Флерье позволило Денни заработать отличную репутацию и получить заказы на изготовление сложных механизмов для Breguet. Впоследствии среди его заказчиков окажутся Cartier, Audemars Piguet, Piaget, Franck Muller (для которых он создал одни из самых сложных часов в мире) — этот перечень брендов безукоризненно служит показателем уровня мастерства Флажоле. Многое как специалисту для Денни дал период одиннадцатилетнего сотрудничества с «теплицей высокого часового искусства» — THA (Techniques Horlogeres Appliquees), где он имел возможность заниматься разработкой сложной механики с Франсуа-Полем Журном и Вианне Альтером. Впервые Занетта встретил Денни Флажоле на своем первом проекте: восстановлении легендарной марки L. Leroy. Но излишнее следование исторической традиции не устраивало обоих партнеров, поэтому следующий проект должен был в равной степени содержать в себе респектабельность, коммерческий успех и новаторство.
Эволюция новаторства
Первые два года молодой организм De Bethune потратил на становление, параллельно занимаясь разработкой и практической реализацией механических новшеств. Нет, компания сразу дебютировала, представив очень сложные модели с репетиром, вечным календарем, турбийоном, однако это было похоже на «обязательную программу», которой мало кого можно было удивить. Ну еще один «выскочка» с претензией на эксклюзивность, не первый и не последний.
Однако уже 2004 год ознаменовался серьезным технологическим всплеском, позволившим часам De Bethune обрести конструктивную индивидуальность и обратить внимание часовой общественности на полезность своих инноваций. Первый мануфактурный механизм DB2004 был оснащен патентованными титаново-платиновым балансом и балансовой пружиной с плоским изогнутым кончиком. Свежий подход мастеров под руководством Денни Флажоле к построению колебательной системы «балансспираль» был направлен на улучшение точности хода часов. С этой целью они, во-первых, поставили задачу оборудовать свои часы максимально легким балансом. Решение было найдено в четырехплечевой конструкции, где рама выполнена из титана, а на конце каждого «плеча» расположен платиновый грузик обтекаемой формы.
Второе поколение автоматического калибра от De Bethune DB2424 позволяет пользователю адаптировать интенсивность подзавода
Такое устройство позволяет убить сразу трех зайцев:
• благодаря легкости титана удалось добиться значительного уменьшения трения опоры баланса;
• просчитанная форма конструкции позволяет приблизиться к идеальному соотношению массы и инерции;
• обтекаемая заостренная форма грузов снижает сопротивление воздуха. Во-вторых, усилия были направлены на поиск эффективного альтернативного выхода из одной из ключевых проблем при создании спирали — поиск оптимальной формы и крепления ее окончания, которое будет во многом определять параметры колебания системы. Предложенная De Bethune спираль с плоским ломаным окончанием (прижимной частью) благодаря своим материалу и форме позволяет максимально скомпенсировать все возникающие из-за несовпадения центр масс погрешности и обеспечить стабильные показатели колебаний.
Тогда же впервые часовые эстеты смогли удивиться уникальному сферическому индикатору Луны, которому суждено будет стать визитной карточкой бренда. Выполненный из двух полированных половинок — платиновой и вороненой стальной — шарик вращается на оси с погрешностью один день за 122 года.
Калибр DB2015 был специально разработан для коллекции DBS
Дальше полезные инновации от De Bethune росли качественно и количественно в геометрической прогрессии. Спустя еще два года механизмы молодого бренда получили собственные уникальные противоударные системы. Привычная антишоковая защита оси баланса Incabloc была заменена на противоударную систему «тройного парашюта», придуманную Флажоле для защиты наиболее уязвимого места часового механизма при ударе — цапфы оси баланса. Эта конструкция состоит из титанового моста, опирающегося на пружины. Пружины, в свою очередь, давят на камни, установленные в опорах моста. При агрессивном внешнем воздействии, сила удара распределяется между опорами и благополучно амортизируется. Кроме того впервые в истории часового дела мастерами De Bethune было предложено амортизационное устройство и для инерционного сектора дебютного калибра с автоподзаводом DB2024. Следуя принципу гашения внешних воздействий на механизм, ротор защищался центральным амортизатором, представляющим собой четыре пружинных «ступни», на каждой из которых находится по три камня. Такое устройство защищает керамические подшипники от ударов и ограничивает любые горизонтальные деформации вращения.
«Великолепная семерка» технологических инноваций от De Bethune
1) Двойной заводной барабан с рубиновыми пластинами для устранения излишнего трения
2) Центральный амортизатор для защиты инерционного сектора автоподзавода
3) Балансовая спираль с плоским ломаным кончиком для обеспечения стабильности колебаний
4) Очень легкий титановоплатиновый баланс необычной конструкции для идеального соотношения массы и инерции
5) Самый легкий в мире титановокремниевый турбийон весом всего в 0,18 грамма
6) Температурноскомпенсированный узел «балансспираль» из кремния
7) Цилиндрический баланс с кремниевыми срединными дисками и платиновым внешним кольцом
Естественно, появление в портфеле марки автоматического калибра предвещало активные поиски вариантов повышения эффективности автоподзавода механизма. В 2009 году из калибра DB2024 появился калибр DB2424 с 6-дневным запасом хода и с системой регулирования интенсивности авподзавода. Собственная разработка фирмы из Ла-Шо-д'Оберсона дает беспрецедентную возможность адаптировать систему подзавода часов в соответствии с жизненной активностью их обладателя. С помощью заводной головки часов, управляющей специальным рычагом, можно снизить или повысить интенсивность подзавода часов инерционным грузом, чтобы повысить точность хода и избежать избыточного завода пружины.
Еще один патент был получен на заводные барабаны пониженного трения. Чтобы устранить ненужное трение внутри них, часовщики De Bethune разместили по три рубиновые пластины с каждой стороны от заводной пружины. Эта идея позволила получать колесной системе механизма максимум энергии от заводной пружины без лишних потерь.
На сегодня в двух основных базовых механизмах марки De Bethune — DB2005 с ручным заводом и DB2424 с автоподзаводом — собраны последние поколения всех описанных «полезных инноваций». Несмотря на то что на их полное внедрение и коммерческий запуск понадобилось всего 6 лет, это еще далеко не все, чем могут гордиться Давид Занетта и Денни Флажоле.
Базовый на сегодня механизм компании De Bethune DB2005 вобрал в себя все основные изобретения команды Флажоле
Кремний. DWO и DWT
Преследую идеалистическую цель создания совершенной часовой хронометрии, Денни Флажоле активно использовал альтернативные материалы и конструкции для ключевых узлов часового механизма, в частности осциллятора «баланс-спираль». Естественно, эти эксперименты не могли обойтись без использования самого трендового на сегодня вещества в часоделии — кремния. Удивительные характеристики этого материала — твердость, антимагнитность, устойчивость к коррозии, легкость и возможность полностью отказаться от смазки — открывают часовщикам невиданные ранее возможности. Возможности, которые позволили De Bethune сделать большой шаг по направлению к созданию «безгрешных» часов, часов мечты, материального артефакта непрекращающегося стремления человека к совершенству.
Кульминацией изобретательности часовщиков из Ла-Шо-д'Оберсона на сегодня стали два мануфактурных калибра DB2009 и DB2016, в которых использование кремниевых технологий позволило добиться беспрецедентных результатов.
Впервые анонсированный в 2008 году механизм DB2016 был разработан для первых часов мечты. Dream Watch One сходу поражают своим холодным футуристичным минимализмом и простотой, за которыми скрываются сложные технологические изобретения. Так, Dream Watch One оснащены уникальным цилиндрическим балансом с кремниевым срединным диском и внешним платиновым кольцом.
При этом кремниевая спираль спрятана внутри самого баланса и таким образом не доступна для наблюдения. Такая конструкция позволяет добиться максимально эффективных колебательных характеристик. Колеблющийся на частоте 28 800 полуколебаний в час зеркальный диск баланса открыт взору наблюдателя на «6 часов», однако только из-за игры света и тени на поверхностях циферблата и корпуса периодически можно уловить его вибрации.
А с тыльной стороны корпуса расположены признаки второго ключевого ноу-хау Dream Watch One — две кнопки и дуговая шкала. С помощью этих кнопок владелец часов получает возможность очень просто адаптировать работу механизма под свою персональную жизненную активность для достижения максимальной точности хода. Нажатие обоих кнопок связано с системой рычагов, передающих внешнее управляющее воздействие самому сердцу часового механизма.
Функционально Dream Watch One усложнены «лишь» сферическим индикатором фаз Луны, вынесенным фактически за пределы циферблата. Сам футуристический корпус имеет явные аналогии с космическим кораблем Millennium Falcon (Тысячелетний Сокол) под управлением Хана Соло в саге «Звездные войны». Очень символично, что Millennium Falcon согласно сюжету саги также был существенно модифицирован своими владельцами для достижения качественно новых технических характеристик.
Дизайн новинки DB24 Vetrois был навеян автору архитектурными особенностями Нью-Йорка 30-х годов прошлого века
Dream Watch Two — принципиально отличающаяся ветка часовой эволюции De Bethune. Калибр DB2009 собрал в себе «святую часовую троицу» — вечный календарь, минутный репетир и турбийон, однако фокус внимания сосредоточен именно на регуляторе хода. Флажоле удалось создать самый легкий в мире турбийон общим весом в 0,18 грамма и самой легкой деталью весом 0,0001 грамма. Одна десятитысячная грамма! Вся конструкция узла выполнена из кремния и титана (более 50 кремниевых деталей). Кремниевый четырех плечий баланс с платиновыми грузами на концах колеблется с частотой 36 000 полуколебаний в час. Чтобы добиться таких фантастических показателей легкости турбийона, кроме использования инновационных материалов Денни решил отказаться от традиционной каретки или стоек в пользу «спартанского» каркаса.
Кроме того минутный репетир Dream Watch Two вместо традиционного гонга использует колокольчик, а особенностью вечного календаря является мгновенная смена дат. Вечный календарь конечно увенчан «маркером» De Bethune — двухцветным миниатюрным шариком фаз Луны.
Идейный упор на полезную функциональность De Bethune отчетливо демонстрируется подвижными палладиевыми ушками, которыми снабжен крупный платиновый корпус Dream Watch Two. Простая, но эффектная конструкция позволяет по сравнению с Dream Watch One адаптировать Dream Watch Two под требования их владельца уже не функционально, а эргономично.
De Bethune DBDigitale
Корпус: розовое или белое золото, платина
Размеры: 42,8x14,6 мм
Циферблат: антрацитовый или серебристый, декорирован «Женевскими волнами»
Механизм: с ручными заводом и цифровой индикацией, титаново-платиновый баланс с плоским ломаным кончиком спирали и системой антишоковой защиты «тройной парашют», запас хода 6 дней, 28 800 полуколебаний в час
Функции: прыгающий час, дисковая индикация минут, полный календарь в линию в апертуре, сферический указатель фазы Луны с обратной стороны корпуса
Ремень: черный крокодиловый с застежкой-пряжкой
Своим подходом к молодой марке и заложенными в нее принципами Занетте и Флажоле удалось добиться результата, в который мало кто, кроме них, верил — наполнить часы De Bethune потенциальной коллекционной ценностью, донести покупателям свою часовую философию и заставить их поверить в перспективность их взглядов на развитие часового дела. Во многом этому успеху способствовало стремление команды De Bethune сделать часы полезными для их конечного обладателя, когда во главу угла ставится не только желание реализовать свои собственные амбиции и революционные часовые идеи, но и разумность и практичность функциональных, эргономических и эстетических нововведений часов De Bethune. Такая точка зрения подразумевает начинать разработку какого-либо улучшения не с вопроса «что еще придумать?», а с вопроса «как и зачем может пригодиться это нововведение будущему владельцу?».
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2011