Blancpain Carrousel Volant Une Minute: Триумф воли
Изначально «каруселью» назывался круговой выезд рыцарей на арену перед началом турнира, чтобы зрители могли восхищенно полюбоваться их блеском и мощью.
Изначально «каруселью» назывался круговой выезд рыцарей на арену перед началом турнира, чтобы зрители могли восхищенно полюбоваться их блеском и мощью. И если сам создатель часовой «карусели» Бенни Бонниксен пытался решать в первую очередь практические задачи, то его современный последователь Винсент Калабрезе явно представлял в уме эту олимпийскую демонстрацию красоты и силы: ведь его минутная карусель, созданная для Blancpain, играючи установила пять мировых рекордов
Брак на небесах
Если прогуливаясь по исследовательскому департаменту фабрики Blancpain в Ле Брассю, вы услышите пение Эроса Рамазотти, можно не сомневаться – где-то неподалеку находится мастерская Винсента Калабрезе, и, возможно, именно сейчас он как раз придумывает новую фантастическую конструкцию механизма. Несколько лет назад в одном из интервью мастер признался, что любит слушать музыку во время работы, а особенно его вдохновляет творчество Рамазотти.
Механизм Blancpain Carrousel Volant One Minute Calibre 225 декорирован с применением различных техник: перлаж, сатинирование, «женевские волны», англаж
Возможно, в сочетании с несколько снобистским имиджем Blancpain образ Калабрезе с его любовью к поп-культуре, итальянской сентиментальностью, склонностью к грубоватому юмору выглядит несколько странно, но именно это сочетание оказалось тем импульсом, который открыл совершенно новую главу в истории «старейшей швейцарской часовой марки». Впрочем, путь к этому союзу был довольно долгим.
Впервые дороги Винсента Калабрезе и Blancpain пересеклись в 1985 году. Под вывеской свежесозданной Академии независимых часовых мастеров AHCI Калабрезе на выставке в часовом музее Ле Локля демонстрировал свое любимое детище – турбийон, построенный по принципу «пространственного конструирования часов»: механизм словно висел в воздухе в прозрачном корпусе. Важно отметить, что в то время стагнации отрасли часовой механики, когда она только начинала подавать первые признаки жизни, мало кто вообще слышал такое слово как турбийон, и самое зрелищное усложнение ждало в архивах своего звездного времени. А за конструирование такого механизма мог взяться только отчаянно смелый и влюбленный в часовое дело человек. Когда с диковинным механизмом познакомился Жак Пиге, на тот момент совладелец Blancapin и фабрики Frederic Piguet, он настойчиво пригласил молодого мастера продолжить свои творческие изыски уже под крылом старейшего часового бренда. Причем речь шла именно о создании абсолютно нового революционного механизма, не имеющего аналогов в мире – первого турбийона Blancpain.
Сторона циферблата
1.(Карусель — далее К.) Секундное колесо, оно же четвертное, соединено с трибом, свободно вращается
1.(Турбийон — далее Т.) Секундное колесо, оно же четвертное, не соединено с трибом, зафиксировано и не вращается
2.(К) Балансовое колесо
2.(Т) Балансовое колесо
3. Восьмидневное колесо
4. Промежуточное колесо
5. Заводной барабан
6. Колесо спуска
7. Третье колесо, вращающее каретку
8. Центральное колесо
9.(К) Каретка карусели приводится в движение периферийной колесной системой, питающейся от третьего колеса, может быть отсоединена от механизма
9.(Т) Каретка турбийона, приводится в движение напрямую от третьего колеса через триб секундного колеса, является неотъемлемой частью колесной передачи механизма
10.(К) Периферийное промежуточное колесо, вращающее каретку карусели*
11.(К) Понижающее колесо*
12.(К) Нижнее колесо, на котором размещена платформа карусели*
13.(К) Триб секундного колеса не соединен с кареткой карусели, свободно вращается
13.(Т) Триб секундного колеса прикреплен к центру каретки, приводит ее в движение
14. Храповое колесо
15. Храповая собачка
*Элементы периферийной системы, приводящей в движение карусель.
Обратная сторона механизма
Предложение пришлось очень кстати, так как нельзя сказать, что дела Калабрезе шли замечательно, несмотря на то, что за его плечами было создание столь великолепного механизма как Golden Bridge для Corum в 1980 году. Даже оставив за собой право на использование технологии «багетного двигателя», он вскоре в полной мере ощутил все сложности существования независимых часовщиков в жестких условиях рынка, особенно мастеров иностранного происхождения. Ни для кого не секрет, что сама идея Академии
- ассоциации часовых дел мастеров, способных создавать настоящие шедевры, с которой Винсент обратился к своему другу датчанину Свенду Андерсену – и родилась из-за швейцарской кастовости и ксенофобии, решительно оберегавшей свою национальную гордость от «чужаков».
Турбийон, построенный Калабрезе и командой Blancpain, и по сей день остается одним из самых роскошных механизмов, когда-либо создаваемых в Швейцарии и за ее пределами. Вряд ли кто мог этого ожидать, но разработанный механизм побил сразу шесть мировых рекордов:
- Самый тонкий в мире турбийон
- Первые в мире наручные часы с парящим турбийоном
- Первый в мире минутный парящий турбийон (из-за проблем с опорами и смазкой в карманных часах с парящим турбийоном каретка совершала оборот за 5 минут)
- Первый в мире турбийон на шарикоподшипниках вместо традиционных камней опор
- Самые тонкие в мире часы с восьмидневным запасом хода
- И турбийон с самым большим запасом хода (8 дней)
Чуть позже этот механизм был укомплектован инерционным сектором, став тем самым первым в мире турбийоном с автоподзаводом. Простое перечисление этих достижений позволяет осознать насколько сложная и смелая инженерная задача была поставлена и блестяще решена.
20 лет спустя
Прошедшие с момента того триумфа два десятка лет вместили в себя огромное количество событий в жизни обоих участников союза, однако память о столь удачном опыте сотрудничества привела нового руководителя Blancpain Марка Хайека к идее повторить «трюк со шляпой» и вновь создать нечто сенсационное, не имеющее прецедентов в часовом мире. На сей раз творческий триумвират составили, конечно же, основной идейный вдохновитель Винсент Калабрезе, Винсент Беккья (глава R&D департамента Blancpain) и Марко Роша (Frederic Piguet). Это блестящее трио резонно посчитало, что после декады турбийономании очередным сверхмудрым «вихрем» уже никого не удивишь, амбиции и мощь бренда и коллектива требовали чего-то нового. Как это принято среди современных инженерных часовых идеологов, концепция была вытянута из архивов – так миру была явлена целиком забытая часовая «карусель». Этот часовой узел имеет ту же конечную цель, что и турбийон – улучшение точности хода часов с помощью компенсации позиционных ошибок колебательной системы «баланса-спираль» путем помещения всей системы спуска на вращающуюся платформу. По этой причине карусель часто ошибочно называют разновидностью турбийона, его частным случаем. Это в корне неверно, так как эти конструкции имеют принципиальные различия в построении, которые делают их в лучшем случае двоюродными братьями.
Отсутствие верхнего моста парящей карусели открывает полный обзор каждого элемента сложного узла
Первые в истории
Конечно же, амбициозная задача команды Blancpain не заканчивалась на воссоздании исторической карусели. Вооруженные в том числе мощными компьютерными системами проектирования Калабрезе сотоварищи поставили цель создать механизм с каруселью с фиксированной частотой работы баланса в 3 Гц и минутным периодом вращения каретки карусели (конечно же первой в истории часового дела) – такими же параметрами как у того знаменитого турбийона Blancpain. В 2008 году эта задача была блестяще решена, более того впервые в часовой истории балансовое колесо карусели было помещено в центр каретки. Как и ожидалось, конструкция карусели содержала значительно больше деталей, чем конструкция турбийона – 262 против 238.
Отчаянно смелым решением было создание первых в мире часов с парящей каруселью – Blancpain Carrousel Volant Une Minute. Разработанная схема позволяла поддерживать все компоненты карусели лишь с одной стороны – опоры находились с тыльной стороны механизма. В результате разработки такой сложной системы владелец часового шедевра получал абсолютный обзор каждого элемента чудесного устройства. Из-за отсутствия верхнего моста создается полное ощущение, что вся платформа с элементами спуска будто парит в воздухе – отсюда и название.
Blancpain Carrousel Volant Une Minute
Ref: 00225-3434-63B
Корпус: 43,5 мм из платины, высота 14 мм, сапфировое стекло и задняя крышка, WR 100 метров
Механизм: автоматический калибр 225, высота 5,89 мм, диаметр 26,2 мм, запас хода 100 часов, карусель
Функции: часы, минуты, боковая секундная стрелка, календарь-дата, индикатор запаса хода
Циферблат: серебристый скелетонизированный
Ремешок: черный из крокодиловой кожи
Лимит: 288 экземпляров
Механизм Carrousel Volant Une Minute получился настолько инновационным, что Blancpain и Калабрезе проводили специальные семинары для часового сообщества, на которых наглядно демонстрировались и обсуждались различия «братских» устройств турбийона и карусели.
Наконец в 2010 году настал черед очередной партии рекордных записей в книгу достижений швейцарского часопроизводства в разделе Blancpain. К карусельному спуску добавлен репетир с кафедральным боем – такая комбинация автоматически становилась «первой в мире» сразу в ряде номинаций. Кроме этого это уже третий репетир, построенный на Blancpain с конца 80-ых. Единицы часовых брендов в мире могут стать вровень хотя бы по этому показателю. Общее количество компонентов механизма перевалило за четыре сотни.
Обновленная версия Carrousel Volant One Minute 2010 года дополнилась репетиром с кафедральным боем (на стр. 45 — обратная сторона механизма)
Как и положено репетиру с кафедральным боем звучание часов Carrousel Repetition Minutes очень чистое и долгое – гонги опоясывают механизм полтора раз для достижения характерного усиленного резонанса. Чтобы звук легче пробивался сквозь золотой корпус, сами гонги присоединили к внутренней части корпуса – особая конструкция позволила достичь впечатляющих результатов по громкости и чистоте звучания.
Еще одно функциональное новшество заключается в автоматическом отсоединении системы ремонтуара часов от остального механизма во время активации репетира. Эта манипуляция позволит избежать привычного слабого места всех репетиров – гарантированной поломки часов при попытке выставить время во время боя.
Брак по расчету
Интересно, что и руководство Blancpain, и Винсент Калабрезе, наконец, пришли к выводу, что дальше им лучше идти по вместе по дороге жизни: мастер продал свою компанию Swatch Group, сняв с плеч груз забот одинокого независимого мастера, а взамен получил должность члена исполнительного совета директоров холдинга и работу в отделе разработок и исследования Blancpain.
По поводу перспектив этого союза у многих возникают сомнения, особенно, у других независимых мастеров, считающих что талант и фантазия, характерная для творений Калабрезе, со временем будут подавлены диктатом мануфактуры с четким представлением о том, что должно делать, а что нет. Но, может быть, это понимание своего пути и перспектив – и есть то, чего не хватает одиночкам?
Все часам, создаваемым Винсентом Калабрезе, неизменно подходило определение «творческие». Для него всегда была важна визуальная игра, свежий взгляд. Он из той редкой породы людей способных удивлять, но делать это очень тонко, стильно, по-итальянски с неизменным юмором и легким солнечным стебом. Для таких креативных личностей вопрос «зачем» изначально некорректен – «Как зачем? – Чтобы дарить радость и приносить удовольствие людям».
Но именно сотрудничество с большим часовым брендом над такими серьезными проектами как парящий турбийон или карусель, несмотря на всю относительную их полезность, позволило оставить серьезный след в современной часовой истории.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2010