Х Grand Prix d’Horlogerie de Geneve: Всем сестрам по серьгам
18 ноября в женевском Гран Театре состоялась десятая церемония вручения Женевского часового Гран При (GPHG). Она показала: за 10 лет часовой «Оскар» много достиг. И теперь нуждается в переменах.
18 ноября в женевском Гран Театре состоялась десятая церемония вручения Женевского часового Гран При (GPHG). Она показала: за 10 лет часовой «Оскар» много достиг. И теперь нуждается в переменах.
«Скандальчик вышел!» - радостно перемигивались между собой приглашенные на мероприятие гости и журналисты. Предмет «скандальчика» заключался в подарках членам жюри, которые в этом году оказались карманными часами с изображенной на крышке эротической миниатюрой, созданной неким женевским художником по имени Ален Бабель. Дело, впрочем, было даже не в эротическом характере подарка, а в том, что открыв часы, бенефициары обнаружили шокирующую надпись made in China…
Обладателем главного приза — «Золотой стрелки» L'Aiguille d'Or стала модель Double Tourbillon 30° Edition Historique от Роберта Грюбеля и Стивена Форси
Лучшие женские часы Van Cleef & Arpels Le Pont des Amoureux
За 10 лет к конкурсу накопилось довольно много претензий, как у его участников, так и у наблюдателей. В первую очередь: из-за неучастия таких грандов индустрии как Swatch Group, Rolex и Patek Philippe. Причем, если первые два сразу не пожелали становиться партнерами конкурса, то Patek Philippe поначалу весьма охотно собирал призы, а затем также отказался от участия, из-за «необъективности судейства». Даже такой признанный мэтр GPHG как Франсуа-Поль Журн, собравший, наверное, самое большое число главных призов за историю Гран При, в этом году заявил, что тоже недоволен организацией, и будет настаивать на изменении правил, иначе он больше не будет выставлять свои модели на суд жюри. А ведь в этом году организаторы из Edipresse так постарались, чтобы никто не остался обиженным, так постарались искоренить эту самую «необъективность». Жюри даже разрешили некоторые коллегиальные обсуждения, чтобы выработать общую стратегию голосования – случай беспрецедентный в истории GPHG, вызвавший возмущение у часовых профессионалов. Они были уверены, что «перемигивания» судей лишат конкурс главной интриги, позволят чуть ли не предсказать победителей в соответствии с конъюнктурой рынка.
И результаты голосования действительно удивили. С одной стороны, они продемонстрировали широту взглядов GPHG, не свойственную ей раньше: демократичность, интернациональность, равное уважение к крупному и малому бизнесу (в этом контексте даже китайские подарки с картинами малоизвестного художника не выглядят нонсенсом). С другой стороны, жюри конкурса было призвано не «формировать стратегию», а оценивать конкретные модели. А именно эта задача, по мнению многих аналитиков, для GPHG окончательно отошла на второй план. Судите сами:
Главный приз «Золотая стрелка», равно как и приз за лучшие сложные часы достались заслуженным часовым мастерам: Роберту Грюбелю со Стивеном Форси и Франсу-Полю Журну. Что касается последнего, то, видимо, только участие лично Журна в жюри (и, соответственно, отказ от конкурса) может оставить этого мастера без приза – учитывая, что в этом году мастер представил сразу три модели. И ничего не дать Greubel Forsey также было невозможно. Но разве можно назвать и Double Tourbillon 30° Edition Historique и Chronometre a Resonance новинками? Двойной турбийон часового дуэта в следующем году вообще покидает часовую сцену (и, получается, что Гран При – это заслуженная овация под занавес), а свой резонансный хронометр Франсуа-Поль Журн, как известно, создал 10 лет назад, и в этом году он был только «модифицирован» 24-часовой шкалой. Притом что в категории «Лучшие мужские часы» от F.P. Journe номинировалась действительно новая и очень симпатичная модель - Chronometre Bleu, которой многие прочили победу. Но здесь приз довольно неожиданно достался новой марке Laurent Ferrier за часы Galet Classic Tourbillon Double Spiral, что вызвало еще больше вопросов. Например, вслед за словом Classic в названии модели следует необъяснимое Tourbillon Double Spiral – и действительно модуль турбийона обнаруживается на задней стороне механизма.
Но тогда почему эти часы претендовали на титул «лучшей мужской классики», а не «сложной механики»? Ответ кроется, очевидно, в возрасте марки - Laurent Ferrier была основана в декабре прошлого года, и жюри GPHG, с одной стороны, очень хотело поддержать молодого производителя (ведь одна из миссий конкурса – открывать новые имена и давать им карьерный толчок, в конце концов, успех самого Журна, во многом – заслуга Grand Prix), с другой стороны, было бы странно давать приз за сложные часы никому не известному производителю. Как результат – снова компромисс в ущерб объективности.
Ощущение компромисса оставило и распределение призов за дизайнерские и дамские часы и приз лучшему часовщику: первый забрал Макс Бюссер за только что вышедшую четвертую «машину», второй – Van Cleef&Arpels за Le Pont des Amoureux, созданный Жан-Марком Видеррехтом, который мог претендовать на титул «часовщика года», зато последний получил Жан-Франсуа Можон, а вместе с ним и Harry Winston за Opus X. Конечно, каждая из этих моделей достойна приза, и важно, что все остались довольны – и бывшие коллеги и нынешние, но, согласитесь, неужели «Мост влюбленных», уникальное соединение часовой и художественных техник, которое в руках держали единицы, можно назвать просто «лучшими женскими часами»?
И вот тут судьи конкурса опять решили проявить объективность и показать, что они не витают в заоблачных сферах, а думают о народе. Так, в категории «Лучшие спортивные часы» очень хотелось отдать главный приз турбийону от Richard Mille RM 027, в которых играл Рафаэль Надаль. Но «спортивность» предполагает все-таки некоторую демократичность, а этого совсем нельзя сказать о часах стоимостью 500 000 франков и выпущенных тиражом 50 экземпляров. Поэтому приз получила Seiko (уже второй раз в истории конкурса японский представитель поднялся на сцену за призом) и почему-то тоже за старую модель - Spring Drive Spacewalk была представлена в 2008 году.
Но главным прорывом мероприятия стало введение категории «Малой стрелки» - за лучшие часы стоимостью менее 5000 франков. И здесь, как оказалось, развернулось настоящее состязание между популярными брендами, которое заслуженно выиграл TAG Heuer за свой хронограф Carrera Calibre 1887.
Что подводит некоторый итог десятилетию конкурса GPHG. Все лауреаты этого года очень интересны и получали свои призы под гром аплодисментов. Но разница между категориями сложных, классических, дизайнерских – или скажем дамских и ювелирных часов уже настолько тонка, что возникает ощущение, что она вводится искусственно. А единственным объективным критерием различия остается цена.
И, если речь по-прежнему идет об искусстве, а не о маркетинге, возможно, действительно настало время реформ.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2010