Pequignet Calibre Royal: Есть ли будущее у французской механики?
Когда несколько лет назад Дидье Лейбунгут приобрел у Эмиля Пекине его часовую компанию, никто и представить не мог, что в амбициозные планы французского предпринимателя входит то, к чему Николас Хайек столько лет подталкивал швейцарских часовщиков: строительство собственной мануфактуры и создание первого за долгие годы французского базового калибра.
Когда несколько лет назад Дидье Лейбунгут приобрел у Эмиля Пекине его часовую компанию, никто и представить не мог, что в амбициозные планы французского предпринимателя входит то, к чему Николас Хайек столько лет подталкивал швейцарских часовщиков: строительство собственной мануфактуры и создание первого за долгие годы французского базового калибра.
Эмиль Пекине, как известно, был художником и жуиром, который любил лошадей и часы. Эти две страсти он и попытался соединить, когда в 70-е приобрел участок земли у подножия Юрских гор, во французском регионе Франш-Конте недалеко от Монтре. Там господин Пекине завел лошадиную ферму и ателье, где начал создавать эскизы изысканных, оригинальных, очень французских часов. Марка Pequignet достигла успеха и известности как люксовый дизайнерский бренд в первую очередь благодаря «африканским» коллекциям часов и аксессуаров с использованием редких материалов и, конечно же, моделям со съемными ремешками, не сходившими несколько сезонов со страниц модных журналов. В этом свете Pequignet даже способствовало ее французское происхождение — ведь эта страна в первую очередь ассоциируется с творчеством и модой.
Дидье Лейбунгут и Николя Саркози
Когда же компанию приобрел новый владелец, человек скромный, закрытый, да еще с такой труднопроизносимой фамилией, никто и не догадывался, что цель Дидье Лейбунгута — ни много ни мало оспорить последствия самого Нантского эдикта 1685 года, после которого тысячи часовщиковгугенотов покинули Франш-Конте в поисках убежища в Швейцарии, тем самым во многом лишив Францию ее исторической часовой славы.
Впрочем, и в ХХ веке этот регион все равно считался признанным часовым центром Франции. Там находился крупнейший национальный часовой завод Lip, там открывали ателье французские независимые часовые мастера, как тот же Эмиль Пекине или Ален Зильберштейн, наконец, в Франш-Конте было создано первое советское предприятие с иностранным капиталом — часовой завод «СлаваБезансон». И не удивительно, граница со Швейцарией совсем прозрачна, по сути это один Юрский массив, и до Ла-Шо-деФона — рукой подать.
Итак, в ателье, созданном Эмилем Пекине, где уже выпускались часы с собственной модификацией механизмов ЕТА, Дидье Лейбунгут приступил к разработке первого после долгого перерыва французского мануфактурного калибра. Для этого ему потребовалось объединить усилия с конструктором Ху Ван Траном, часовым мастером Людовиком Пересом и производственным управляющим Филиппом Бланшо. После трех лет разработок первые сто прототипов калибра ЕРМ01 были представлены на выставке в Базеле в 2009 году, а уже через год серийный вариант механизма, получившего окончательное название Calibre Royal, был выпущен тиражом 3000 экземпляров и стал основой трех коллекций марки: Paris Royale, Rue Royale и Moorea Royale Triomphe.
Эти новинки были представлены на выставке в Базеле весной этого года, а чуть раньше, 9 марта, президент Франции Николя Саркози (сам известный знаток часового искусства) посетил Pequignet, где вручил Дидье Лейбунгуту сертификат, удостоверяющий создание первой французской часовой мануфактуры, расположившейся по адресу: рю де Бриф, 1 в Монтре.
Президент посетил конструкторское бюро и отдел производства (на часовом жаргоне уровни Т0 и Т1, без которых невозможна никакая мануфактура), а по окончании визита получил в подарок модель Rue Royale с индикацией дня недели, большой даты и фазы Луны.
Назвать «базовым» Calibre Royal, конечно, сложно, поскольку двойное окно большой даты и дня недели характерна для всей конструкции механизма так же, как и увеличенный заводной барабан. При этом высота его составляет всего 5,88 мм. Создатели механизма и не скрывают, что разработали его сразу с заявкой на Haute Horlogerie — уже в ближайшее время, помимо лунной фазы, будут представлены вариации с GMT, двухсчетчиковым хронографом, мануфактурным турбийоном и комбинацией турбийона и хронографа.
При этом в Pequignet рассчитывают, что Calibre Royal заинтересует и другие марки, в том числе и швейцарские. Аргумент? Цена. Сейчас часы Pequignet в стальном корпусе с собственным сложным мануфактурным калибром стоят около 6000 евро. И некоторые швейцарские производители уже признали, что оригинальная конструкция Calibre Royal в сочетании с привлекательной ценой делает не столь важным его нешвейцарское происхождение.
Так, глава Louis Erard Ален Спинеди, два года назад вложивший большие средства в разработку собственного модуля индикатора запаса хода, сказал, что его марка по ценовому диапазону не может позволить себе дальше развивать линейку усложнений — зато как альтернативный вариант его вполне устраивает Calibre Royale. На вопрос, не беспокоит ли его тот факт, что это французский калибр, а значит, и часы лишатся маркировки Swiss Made, господин Спинеди пожал плечами: через пару лет это никого не будет волновать.
Впрочем, не будем загадывать о том, что будет. Пока что в офисе Pequignet сообщили, что весь запланированный на 2011-й тираж Calibre Royal пойдет на оснащение собственных коллекций, на которые уже есть заказчики.
6 преимуществ Calibre Royale
1. Система завода. Сконструированная инженерами Pequignet конструкция заводного вала с особой формой защелки позволяет совершать все корректировки (в том числе большой даты и дня недели) одной заводной головкой, вращающейся в обоих направлениях. Во время автоматического подзавода ручной заводной вал отсоединен от барабана, что способствует защите механизма от стирания и механических повреждений.
2. Запас хода. Механизм оснащен увеличенным заводным барабаном, который обеспечивает 88 часов его непрерывной работы. На самом деле предел завода — 100 часов, но в Pequignet предпочитают подчеркивать не длину пружины, а исключительную изохронность: после 88 часов работы в вертикальном положении амплитуда баланса составляет 220о.
3. Баланс-спираль. Волосок Бреге помещен в собственную каретку баланса Pequignet с запатентованной противоударной системой. Частота колебаний 21 600 пк/час. Точность хода корректируется двумя винтами.
4. Сектор подзавода. Сам сектор из карбида вольфрама помещен на шарикоподшипниковую платформу и вращается в двух направлениях. Упрощенная система соединения подзавода с механизмом одной передачей без использования пружин позволяет механизму продолжать работу, даже если сам сектор отсоединен или поврежден.
5. Большая дата. Наверное, главная гордость разработчиков Calibre Royale — комбинация из трех дисков на отметке «12 часов» с точно «прыгающей» индикацией большой даты и дня недели, которые корректируются простым поворот заводной головки.
6. Индикатор запаса хода. Расположенный на циферблате секторный индикатор запаса хода у отметки «8 часов» управляется упрощенным дифференциалом из одного компонента, что также способствует снижению износа поверхностей механизма.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2010