Искусство & технологии

Atelier Cabinotiers Philosophia: Чувства против Разума

Одно из условий изготовления часов в студии Atelier Cabinotiers компании Vacheron Constantin — полная конфиденциальность как процесса работы, так и ее результата. Уникальные часы, изготовленные по индивидуальным проектам, не обсуждают на форумах.

Одно из условий изготовления часов в студии Atelier Cabinotiers компании Vacheron Constantin — полная конфиденциальность как процесса работы, так и ее результата. Уникальные часы, изготовленные по индивидуальным проектам, не обсуждают на форумах.
Их фотографии не публикуют на сайтах, их прототипы не привозят на выставки — желательно, чтобы публика вообще не знала об их существовании. Лишь благодаря любезному согласию одного из клиентов Atelier Cabinotiers мы получили возможность познакомиться с часами Philosophia — часами, которые не показывают время, а рассказывают о нем.

Демонстрируя принадлежащие ему часы, владелец piece unique не хвастается ими, как это делает обладатель дорогостоящего серийного хронометра — он делится с миром произведением искусства. Ценителям точной механики везет уже второй раз: когда этой осенью московский бутик Vacheron Constantin отмечал свое пятилетие, в юбилейной экспозиции были представлены не только новинки Женевского салона, но и проект, вышедший из стен Atelier Cabinotiers, — часы Pegasus, «рассекреченные» заказчиком.

Часы Vacheron Constantin Patrimony Traditionnelle 2755

Одна из самых сложных моделей Vacheron Constantin Patrimony Traditionnelle 2755 стала основой для поэтической модели Philosophia

На фоне прочих экспонатов эта модель выделялась в первую очередь циферблатом ручной работы, украшенным фигуркой Пегаса. Калибр 2460, которым оснащены Pegasus, хорошо знаком знатокам по коллекциям Les Masques и Four Seasons. Существенное отличие Philosophia в том, что они демонстрируют весь спектр возможностей ателье; к реализации оригинального замысла приложили руку как дизайнеры, так и часовые мастера, придумавшие новую «начинку».


«Рано или поздно все начинают мечтать о вещах, которых нет у других», считает Доминик Берна, руководитель специального подразделения Vacheron Constantin, носящего название «Мастерская кабинотье» (Atelier Cabinotiers). Оно было создано в 2006 году — через год после того, как отгремели литавры в честь 250-летия компании, отмеченного выпуском сложнейших Saint-Gervais, Tour de l’Ile и L'Esprit des Cabinotiers. Женевские «кабинотье» XVIII века — часовые мастера, сидевшие в «кабинках» своих чердачных мастерских — трудились над созданием штучных шедевров именно такого уровня; плоды их творчества восхищают даже нынешних коллекционеров, избалованных донельзя. А раз так, рассудили в Женеве, то почему бы нам не открыть современный эквива-лент «кабинета» — эдакую «лабораторию абсолютной индивидуализации»?

 

Креативный директор Atelier Cabinotiers Венсан Кофман за работой

Сказано — сделано; сотрудники Atelier Cabinotiers готовы выполнить любой каприз посетителей — от перекраски циферблата серийной модели до изготовления нового механизма.

Вначале корпус и циферблат Philosophia были изображены на бумаге   


За доказательствами того, что эта концепция работает, далеко ходить не надо: часовщики и ювелиры Vacheron Constantin не раз снабжали сильных мира сего уникальными изделиями, достойными высоких званий и титулов.

Например, в 1929 году по заказу короля Египта Фуада I компания создала карманные часы — совмещенный с вечным календарем сплит-хронограф, оснащенный большим и малым боем. Корпус часов был украшен эмалевым гербом королевства; со сложностью и качеством их исполнения не могли тягаться даже прочие модели, выпускавшиеся маркой. Конкурировать с собой же, пытаясь превзойти свои собственные достижения, — тяжкий, но востребованный труд; в наши дни, когда словосочетание «по индивидуальному заказу» говорит о статусе человека гораздо больше, чем все прочие показатели успеха, за судьбу Atelier Cabinotiers можно не беспокоиться. Увы, работа с клиентами такого уровня предполагает полную закрытость процесса; заказчик Philosophia дал согласие на публикацию эскизов, чертежей и фотографий, но пожелал сохранить анонимность. Само собой разумеется, не оглашается и стоимость часов, однако знакомые с работой мастерской специалисты утверждают, что Philosophia обошлась ее владельцу как минимум в миллион долларов.

Без стрелок

Philosophia появилась на свет там же, где рождаются все творения Atelier Cabinotiers — на листе бумаги в кабинете креативного директора ателье Венсана Кофмана. Первые эскизы корпуса и циферблата новых часов здесь принято создавать при непосредственном участии заказчика, параллельно с обсуждением общего замысла и деталей его реализации. Изначально подразумевалось, что Philosophia станет чистым выражением бега времени — времени, лишенного оков из часов и минут, но при этом пойманного в клетку турбийона, за беспрестанным вращением которой можно было бы наблюдать сквозь окно в пустом циферблате. Стрелок у часов не должно было быть вовсе; за индикацию точного времени отвечал один лишь минутный репетир.

Поработав над эскизом, Кофман предложил чем-нибудь уравновесить крупный турбийон — и нарисовал рядом с ним индикатор фаз Луны, отлично вписавшийся в общую концепцию; бег планет по орбитам — процесс естественный, не нуждающийся в человеке и придуманных им единицах измерения. После дальнейшего обсуждения проект все-таки решили дополнить одной центральной стрелкой, делающей полный оборот за сутки — в качестве намека на первые карманные часы XVI века, показывавшие только час.

Базой для механизма послужил калибр 2755 с ручным заводом, используемый в некоторых моделях серии Patrimony Traditionnelle — самый сложный из созданных Vacheron Constantin.

Калибр 2755 был модифицирован добавлением модуля лунного календаря и 24-часовой центральной стрелки

Свою родословную он ведет от калибра 2750, выпущенного в 2005 году к юбилею марки; тогда им оснастили часы Tour de l'Ile, побившие множество рекордов, — 16 усложнений, 12 стрелок, 834 детали!

Центростремительная альтернатива

Звон репетира в часах, претендующих на особые отношения с тайнами мироздания, должен быть подобен звону небесных сфер; к сожалению, традиционная конструкция этого усложнения в музыкальном плане далека от идеала.

Основным источником посторонних шумов служит спуск репетира, отвечающий за паузы между ударами молоточков — без его участия отдельные ноты сливались бы в неразборчивый гул. От неприятного жужжания — и еще более неприятного износа палет вилки — обычно избавляются путем замены спуска на центробежный регулятор. Это устройство представляет собой планку, на которой при помощи пружин закреплены два груза; при повороте регулятора центробежная сила отводит грузы от оси вращения, увеличивая момент инерции и тормозя работу репетира.

 1. Бесшумный центростремительный регулятор боя
2. Два молоточка репетира
3. Два гонга разной тональности. Для увеличения резонанса и получения более чистого звучания репетира механизм Philosophia соединен с корпусом
4. Оригинальный индикатор запаса хода, размещенный на мосту механизма


Увы, и этот способ управления темпом звона не лишен недостатков, поэтому часовщики Vacheron Constantin, верные девизу Жан-Марка Вашерона — «улучшать всегда, потому что улучшить можно все», — снабдили калибр 2755 еще одним уникальным нововведением.

Вид механизма под циферблатом   

Созданный в мастерских компании центростремительный регулятор, как следует из его названия, использует силу, парную к центробежной; один конец груза особой формы пытается «убежать» от оси регулятора как можно дальше, в то время как другой закономерно прижимается к ней, играя роль тормоза.

 

Такая конструкция позволяет уменьшить размеры узла и добиться почти полного отсутствия шума во время работы репетира — ведь философия, как известно, не терпит лишнего.

Оправданные жертвы

В наследство от стандартного калибра 2755 механизму Philosophia достался большой турбийон, занимающий четверть площади циферблата; как и у прочих турбийонов Vacheron Constantine, его каретка имеет форму мальтийского креста. Модуль фаз Луны занял место совершенно неуместного здесь вечного календаря; индикатор запаса хода вместо обычной шкалы снабжен изготовленной по просьбе заказчика золотой пластинкой, украшенной схемой созвездия Большой Медведицы. Philosophia не похожа на серийные Patrimony Traditionnelle как внутри, так и снаружи; характерный составной корпус заменен монолитным кольцом, выточенным из цельного куска золота.

 

Вместо индикатора запаса хода была изготовлена золотая пластина с изображением созвездия Большой Медведицы

Познакомившись с этими часами поближе, начинаешь понимать, почему отказ от «сверхсложности» сделал их, вопреки логике haute horlogerie, более оригинальными и интересными. В наши дни понятие «творчество» слишком часто трактуется в аспекте формальном, инженерном; об «ощущении и переживании» времени вспоминают редко — как правило, без привязки к механике. Многие сочтут упрощение сложного калибра чистым безумием, хотя для Philosophia избавление от вечного календаря — это вполне естественный шаг, подчиненный необычному и в то же время привлекательному мировосприятию. Говоря языком художников, оригинальность нельзя сводить к выбору техники исполнения, а успех — к степени владения этой техникой. Да, часовое искусство — это целая наука, но если ударение все же хочется сделать на слове «искусство», то придется обратиться к более тонким средствам, пойдя по пути Atelier Cabinotiers.

Часы Vacheron Constantin Atelier Cabinotiers Philosophia

Vacheron Constantin Atelier Cabinotiers Philosophia
Ref: 80173/000R-9483
Корпус: 44 мм,
Материал: розовое золото 18К; сапфировые стекла циферблата и задней крышки
Механизм: на базе калибра 2755, с турбийоном и ручным заводом; высота 7,9 мм, диаметр 33 мм, частота работы баланса 18 000 пк/ч, запас хода 60 часов
Функции: 24-часовая центральная индикация, минутный репетир, индикатор фазы Луны Циферблат: белый
Ремешок: коричневый, материал — кожа крокодила
Модель изготовлена в единственном экземпляре, задняя крышка снабжена гравировкой Un/Un (1/1).

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2010

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?