Atelier Cabinotiers Philosophia: Чувства против Разума
Одно из условий изготовления часов в студии Atelier Cabinotiers компании Vacheron Constantin — полная конфиденциальность как процесса работы, так и ее результата. Уникальные часы, изготовленные по индивидуальным проектам, не обсуждают на форумах.
Одно из условий изготовления часов в студии Atelier Cabinotiers компании Vacheron Constantin — полная конфиденциальность как процесса работы, так и ее результата. Уникальные часы, изготовленные по индивидуальным проектам, не обсуждают на форумах.
Их фотографии не публикуют на сайтах, их прототипы не привозят на выставки — желательно, чтобы публика вообще не знала об их существовании. Лишь благодаря любезному согласию одного из клиентов Atelier Cabinotiers мы получили возможность познакомиться с часами Philosophia — часами, которые не показывают время, а рассказывают о нем.
Демонстрируя принадлежащие ему часы, владелец piece unique не хвастается ими, как это делает обладатель дорогостоящего серийного хронометра — он делится с миром произведением искусства. Ценителям точной механики везет уже второй раз: когда этой осенью московский бутик Vacheron Constantin отмечал свое пятилетие, в юбилейной экспозиции были представлены не только новинки Женевского салона, но и проект, вышедший из стен Atelier Cabinotiers, — часы Pegasus, «рассекреченные» заказчиком.
Одна из самых сложных моделей Vacheron Constantin Patrimony Traditionnelle 2755 стала основой для поэтической модели Philosophia
На фоне прочих экспонатов эта модель выделялась в первую очередь циферблатом ручной работы, украшенным фигуркой Пегаса. Калибр 2460, которым оснащены Pegasus, хорошо знаком знатокам по коллекциям Les Masques и Four Seasons. Существенное отличие Philosophia в том, что они демонстрируют весь спектр возможностей ателье; к реализации оригинального замысла приложили руку как дизайнеры, так и часовые мастера, придумавшие новую «начинку».
«Рано или поздно все начинают мечтать о вещах, которых нет у других», считает Доминик Берна, руководитель специального подразделения Vacheron Constantin, носящего название «Мастерская кабинотье» (Atelier Cabinotiers). Оно было создано в 2006 году — через год после того, как отгремели литавры в честь 250-летия компании, отмеченного выпуском сложнейших Saint-Gervais, Tour de l’Ile и L'Esprit des Cabinotiers. Женевские «кабинотье» XVIII века — часовые мастера, сидевшие в «кабинках» своих чердачных мастерских — трудились над созданием штучных шедевров именно такого уровня; плоды их творчества восхищают даже нынешних коллекционеров, избалованных донельзя. А раз так, рассудили в Женеве, то почему бы нам не открыть современный эквива-лент «кабинета» — эдакую «лабораторию абсолютной индивидуализации»?
Креативный директор Atelier Cabinotiers Венсан Кофман за работой
Сказано — сделано; сотрудники Atelier Cabinotiers готовы выполнить любой каприз посетителей — от перекраски циферблата серийной модели до изготовления нового механизма.
Вначале корпус и циферблат Philosophia были изображены на бумаге
За доказательствами того, что эта концепция работает, далеко ходить не надо: часовщики и ювелиры Vacheron Constantin не раз снабжали сильных мира сего уникальными изделиями, достойными высоких званий и титулов.
Например, в 1929 году по заказу короля Египта Фуада I компания создала карманные часы — совмещенный с вечным календарем сплит-хронограф, оснащенный большим и малым боем. Корпус часов был украшен эмалевым гербом королевства; со сложностью и качеством их исполнения не могли тягаться даже прочие модели, выпускавшиеся маркой. Конкурировать с собой же, пытаясь превзойти свои собственные достижения, — тяжкий, но востребованный труд; в наши дни, когда словосочетание «по индивидуальному заказу» говорит о статусе человека гораздо больше, чем все прочие показатели успеха, за судьбу Atelier Cabinotiers можно не беспокоиться. Увы, работа с клиентами такого уровня предполагает полную закрытость процесса; заказчик Philosophia дал согласие на публикацию эскизов, чертежей и фотографий, но пожелал сохранить анонимность. Само собой разумеется, не оглашается и стоимость часов, однако знакомые с работой мастерской специалисты утверждают, что Philosophia обошлась ее владельцу как минимум в миллион долларов.
Без стрелок
Philosophia появилась на свет там же, где рождаются все творения Atelier Cabinotiers — на листе бумаги в кабинете креативного директора ателье Венсана Кофмана. Первые эскизы корпуса и циферблата новых часов здесь принято создавать при непосредственном участии заказчика, параллельно с обсуждением общего замысла и деталей его реализации. Изначально подразумевалось, что Philosophia станет чистым выражением бега времени — времени, лишенного оков из часов и минут, но при этом пойманного в клетку турбийона, за беспрестанным вращением которой можно было бы наблюдать сквозь окно в пустом циферблате. Стрелок у часов не должно было быть вовсе; за индикацию точного времени отвечал один лишь минутный репетир.
Поработав над эскизом, Кофман предложил чем-нибудь уравновесить крупный турбийон — и нарисовал рядом с ним индикатор фаз Луны, отлично вписавшийся в общую концепцию; бег планет по орбитам — процесс естественный, не нуждающийся в человеке и придуманных им единицах измерения. После дальнейшего обсуждения проект все-таки решили дополнить одной центральной стрелкой, делающей полный оборот за сутки — в качестве намека на первые карманные часы XVI века, показывавшие только час.
Базой для механизма послужил калибр 2755 с ручным заводом, используемый в некоторых моделях серии Patrimony Traditionnelle — самый сложный из созданных Vacheron Constantin.
Калибр 2755 был модифицирован добавлением модуля лунного календаря и 24-часовой центральной стрелки
Свою родословную он ведет от калибра 2750, выпущенного в 2005 году к юбилею марки; тогда им оснастили часы Tour de l'Ile, побившие множество рекордов, — 16 усложнений, 12 стрелок, 834 детали!
Центростремительная альтернатива
Звон репетира в часах, претендующих на особые отношения с тайнами мироздания, должен быть подобен звону небесных сфер; к сожалению, традиционная конструкция этого усложнения в музыкальном плане далека от идеала.
Основным источником посторонних шумов служит спуск репетира, отвечающий за паузы между ударами молоточков — без его участия отдельные ноты сливались бы в неразборчивый гул. От неприятного жужжания — и еще более неприятного износа палет вилки — обычно избавляются путем замены спуска на центробежный регулятор. Это устройство представляет собой планку, на которой при помощи пружин закреплены два груза; при повороте регулятора центробежная сила отводит грузы от оси вращения, увеличивая момент инерции и тормозя работу репетира.
1. Бесшумный центростремительный регулятор боя
2. Два молоточка репетира
3. Два гонга разной тональности. Для увеличения резонанса и получения более чистого звучания репетира механизм Philosophia соединен с корпусом
4. Оригинальный индикатор запаса хода, размещенный на мосту механизма
Увы, и этот способ управления темпом звона не лишен недостатков, поэтому часовщики Vacheron Constantin, верные девизу Жан-Марка Вашерона — «улучшать всегда, потому что улучшить можно все», — снабдили калибр 2755 еще одним уникальным нововведением.
Вид механизма под циферблатом
Созданный в мастерских компании центростремительный регулятор, как следует из его названия, использует силу, парную к центробежной; один конец груза особой формы пытается «убежать» от оси регулятора как можно дальше, в то время как другой закономерно прижимается к ней, играя роль тормоза.
Такая конструкция позволяет уменьшить размеры узла и добиться почти полного отсутствия шума во время работы репетира — ведь философия, как известно, не терпит лишнего.
Оправданные жертвы
В наследство от стандартного калибра 2755 механизму Philosophia достался большой турбийон, занимающий четверть площади циферблата; как и у прочих турбийонов Vacheron Constantine, его каретка имеет форму мальтийского креста. Модуль фаз Луны занял место совершенно неуместного здесь вечного календаря; индикатор запаса хода вместо обычной шкалы снабжен изготовленной по просьбе заказчика золотой пластинкой, украшенной схемой созвездия Большой Медведицы. Philosophia не похожа на серийные Patrimony Traditionnelle как внутри, так и снаружи; характерный составной корпус заменен монолитным кольцом, выточенным из цельного куска золота.
Вместо индикатора запаса хода была изготовлена золотая пластина с изображением созвездия Большой Медведицы
Познакомившись с этими часами поближе, начинаешь понимать, почему отказ от «сверхсложности» сделал их, вопреки логике haute horlogerie, более оригинальными и интересными. В наши дни понятие «творчество» слишком часто трактуется в аспекте формальном, инженерном; об «ощущении и переживании» времени вспоминают редко — как правило, без привязки к механике. Многие сочтут упрощение сложного калибра чистым безумием, хотя для Philosophia избавление от вечного календаря — это вполне естественный шаг, подчиненный необычному и в то же время привлекательному мировосприятию. Говоря языком художников, оригинальность нельзя сводить к выбору техники исполнения, а успех — к степени владения этой техникой. Да, часовое искусство — это целая наука, но если ударение все же хочется сделать на слове «искусство», то придется обратиться к более тонким средствам, пойдя по пути Atelier Cabinotiers.
Vacheron Constantin Atelier Cabinotiers Philosophia
Ref: 80173/000R-9483
Корпус: 44 мм,
Материал: розовое золото 18К; сапфировые стекла циферблата и задней крышки
Механизм: на базе калибра 2755, с турбийоном и ручным заводом; высота 7,9 мм, диаметр 33 мм, частота работы баланса 18 000 пк/ч, запас хода 60 часов
Функции: 24-часовая центральная индикация, минутный репетир, индикатор фазы Луны Циферблат: белый
Ремешок: коричневый, материал — кожа крокодила
Модель изготовлена в единственном экземпляре, задняя крышка снабжена гравировкой Un/Un (1/1).
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2010