Искусство & технологии

Montblanc Metamorphosis: Чудесное превращение

Что получится, если соединить полет фантазии молодых экспериментаторов с мощью и опытом старейшей мануфактуры и приправить эту смесь снежным блеском известного люксового бренда?

Что получится, если соединить полет фантазии молодых экспериментаторов с мощью и опытом старейшей мануфактуры и приправить эту смесь снежным блеском известного люксового бренда? Мечта коллекционера. А имя этой мечте – проект Timewriter от Montblanc.

Если честно, о результате как таковом пока что говорить еще рано. В январе на выставке в Женеве был продемонстрирован лишь работающий прототип первой модели проекта – Metamorphosis, полноценные часы будут произведены и готовы к продаже к концу года. К тому же эксперимент, безусловно, может оказаться весьма интересным, но чтобы сложилось представление о перспективах всего замысла надо, конечно, дождаться еще хотя бы пары новых «таймрайтеров». Почему же мы решили уделить этому проекту столько внимания?
Не из-за самих часов. И не из-за растущей популярности их создателей Франка Орни и Джонни Жирардена. И не из-за марки Montblanc, которая уже завоевала серьезный авторитет в часовом мире. И даже не из-за легендарной мануфактуры Minerva, только посетив которую понимаешь, что такое настоящее историческое швейцарское часовое производство.

Обновленное здание фабрики Minerva


Каждый из этих фигурантов достоин отдельной статьи. Но яркая презентация дебютной модели проекта Timewriter Института исследований в области высокого часового искусства Minerva (Institut Minerva de Recherche en Haute Horlogerie) заслужила внимание уже тем, что, по сути, приоткрыла будущее современного часового искусства, показав беспрецедентный пример симбиоза радикально новых идей, традиций и инвестиций.

Старое вино, новые мехи

Когда в 2006 году группа Richemont приобрела для Montblanc старинную швейцарскую мануфактуру Minerva, казалось, что стремление одного из мировых лидеров в области производства люксовых аксессуаров для письма закрепиться в тесном обществе часовых снобов, наконец, увенчается успехом и набившая оскомину псевдошутка про чернила навсегда канет в Лету. Тем более Minerva как никто другой вправе носить гордое звание Мануфактуры, поскольку способна сама производить все часовые детали вплоть до спирали. Однако процесс ассимиляции оказался не таким скорым, а скепсис клиентов не спешил развеиваться.


К тому же Minerva – мануфактура очень необычная, можно сказать странная. Здесь рьяно чтут древние традиции, сборка и декорирование механизмов выполняются исключительно вручную, здесь каждый мастер многие производственные операции осуществляет сам, например, вручную навивает спираль баланса из тонкой проволоки! Кстати, на самом деле спирали изготавливают и закрепляют в балансе такие молодые и симпатичные мастерицы, что хотя бы ради этого зрелища уже стоит посетить мануфактуру Minerva – а Montblanc с удовольствием предоставляет своим клиентам такую возможность.
При таком подходе к производству неудивительно, что годовой тираж мануфактуры не превышает четырех сотен экземпляров, на каждом из которых вручную выгравирована подпись главного часового мастера фабрики Деметрио Кабидду. Особый контраст создают суперсовременные цифровые обрабатывающие центры и прочее высокотехнологичное оборудование XXI века с оставленными нетронутыми при ремонте внутренними дверями, вековыми рабочими столами и скамейками мастеров, а также древними, но сохранившимися в отличном состоянии приборами для англажа, ангреажа и прочей тонкой обработки поверхностей, которые также выполняются мастерами вручную.
К 150-летию Minerva было принято решение добавить к безоговорочному оплоту классических швейцарских часовых традиций вторую обязательную на сегодня составляющую успеха – инновации.
Компания Montblanc основала Institut Minerva de Recherche en Haute Horlogerie и поощряет молодых талантливых студентов, не имеющих средств для организации самостоятельного полноценного часопроизводства в обмен на возможность получить новаторские провокационные идеи и решения. Но в отличие от концепции других подобных проектов с «приглашенными звездами», компания Montblanc предоставила одаренным часовщикам не только бюджет «неограниченный в пределах разумного», но и огромные производственные возможности многопрофильной мануфактуры Minerva вкупе с бесценным опытом ее многолетнего руководителя Деметрио Кабидду.

Джонни Жирарден, Деметрио Кабиду и Франк Орни


Первыми двумя успешными «выпускниками» Института Minerva стали дизайнер часов и часовой инженер Джонни Жирарден и инженер-механик Франк Орни. Они познакомились в 2002 году в вечерней часовой школе Ле-Локля, а затем провидение свело их в отделе разработок Greubel Forsey. Как это часто бывает с самобытными мастерами, после нескольких лет работы на известный бренд было принято решение отправиться в самостоятельное плавание и создать компанию Telos Watch. Очень удачно для молодой компании подвернулся конкурс, организованный вновь созданным Институтом высокого часового искусства Minerva с целью поиска дерзких оригинальных идей, достойных воплощения в проекте Timewriter на столь серьезной мануфактуре. В самом начале 2009 года Орни и Жирарден подали заявку с идеей часов с раздвижным циферблатом, а уже в феврале получили возможность приступить к реализации задуманного. Тот факт, что дорога от эскизов и чертежей до реально работающего прототипа заняла год с небольшим, лишний раз свидетельствует о выдающихся производственных и интеллектуальных возможностях мануфактуры с именем римской богини мудрости.
«Дипломная работа» креативных и смелых часовщиков, получившая греческое название Metamorphosis (то есть «Превращение»), вызывает смешанные чувства и успела получить полярно разную критику, как и подобает явно экстремальному часовому искусству. Итак, что же такого придумали Франк и Джонни?
Трансформируемся и поехали Главным функциональным усложнением часов Montblanc Metamorphosis является однокнопочный хроно-__ граф с ручным заводом, созданный на базе домашнего калибра Minerva 16.29 с колонным колесом и увеличенным колесом баланса. Однако вся загвоздка в том, что каждый раз, когда вы захотите им воспользоваться, вам будет необходимо провести часы через трансформацию или механический метаморфоз.
До преображения мы не видим не единого намека на возможность механизма засекать короткие интервалы времени, за исключением непонятной кнопки, встроенной в заводную коронку. В большом корпусе необычной каплевидной формы расположилось что-по похожее на регулятор с центральной ретроградной минутной стрелкой. Два симметричных «центра тяжести» – часовой субциферблат в положении «12 часов» с римскими цифрами и стрелочный индикатор даты в положении «6 часов». Причем создается впечатление, что субциферблат даты неимоверно тяжелый и именно под его тяжестью корпус часов вытягивается книзу. Несмотря на эти элементы, часы выглядят интересным трехстрелочным регулятором с датой в необычном корпусе, не более того.

Часы Montblanc Metamorphosis


Самое интересное начинается, если потянуть вниз слайдер с левой стороны корпуса. В течение 15 секунд часы полностью меняют облик и частично функциональность. Собственно ради этой четверти минуты и был создан Metamorphosis. Происходящее напоминает смену декораций в театре, как будто в антракте не опускали занавес, и зрители получили возможность наблюдать за священнодействием. Два крыла в нижней половине циферблата, из которых состоял циферблат даты, открываются, соскальзывают одно под другое и, наконец, исчезают, расходясь влево и вправо под средней панелью циферблата. Такая же последовательность действий происходит с двумя крыльями часового циферблата регулятора у цифры 12. После открытия всех крыльев дополнительный циферблат поднимается как лифт к отметке «6 часов», и окошко этого поднимающегося диска «поглощает» стрелку, показывающую дату.
Поднявшийся диск с яркой красной окантовкой является минутным счетчиком хронографа. Центральная секундная стрелка часов становится секундной стрелкой хронографа, а стрелки часов и минут продолжают выполнять свои первичные функции, хотя дизайн часового субциферблата меняется с классического на спортивно-динамичный с красными элементами оформления и арабскими цифрами. Чтобы сохранить логическую связку с предыдущим функциональным состоянием этого чуда инженерии, минутный диск хронографа размечен от 1 до 31, как бы говоря: «Здесь была и будет дата». Кроме того, на диске вызывающе красуются имена авторов-вдохновителей.
После всех этих механических фокусов мы получаем возможность воспользоваться хронографом-монопушером.

Схема работы механизма Metamorphosis

Схема работы механизма Metamorphosis

1. Рычаг-слайдер, начинающий процесс превращения
2. Неподвижный указатель истекших минут, вокруг которого крутится минутный счетчик хронографа
3. Стрелка даты
4. «Лифт» – минутный счетчик хронографа, поднимающийся и опускающийся модуль
5. Маленькие боковые колеса-ролики, опускающие и поднимающие четыре нижние шторки

Механизм Metamorphosis состоит из 567 частей, из которых 252 детали – это «вклад» базового хронографа, а почти 50 деталей отвечают непосредственно за процесс трансформации. Конструкция узлов этого механизма получила пять патентов, а все без исключения детали вручную декорированы в соответствии с образцовыми традиционными швейцарскими стандартами обработки механизмов, принятых на Minerva.
Атлант расправляет плечи
Можно не сомневаться, что на Montblanc остались довольны первым продуктом проекта Timewriter и будут готовиться дальше интриговать публику. Необходимо отдать должное изысканной оригинальности, с которой в Metamorphosis решен вопрос совмещения, точнее сказать – замещения различных функций часов. Орни и Жирардену удалось удивить весьма искушенную часовую общественность, поставив и решив задачу беспрецедентной компоновки циферблата. Однако необходимо признать, что компликация этих часов лишена утилитарности, это трансформация ради трансформации, ради механического чуда, таинственного инженерного действа. Этим Metamorphosis вызывает аллюзии с автоматонами, предками роботов.
С другой стороны, сам факт того, что солидная и уважаемая мануфактура, которая давно могла бы почивать на лаврах, просто продавая свои легендарные серийные калибры престижным брендам, нашла в себе силы вырваться из оков традиционной механики, стряхнуть паутину со старых станков, придает более глубокое значение названию стартовой модели проекта. Metamorphosis – не просто меняющийся циферблат, это аллегория новой философии мануфактуры, находящейся в предвкушении больших перемен, которые коснутся не только дизайна, но и самих основ часового механизма.
 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2010

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?