TAG Heuer: Магнитомания
Представленные в этом году TAG Heuer часы, баланс которых возвращается в начальную точку магнитным полем, отнести к часовому искусству можно с натяжкой. Но мы решили подробно разобрать замысел и конструкцию этого концепта, потому что он решает очень важные задачи. Не только в часовой механике, но и в перспективах всей индустрии
Представленные в этом году TAG Heuer часы, баланс которых возвращается в начальную точку магнитным полем, отнести к часовому искусству можно с натяжкой. Но мы решили подробно разобрать замысел и конструкцию этого концепта, потому что он решает очень важные задачи. Не только в часовой механике, но и в перспективах всей индустрии.
Искусство – в массы
Что действительно виртуозно умеет рулевой TAG Heuer Жан- Кристоф Бабен, так это держать свой бренд на гребне информационной волны. Постоянное поддержание интереса к марке стало одним из основополагающих факторов достижения ею впечатляющих позиций в сегменте массовой роскоши за период принадлежности к концерну LVMH. Славная история, приятная цена, добротное качество, широкая линейка, красивые и «правильные» послы из всегда волнующих людей сфер жизни, кино и спорта – вот почти полный перечень ингредиентов коктейля успеха часового бренда TAG Heuer.
Остается последний компонент, без которого вкус был бы пресным и обычным и который с полным правом позволяет назвать рецепт фирменным «от Бабена». Как быть, если в имени марки присутствуют авангардные технологии (расшифровка аббревиатуры TAG – Techniques d'Avant Garde), а тот ценовой диапазон, в котором процветает TAG Heuer, не особо дает возможность серийно развернуться с передовыми и, чаще всего, весьма дорогостоящими техническими решениями?
Решение было найдено в идее создания концепт-часов – смелых, авантюрных, принципиально новых инженерных проектов, которые должны пересматривать основополагающие принципы работы часового механизма. Но самое главное в концептах TAG Heuer – добиться того, чтобы о них говорили. Поэтому помимо технической новизны они обязательно должны быть максимально эффектными внешне. Желательно чтобы в них что-то быстро вращалось – ведь эта марка еще и одна из самых «быстрых» в часовой индустрии и всегда прочно ассоциировалась с миром автомобилей и автогонок, недаром среди ее послов звездные гонщики «Формулы-1».
Такие прототипы будут обладать недюжинным кинематографическим потенциалом, что называется, цеплять зрителя на крючок сенсации с первого просмотра, особенно под звуковой ряд, в котором доминирует визжание болидов. Это очень важно, так как подобный подход подразумевает ознакомление всей часовой общественности с концептом как можно раньше, даже если реально функционирующего экземпляра пока нет и не ясно, когда он появится.
Ключевым словом в такой стратегии является «прототип», ведь успешный коммерческий запуск производства таких моделей, по правде сказать, иногда вызывает серьезные сомнения. Но это далеко не первично. Бог с ними, с часами, главное – есть мощная информационная провокация, которая поддерживает постоянный интерес к компании и к проекту и оправдывает аббревиатуру TAG. Пусть мы догадываемся, что решение ряда критических инженерных препятствий займет еще не один год. Но мы видим интереснейшую модель, раздвигающую границы наших представлений о часах, видим ее собранной, видим, как что-то там внутри с бешеной скоростью крутится, переключается, и от этого ощущения скорости и новизны захватывает дух.
Самым известным на сегодня концептом от Бабена является «долгострой» TAG Heuer Monaco V4. Часы были анонсированы в 2004 году, но в продажу поступили лишь в конце 2009 года, и пока ограниченным тиражом в 150 штук. Все эти шесть лет часовое сообщество только и делало, что гадало, «получится, не получится», «доделают-забросят». Не забросили, за что, конечно же, честь и хвала департаменту развития и исследований TAG Heuer.
Monaco V4 прославились, прежде всего, радикально новым подходом к трансмиссионной системе: вместо традиционной колесной передачи была применена ременная. Кроме того в этой модели использована необычная конструкция автопозавода, в которой груз не вращается, а двигается линейно, как поршень автомобиля. Сходство с авто навевают и шарикоподшипники, пришедшие на замену традиционным рубиновым камням. Так что авангардной конструкция получилась на все 100%. Теперь на очереди, видимо, представленный в 2005 году TH Caliber 7 с двумя спусковыми механизмами и хронографом, способным замерять время с точностью 1/100 секунды. Впрочем, с этого года у ценителей часовой механики появился еще один повод для сладостного ожидания.
Виртуальный волосок
По хорошо известным причинам на Базеле-2010 настоящих часовых сенсаций было немного. Но TAG Heuer, стойко придерживаясь выбранной политики, похвастался очередными провокационными часами – Grand Carrera Pendulum Concept. И если в Monaco V4 были предложены микроинженерные альтернативы в вопросах преобразования и передачи энергии на узел хода, то в Pendulum настал черед энергетических взаимодействий уже внутри этого узла. Считается, что современные механические часы начались с великого голландского математика и физика Кристиана Гюйгенса, который в 1657 году получил патент на первые маятниковые часы.
Маятник регулировал скорость вращения колесного механизма этих часов, при каждом своем колебании то, блокируя, то отпуская на короткий промежуток времени колеса. Долгое время именно маятниковые часы служили человечеству эталоном измерения времени, вполне удовлетворяя требования людей к точности. Не удовлетворяла людей лишь одна особенность их конструкции: они хорошо работают, только оставаясь неподвижными. Для переносных часов необходимо было придумать иную конструкцию. И ее придумал все тот же Гюйгенс, в 1678 году предложивший использовать систему баланс-спираль: ось с насаженным на нее массивным колесом и спиралевидной пружиной, вторым концом закрепленной на неподвижном мосту механизма.
При повороте колеса в пружине возникает напряжение, и она стремится повернуть ось обратно, в начальное положение. Но, поворачиваясь, под действием инерции колесо проскакивает эту точку и отклоняется на какой-то угол в обратную сторону, опять создавая напряжение в пружине. Эти бесконечные повороты баланса туда-сюда мы можем наблюдать через прозрачную заднюю крышку: сжимающаяся и расправляющаяся при этом спираль похожа на биение сердца. При повороте из одного положения в другое баланс разрешает колесной передаче часов повернуться на небольшой угол. А сотни и тысячи таких микроскопических, но частых поворотов превращаются во вращение стрелок. Именно пара «баланс-спираль», а точнее – стабильность ее колебаний, – определяет точность хода часов.
И хотя в целом концепция этого узла за 300 с лишним лет изменилась несущественно, он пережил множество модификаций. Три века разработки часовщиков были направлены на борьбу с четырьмя основными факторами, негативно воздействующими на стабильность колебаний балансового колеса: гравитация, воздействие магнитных полей, зависимость от температуры и несоответствие геометрического центра волоска центру масс. Спираль, бывшая когда-то широкой стальной проволокой, превратилась в волосок: изготовленную из специального материала ленту в 3 раза тоньше человеческого волоса.
Благодаря изобретению устойчивых к перепаду температур сплавов, таких как инвар, а позже ниварокс для спирали и глюсидур для баланса, зависимость хода часов от перепадов температуры удалось снизить до величин, не существенных в повседневной жизни. Тонкая настройка позволяет обеспечить погрешность механизма до несколько секунд в сутки, чего вполне достаточно для большинства людей. Тем не менее, именно баланс-спираль вместе со спуском остаются основными объектами, к которым прикладывают свои усилия разработчики новых механизмов. Многие мануфактуры продолжают инженерные изыски для улучшения их характеристик, разрабатывая все новые материалы для спирали, экспериментируя с ее формой, методами закрепки и регулировки и т.д.
В новом проекте TAG Heuer Pendulum Concept специалисты TAG Heuer приняли радикальное решение не мелочиться, занимаясь совершенствованием узла «баланс-спираль», а отказаться от волоска вовсе, заменив его виртуальной спиралью. В этом механизме баланс возвращается на место не за счет силы упругости, а за счет воздействия магнитного поля: четыре постоянных магнита обеспечивают линейный возобновляемый вращающий момент, который отталкивает колесо баланса не хуже спирали.
Так магнетизм, один из старейших врагов часового механизма, был использован в самом его сердце. Сам проект получил название в честь тех самых маятниковых часов, созданных Кристианом Гюйгенсом в 1657 году (pendulum – (англ.) маятник). Видимо, чтобы подчеркнуть отличия Pendulum от обычных часов, баланс в них сделан не в виде привычного колеса, а двух дуг, закрепленных на перекладинах.
Задача «на Нобелевку»
Представленный Жаном-Кристофом Бабеном концепт Pendulum, прототип которого он не снимал с руки на протяжении всей выставки BaselWorld-2010, стал объектом активного сравнения со знаменитой технологией Spring Drive японского часового гиганта Seiko. Ну что ж, там, где наш глаз не обнаруживает между деталями никакой механической связи в виде колес или пружин, мы склонны подозревать наличие каких-либо электронных чудес. Но, в отличие от SpringDrive (кстати, давно ставших вполне серийными), в концепте TAG Heuer нет ни единого электронного компонента.
Правда, публика не верит, и чтобы разрушить предубеждения, во всех рекламных материалах компании пришлось делать акцент именно на фразе «на 100% механические часы». Да, TAG Heuer действительно чисто механические, но – не традиционные. Какое влияние окажут на магнитный баланс внешние электромагнитные поля, окружающие нас в повседневной жизни. В компании уверяют, что минимальное. От негативного воздействия магнитных полей колебательная система защищена так называемым «щитом Фарадея»: антимагнитное кольцо вокруг постоянных магнитов не только препятствует воздействию внешних полей на осциллятор, но и не дает полю распространяться за пределы «рабочей зоны».
Первые шесть созданных прототипов TAG Heuer Pendulum Concept работают с очень высокой частотой – 43 200 пк/ч, то есть 6 Гц (при максимум 36 000 у обычных механизмов, например, El Primero от Zenith). И на видеоролике, и вживую в руках такое «аллегро виваче», конечно, впечатляет. Ассоциации с миром скоростей возникают и без каких-либо упоминаний о «Формуле-1» в рекламе модели. Однако, несмотря на столь высокую частоту, на сегодня Pendulum Concept может похвастаться точностью лишь от 3 минут в сутки. Виной тому высокая чувствительность магнитов к температурным перепадам.
TAG Heuer Grand Carrera Pendulum Concept
Корпус: 46 мм из стали с черным PVD, сапфировое стекло с антибликовым покрытием, прозрачная задняя крышка на восьми винтах
Циферблат: черный, стальные индексы и стрелки с люминесцентным покрытием, на отметке «9 часов» открытое окно баланса
Механизм: калибр Pendulum Concept с ручным заводом, частота работы баланса 43 200 пк/ч, мосты и платина покрыты черным PVD
Индикация: часы и минуты, боковая секундная стрелка
Ремешок: черный каучуковый ремешок Grand Carrera
Сейчас сотрудники департамента исследований и разработок TAG Heuer вместе с экспертами микросистемщиками из Лаборатории интегрированных механизмов (LAI) Микротехнического института ломают головы над созданием магнитного материала, устойчивого к влиянию температуры, то есть занимаются той же задачей, которая была решена Шарлем-Эдуардом Гийомом для спирали. В 1920 году за изобретение сплавов инвар и элинвар Гийом получил Нобелевскую премию. Получит ли «нобелевку» TAG Heuer, покажет время.
В качестве альтернативы создания материала для Pendulum Concept можно предположить поиск некоторого механического решения, например изменение расстояния между постоянными магнитами в зависимости от температуры, что позволило бы варьировать характеристики осциллятора. Кроме того вполне вероятно, что часовщикам TAG Heuer придется столкнуться с дополнительными проблемами, как, например, старение магнитов. Право комплектоваться столь революционным механизмом заслуженно получила модель флагманской коллекции TAG Heuer Grand Carrera, тесно связанная с автоспортом. Корпус выполнен из стали с черным PVD, крепления браслета – из титана. Самым ярким элементом циферблата стало, конечно же, окошко Open Heart, сквозь которое виден бешено колеблющийся баланс.
Несмотря на существенную «сырость» предложенного инженерного воплощения, TAG Heuer Pendulum Concept обращает на себя внимание принципиальной новизной ключевого узла механизма, концептом колебательной системы. К сожалению, пока не достигнут конкретный результат в вопросе существенного увеличения точности хода – а ведь от часов ожидают именно точности. Впрочем, история с микроремнями Monaco V4 показала, что TAG Heuer по силам одолеть проблемы, казавшиеся на начальном этапе неразрешимыми. Нам остается внимательно следить за развитием «маятниковой истории» и вновь возобновить спор о том, чем она закончится. Похоже, времени для этого будет предостаточно.
Вместо эпилога
Концепты TAG Heuer практически никого не оставляют равнодушными: кто-то немедленно начинает петь им оды, кто-то презрительно осмеивать. И это лишнее доказательство, что стратегия «информационных катализаторов» работает безупречно. Конечно, этот путь опасен, так как необходимо тщательно взвешивать каждый следующий шаг по тонкому мостику, иначе бренд рискует заработать пятна не самой лестной славы. Именно поэтому большинство производителей, представляя свои технические ноу-хау, стараются сделать это, уже когда все тщательно проверено, протестировано, проблемы решены и можно начинать собирать предварительные заказы.
Да, TAG Heuer создает свой авангард не для рынка, не для решения конкретных технических проблем часовой инженерии и даже не ради часового искусства. Но то, что она делает – это здорово. Потому что помимо прочего концепты от TAG Heuer – это попытка придать импульс как самой компании, так и отрасли в целом, заставить всех не ограничиваться привычным кругом испытанных и проверенных решений, а искать пути дальнейшего развития и усовершенствования часов.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2010