Искусство & технологии

Chanel - G&F Chatelain

Поездка на фабрику Chanel, расположенную в центре швейцарского часового дела - Ла Шо-де-Фоне, - производит даже более сильное впечатление, чем визит на какую- нибудь исторически знаменитую часовую мануфактуру

Поездка на фабрику Chanel, расположенную в центре  швейцарского часового дела - Ла Шо-де-Фоне, -  производит даже более сильное впечатление, чем  визит на какую- нибудь исторически знаменитую  часовую мануфактуру. Потому что на традиционной  часовой мануфактуре, как правило, видишь именно  то, чего ожидаешь. А Chanel, показывая только  маленький кусочек своего производства - фабрику по  выпуску часовых корпусов и браслетов, -  демонстрирует, почему две перекрещенные буквы  «С» занимают столь особое положение в мире  роскоши.

Первый шаг

Знакомый пейзаж Ла Шо-де-Фона: живописные  холмы, упитанные коровы и маленький частный  аэродром. Тысяча метров над уровнем моря, чистый  воздух и ощущение мира во всем мире. В этой  идиллической местности вдоль шоссе расположено  множество часовых фабрик: от мощных  производственных центров до маленьких  независимых мастерских, собирающих с сотню часов  в год или, например, шьющих на заказ ремешки из  редкой кожи.

Именно здесь в 1947 году братья Жорж и Франсис  Шатлен основали собственную фабрику G&F  Chatelain по изготовлению частей часовых корпусов и  браслетов. Чуть позже браслеты стали основной  специализацией Chatelain, и довольно скоро  мастерская превратилась в крупную фабрику, заказы  на которой размещали практически все известные  марки региона. Когда в 1987 году Chanel решила  развивать производство часов, перед компанией  встал вопрос о подрядчике в деле изготовления  корпусов. Как известно, первой моделью,  выпущенной под этой маркой, стала Premiere в  корпусе 8-гранной формы.

Manufactura-Chanel

Среди многих десятков предприятий только на  Chatelain взялись изготовить корпус столь  необычнойформы и инкрустировать в него  бриллианты. Но Chatelain не были бы специалистами  по браслетам, если бы не предложили новому  клиенту кое-что из своих услуг. Этим «кое-что» стала  запатентованная для Chanel знаменитая уникальная  по комфорту тройная застежка-бабочка: она  открывается и закрывается одним движением,  поскольку в ней отсутствуют какие-либо  дополнительные фиксаторы, кроме эластичных  стальных пружин, которые плотно держат застежку  даже после 10 000 использований.

Таким образом, на Chanel ничуть не лукавят, когда  говорят, что развитие часового направления  компании началось с застежки. Потом будет и  собственная технология изготовления корпуса из  керамики для культовой коллекции J12, и  запатентованный турбийон с керамической платиной,  и автоматический калибр 3125, разработанный для  Chanel на Audemars Piguet, и, наконец, премьера  этого года - J12 Retrograde Mysterieuse, оснащенная  механизмом с вертикальной заводной головкой и  ретроградной минутной стрелкой.

Но первым шагом на пути к признанию Chanel не как  модного дома, выпускающего часовые коллекции по  лицензии, а как серьезного часового производителя  стало создание эксклюзивной браслетной застежки.  Потому что в философии дома не существует  понятия «мелочи». Кстати, определение  «эксклюзивный» здесь можно применить в полной  мере. Такого браслета нет больше ни у одной марки,  а похожие конструкции, которые можно встретить у  некоторых люксовых марок (Richard Mille и Blancpain),  изготавливает фабрика G&F Chatelain.

Настоящие швейцарские

Через пять лет успешного сотрудничества, в 1993  году, Chanel решила приобрести фабрику Chatelain,  которая к тому времени представляла собой 8000  квадратных метров стекла и бетона, оснащенных  самым передовым оборудованием, позволяющим  создавать часовые корпуса практически любой  формы и из любого материала - было бы желание. А  желание у Chanel было. И как раз с приобретением  G&F Chatelain началась разработка новой технологии  создания корпусов и браслетов из высокопрочной  керамики, которая завершилась через семь лет, в  2000 году, выпуском первой модели J12.

С тех пор керамический цех - там, где из особого  песка получаются идеально отполированные черные  или белые детали часов - стал одним из важнейших  на фабрике. Впрочем, обо всем по порядку. При  входе на фабрику работников и посетителей  встречает надпись: Chanel G&F Chatelain -  Manufacture des Montres. Тут можно оценить  французскую игру слов: не Manufacture d’Horlogerie,  что означает в первую очередь производство  механизмов, а именно «мануфактура часов»,  выпускающая не внутренности, а то, что,  собственно, и является «часами», которые мы видим  на витрине магазина и надеваем на запястье.

Manufactura-Chanel

Механизмы доставляются на G&F Chatelain в виде  отдельных наборов, тестируются и устанавливаются  в корпуса, так что ворота фабрики покидают уже  готовые к продаже модели. Мануфактура часов - на  самом деле предприятие едва ли не более редкое в  Швейцарии, чем фабрика, выпускающая механизмы.  «Сейчас с появлением новых станков SNC стало  гораздо проще купить механизм, изготовленный в  Швейцарии. А вот приобрести настоящий  швейцарский корпус не так-то просто, - утверждает  директор по производству фабрики Chanel G&F  Chatelain Филипп Марти. - Поэтому когда мы говорим,  что Chanel делает настоящие швейцарские часы, то  это действительно так: у нас каждый винтик, каждая  деталь не только механизма, но и корпуса,  циферблата, стрелок изготовлена в Швейцарии.  Здесь же, на собственной фабрике, мы также  инкрустируем корпуса драгоценными камнями. G&F  Chatelain настолько мощное производство, что мы  готовы выполнять заказы и других марок на  изготовление эксклюзивных корпусов». Для кого  именно здесь делают корпуса - коммерческая тайна.  Но глядя на фантастические корпуса, обрамляющие  некоторые громкие часовые концепты последних лет,  можно догадаться, что многие из них были  изготовлены на Chanel.

Самый точный измеритель

Процесс производства корпусов на Chanel G&F  Chatelain начинается с куска материала: брусочка  стали, алюминия, золота или керамического  порошка. Соответственно, для работы с каждым  материалом существует отдельный цех. Как и  принято на современной фабрике, производство  практически полностью компьютеризировано: на  огромном пространстве работает всего 200 человек,  включая дизайнеров, граверов и ювелиров, а также  управляющий персонал.

Все остальное место занимают станки, которыми  руководят компьютеры. Эти станки и  обрабатывающие центры не просто сверлят  отверстия и обтачивают детали, причем  одновременно в трех плоскостях, но и полируют  отдельные детали, соединяют меж собой звенья  браслетов. Как оказалось, единственная операция,  которую в «стальном» цехе человек проводит без  SNC и без компьютера, - это ручной промер каждой  детали перед тем, как отправить корпус на сборку.  Конечно, в процессе производства работа станков  контролируется интерактивными видеокамерами,  которые передают все параметры на компьютер. Но  все равно - лучшего инструмента для  окончательного контроля, чем живой человек, еще  не придумали!

Секрет керамики

Но самое интересное - это проникнуть в отделение,  где изготавливаются керамические корпуса, и  увидеть, как в буквальном смысле рождается из  хрупкого бурого песка знаменитый J12. Когда в  начале 90-х креативный директор Chanel Жак Элле  задумался о том, что у марки должен быть свой  неповторимый фирменный материал, он,  естественно, отталкивался от двух главных цветов  дома - черного и белого, которые должны были быть  идеальной чистоты и глубины тона. Оптимальным  вариантом оказалась керамика. Ее можно окрасить в  требуемый цвет еще на стадии производства. Она не  так отражает свет, как металл, а потому не искажает  цвета.

И, наконец, этот материал очень практичен:  керамика легкая, благодаря низкой  теплопроводности всегда теплая на ощупь, ее  практически невозможно поцарапать. Конечно, часы  в керамическом корпусе не стали новостью для  часовой индустрии. Но Chanel стала первой, кто  применил в работе с этим материалом эксклюзивную  технологию, позволяющую изготавливать из  керамики детали любой сложности. В качестве сырья  для производства деталей берется керамический  порошок (его состав содержится в секрете - это  тоже ноу-хау Chanel), в который для получения  заданного цвета добавляется специальный пластик.  Например, фирменные белоснежные корпуса  получаются благодаря особому бело-голубому  компоненту.

Порошок засыпается в специальные формы, в них же  помещаются специальные пластмассовые вкладыши,  и в особой машине порошок превращается в  монолитную деталь. Но эта деталь еще не пригодна к  тому, чтобы стать часами: она невероятно хрупка, ее  можно разломить простым нажатием пальца. Чтобы  придать ей беспримерную твердость, деталь  осторожно помещают в печь, где после обжига она и  превращается в сверхпрочную устойчивую к  царапинам керамику. В процессе обжига пластиковый  вкладыш банально плавится, и получается корпус  часов нужной конфигурации. Его остается  отполировать и отправить в отдел сборки.

Manufactura-Chanel

Последний этап работы - инкрустация драгоценными  камнями. Этот процесс производится, конечно же,  вручную, на самом верхнем этаже фабрики, где  больше всего света. Там мастера миниатюрными  стамесками и молоточками аккуратно подгоняют  камни к выемкам в корпусе. Интересно, что премьера  2009 года - J12 Noir Intense, - покрытая кусочками из  черной керамики багетной огранки, соединила  высокие технологии и искусство ювелира: заготовки  из черной керамики были отправлены ювелиру,  чтобы он огранил их, как алмазы, после чего багеты  были вручную закреплены на корпусе.

«Конечно, наша технология работы с керамикой -  более дорогая и трудоемкая, чем у других компаний,  - не скрывает Филипп Марти, - но разрабатывать  новый материал для часов имеет смысл только в  двух случаях: либо таким образом вы действительно  находите способ оптимизировать производство и  снизить расходы, либо вы предлагаете вашим  клиентам какое-то новое удовольствие, новый  сервис. Часы J12 стали настолько популярными  именно по второй причине: они необычны, их  приятно ощущать на руке и, главное, с годами они  продолжают выглядеть так же, как и в день  покупки».

И это - всего лишь один из секретов Chanel, который  раскрывает мануфактура часов G&F Chatelain. А  сколько их еще? И не исключено, что история,  которая началась с удобной застежки, через  несколько лет закончится рассказом об одной из  самых влиятельных швейцарских часовых  мануфактур.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2010

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?