Jaeger-LeCoultre: Duometre a Chronographe
Принципиально иной хронограф Duometre, открывающий новую коллекцию компании Jaeger-LeCoultre, стал еще одной сенсацией Женевского салона высокого часового искусства
Изобретение хронографа
Принципиально иной хронограф Duometre, открывающий новую коллекцию компании Jaeger-LeCoultre, стал еще одной сенсацией Женевского салона высокого часового искусства. Во всяком случае эксперты и журналисты отдали необычнейшим часам с двумя независимыми механизмами и первому хронографу без кулачковой передачи почетное 3-е место по итогам не только SIHH, но и BaselWorld-2007
Два крыла
Этот замечательный хронограф — первая модель новейшей коллекции Duometre. Главный секрет модели и, судя по всему, всей коллекции — революционный механизм нового поколения Calibre 380, который сами создатели называют двукрылым — Dual-Wing.
Суть инновации в том, что Calibre 380 по сути состоит из двух механизмов. Независимые механизмы объединяет лишь общий узел баланса, который колеблется с частотой 21 600 пк / час, то есть 6 раз в секунду. Зачем и почему мастерам Jaeger-LeCoultre потребовалось уменьшать частоту с «фирменных» 28 800 пк / час — расскажем позже.
Оба модуля имеют независимые друг от друга заводные барабаны с запасом хода 50 часов каждый. Механизмы были разнесены для решения извечной проблемы механических хронографов: при работе модуля колесная передача (а у обычных часов она одна) испытывает дополнительную нагрузку, что не только сказывается на точности, но и вызывает износ механизма и ускоряет расход энергии заводного барабана.
Вот почему создатели нового хронографа относят его к самым выдающимся достижениям компании и сравнивают его с такими моделями, как двухосный турбийон Gyrotourbillon I, минутный репетир Master Minute Repeater и самыми сложными часами в мире по идее и исполнению Reverso Grande Сomplication a Triptyque.
В принципе, общей для двух частей механизма можно назвать в какой-то мере еще и заводную головку. С помощью нее обе части заводятся вручную. Если крутишь заводную головку по часовой стрелке, взводится пружина часового механизма, против — модуля хронографа. Но при этом никакого энергообмена между независимыми механизмами нет.
Кроме всего прочего, Duometre a Chronographe — это первый хронограф, который не нуждается при запуске в кулачковой передаче. Он сам и все его 4 счетчика управляются с помощью одной кнопки.
Идеальный хронограф
В идеале работа модуля хронографа не должна сказываться на точности самих часов, равно как должна быть идеальной и передача информации с модуля хронографа на его счетчики: не должно теряться ни доли секунды. Однако все обычные современные хронографы устроены так, что о точности и синхронности можно только мечтать.
Во-первых, модуль хронографа активируется с помощью секундного колеса, которое потребляет энергию от единого заводного барабана. Это значит, что мгновенно возрастающая нагрузка изменяет вращающий момент секундного колеса и точность часов.
К тому же кулачковой передаче, которая отвечает за синхронизацию работы модуля хронографа с показаниями счетчиков, также требуется некоторое время, дабы при нажатии на кнопку «старт» обеспечить сцепление, а затем при остановке «отцепить» модуль от счетчиков.
Сегодня самой эффективной считается кулачковая передача с вертикальным приводом. Она сводит к минимуму потерю энергии и потерю времени при активации модуля хронографа, но даже она не в состоянии обеспечить точность часов при включенном хронографе.
Если при хронометраже относительно коротких отрезков времени погрешности хода бывают не так заметны и принципиальны, то если вы замеряете процесс продолжительностью, скажем, полчаса, отклонения могут вырасти до неприемлемого уровня. Разработанный мастерами Jaeger- LeCoultre механизм Dual-Wing впервые в истории часового искусства позволяет обойтись без кулачковой передачи.
Таким образом, отсчет засекаемых им отрезков времени начинается в момент нажатия на кнопку «старт», а одновременная работа часового механизма и модуля хронографа никоим образом не сказывается на точности часов. Это позволило Jaeger- LeCoultre создать первый настоящий хронограф?хронометр.
Секунды вместо передачи
Кулачковая передача в калибре JLC 380 заменена интереснейшим модулем «прыгающие секунды». Вкратце схема работы его такова. На оси спускового колеса установлено дополнительное колесо с 30 зубьями. Оно передает колебания баланса на еще одно колесо с 6 зубьями.
Последнее совершает полный оборот вокруг своей оси за 1 секунду с шагом 1 / 6 секунды. Мастера Jaeger-LeCoultre решили остановить свой выбор на частоте баланса 21 600 пк / час, конечно же, не только из-за этого счетчика (в конце концов, никто не мешал им создать счетчик 1 / 8 секунды при частоте баланса 28 800 пк / час). Просто они сочли, что 6 — та цифра, которая делит час, минуту и секунду без остатка на идеальные, наиболее естественные доли.
К тому же так было гораздо удобнее рассчитывать передаточные числа всех пар. На оси последнего колеса прикреплена стрелка счетчика долей секунды хронографа (его шкала располагается на циферблате у отметки «6 часов»). Это колесо с 6 зубьями и задает темп работы всему модулю хронографа.
Кстати, если нажать на кнопку хронографа, когда он работает, специальный палец зафиксирует 6-конеч- ную звездочку индикатора прыгающих секунд в промежуточном положении, при котором показания счетчиков хронографа замрут, но спусковое колесо продолжит работу.
Это тоже мировой рекорд Jaeger- LeCoultre. Механизмы прыгающих секунд, которые устанавливались в карманных часах XIX века, не имели функции останова и сброса показаний.
Неоклассика Jaeger-LeCoultre
В новом хронографе необычно не только содержание, но и дизайн. Циферблаты часов и хронографа разнесены по отметкам «10» и «2 часа», а также присутствуют два дополнительных циферблата — для счетчиков минут и 1 / 6 долей секунды — и двух индикаторов запаса хода.
Но несмотря на все это ни малейших трудностей со считыванием показаний не возникает. Визуально циферблат разделен на две части, как и механизм: все стрелки, имеющие отношение к часовой половинке, выполнены из золота, а все, что относится к хронографу, сделано из вороненой стали.
Объединяет «половинки» прикрепленный к спусковому колесу счетчик 1 / 6 долей секунды. Запатентовали инженеры Jaeger- LeCoultre и необычнейший счетчик минут, интегрированный в единый счетчик хронографа. Новый счетчик делит час на 10 частей по 6 минут каждая и позволяет не всматриваться, на каком точно делении находится в данный момент минутная стрелка счетчика хронографа.
При этом все выполнено в подчеркнуто классическом стиле, а на отметке «6 часов» даже расположена золотая табличка, на которой выгравирован номер калибра. Станет ли эта табличка, равно как и приваренные к корпусу ушки крепления браслета, фирменной фишкой серии, пока неизвестно. Как мы уже сказали, управляется модуль хронографа одной единственной боковой кнопкой у отметки «2 часа».
Она настроена на работу в обычном алгоритме, и три последовательных нажатия на нее означают «старт», «стоп» и «обнуление показаний». Следить за тем, как все четыре стрелки и дисковый минутный счетчик хронографа возвращаются в исходное положение, — очень забавное занятие.
Настоящий балет! Не менее захватывающее зрелище — рассматривать Duometre a Chronographe с обратной стороны сквозь сапфировую заднюю крышку. Мастера компании самым тщательным образом вручную отполировали и декорировали почти каждую деталь u1089 сложнейшего механизма.
При этом они получили строгий приказ выполнить все в точно таком же стиле, в каком оформлялись в карманные часы Jaeger-LeCoultre. Кстати, несмотря на всю свою сложность, калибр JLC 380 из более 390 деталей при диаметре 33,8 миллиметра имеет высоту всего лишь 6,85 миллиметра.
Первая модель Duometre a Chronographe выйдет в 42-миллиметровом корпусе водонепроницаемостью 50 метров из платины, а также розового и желтого золота. Причем тираж желто-золотой версии ограничен 300 экземплярами.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2007