Urwerk: U-CC1
Наверное, правильно сделал Мартин Фрей, что в 1998 году положил наброски часов с линейной индикацией времени на дальнюю полку. И еще более правильно, что спустя семь лет разыскал их и вместе с Феликсом Баумгартнером вернулся к этой идее
Наверное, правильно сделал Мартин Фрей, что в 1998 году положил наброски часов с линейной индикацией времени на дальнюю полку. И еще более правильно, что спустя семь лет разыскал их и вместе с Феликсом Баумгартнером вернулся к этой идее.
На рубеже веков мир охотно встречал часы с хитроумными механизмами, а самостоятельная ценность концептов и идей многим стала очевидна лишь недавно. Да и наши взгляды на время и мироощущение с тех пор несколько изменились. Поэтому, представив сперва фантастический UR-103 с сателлитной индикацией и лишь теперь – концептуальный UR – CC1, Urwerk четко угадал тенденции эпохи.
Сам Фрей говорит, что к идее создания часов с линейной индикацией времени его подтолкнули автомобили. Зерно сомнений в правильности традиционного кругового движения стрелок зародил Volvo образца 60-х, принадлежавший старшему брату. Панель при- боров того авто дала старт к созданию необычных часов, и еще в конце 90-х дизайнер сделал первые карандашные наброски.
Но тогда Мартина и его партнера по проекту URWERK захватила идея более броской сателлитной индикации, и эскизы были отложены в сторону. Аргументом, заставившим вернуться к заброшенной было работе, стал просмотр фильма «Птицы» Альфреда Хичкока. В одной из культовых сцен этого фильма героиня спасается от разъяренных пернатых в старом Dodge.
Кадр длится всего несколько секунд, но показанные крупным планом руль машины и ее линейный спидометр определили все. Посмотрев фильм, Феликс и Мартин твердо решают: линейным часам быть! Вполне логично, что часы с линейной индикацией времени пришли на смену традиционному круглому циферблату именно сегодня.
Ведь тот появился на свет много тысяч лет назад и отражал тогдашний ритм жизни. В ту пору день за днем, год за годом мало что менялось в жизни человека. Не имеющий начала и конца круг как нельзя лучше соответствовал восприятию времени и жизни, в которой отдельные мгновения отличаются друг от друга лишь положением на замкнутой кривой.
Сегодня мы не мыслим свою жизнь без движения и достижений. Мы постоянно стремимся к маленьким и большим целям и, заканчивая очередной проект, готовы откатиться на точку старта, чтобы взяться за что-то новое. Бесконечный и неторопливый круг совсем не соответствует динамичному ХХI веку – ему подавай иное отображение времени.
Например, такое, как линейная шкала, прирастающая с каждой минутой, пока не достигнет предела, и сбрасывающаяся после этого до полного нуля, чтобы начать процесс заново. Собственно, вариантом визуализации четвертого измерения отличались от других и первые часы URWERK – UR-103, в которых цифра часа пробегала вдоль минутной шкалы.
Они сочетали в себе цикличность всего и вся с современным ощущением важности и ограниченности каждого отрезка. Именно поэтому, а не только ввиду какой-то особой технической сложности, и получили они такой резонанс. А выпуском UR-СС1 Мартин Фрей и Феликс Баумгартнер подтвердили верность кредо компании: не следовать за кем-либо, а искать собственный пусть для расширения границ часового искусства.
Свою работу над проектом в 2006 году партнеры начали с изучения истории часового дела и патентов и, к своему удивлению, выяснили, что подобная идея полвека назад приходила в голову еще двум мастерам: Жильберу Альберу (Gilbert Albert) и Луи Котье (Louis Cottier). Они также хотели создать часы с линейной индикацией времени – принципиально новые, авангардистские, идущие вразрез со всеми эстетическими критериями эпохи.
Но столь простая на первый взгляд линейная индикация оказалась подлинной механической головоломкой. И во многом благодаря финансовой помощи Patek Philippe в 1959 году Луи Котье создал прототип и запатентовал изобретение, дав ему название «Кобра».
Увы (или к счастью) прототипом никто не заинтересовался – потенциальным инвесторам он показался бесперспективной затеей. Что ж, 50 лет назад и темп жизни отличался от сегодняшнего. Уникальный механизм так и пролежал в музее, пока не был обнаружен основателями Urwerk.
Отдавая дань уважения старому мастеру, они назвали модель «Кобра Котье». Основным элементом необычной системы индикации в UR-CC1 являются два горизонтально расположенных цилиндра. Один из них отвечает за часы, другой – за минуты. Казалось бы, что здесь сложного?
Нужно всего лишь изменить плоскость вращения на 90 градусов, и дело в шляпе. Однако мы имеем дело с часами, с продуктом микромира, где из-за миниатюрности деталей все оказывается намного сложнее, чем в мире привычных размеров. И какими бы маленькими и невесомыми не представлялись нам цилиндры UR-CC1, они оказываются колоссальной нагрузкой для механизма.
Потребовалось более трех лет на то, чтобы обеспечить одновременное и четкое движение этих двух цилиндров- мастодонтов. В UR-CC1 вращение с колесной передачи на цилиндры передается не системой колес, а специальным рычагом, который создатели назвали зубчатым сегментом. Сегмент, видимый с торца часов, связан с минутным цилиндром.
Поворот сегмента на полный угол приводит к вращению минутного цилиндра на 300° – от нуля до шестидесяти минут. По достижении отметки «60 минут» цилиндр проворачивается в исходное положение. Благодаря особой экстраплоской тонкой пружине на это уходит всего 1/10 доля секунды.
Во время обратного вращения минутный цилиндр поворачивает на одно деление нижний цилиндр, несущий часовую разметку. В свою очередь движение зубчатого сегмента управляется деталью особой формы – тройным кулачком. Он изготовлен из бериллиевой бронзы, известной благодаря низкому коэффициенту трения и высокой износостойкости.
Кулачок имеет форму трех вертикально расположенных миниатюрных треугольников, скошенных под острым углом. В процессе работы часов кулачок поворачивается и отклоняет на определенный угол зубчатый сегмент, заставляя вращаться цилиндры. Три треугольника использованы потому, что полный оборот кулачок делает за 3 часа.
О тонкости и сложности внешне простой работы часовщиков говорит такой факт: для формирования идеальной формы кривой потребовалось рассчитать сто восемьдесят точек для каждого из трех кулачков! Зубчатый сегмент, соединяющий кулачок с минутным цилиндром, тоже не прост. Он должен совмещать в себе две характеристики, являющиеся на первый взгляд взаимоисключающими: быть абсолютно жестким для достоверной передачи движения тройного кулачка на минутный цилиндр и в то же время чрезвычайно легким для потребления минимального количества энергии.
По заказу и эскизам Urwerk этот ключевой элемент был изготовлен фирмой Mimotec с помощью новейшей технологии фотолитографии. Деталь, изготовленная из материала на основе кремния, имеет сотовую структуру, обеспечивающую сочетание жесткости и чрезвычайно малого веса. Еще одним оригинальным нововведением модели UR-CC1 стала цифровая индикация секунд.
Окошко в правой части часов показывает четные секунды. А шкала в левой части имитирует опять же линейную индикацию. Для обеспечения минимального веса секундного колеса цифры скелетонизированы, а само колесо было выполнено компанией Mimotec благодаря применению фотолитографии, обеспечивающей еще более высокую точность по сравнению с технологией электроэрозии.
Идеальное равновесие этого подлинного шедевра точности, весящего всего 0,09 грамма, обеспечивает логотип Urwerk, появляющийся напротив цифры 10, который играет роль противовеса. В модели UR-CC1 используется технология пневматического тормоза rotor fly brake, которая защищает систему автоматического подзавода от слишком резких ударов и вибрации.
Тем самым обеспечивается повышенный срок службы этого узла и механизма в целом. Работа тормоза rotor fly brake видна через боковое окно в корпусе часов. Изготовленный из серого или черного золота корпус UR-CC1 продолжает традиции прежних моделей компании UR-103 и UR-202: это все тот же «наручный звездолет», сочетающий в себе черты бомбардировщика Stealth и последние тренды часового дизайна.
Мартин Фрей и Феликс Баумгартнер постарались сделать так, чтобы владелец смог заглянуть как можно глубже в работу механизма. Боковые окна открывают взору зубчатый сегмент и пневмотормоз. Очередная работа Urwerk заставляет вновь задуматься над вопросом: что есть часовое искусство?
Способность с высочайшей тщательностью исполнить кинематическую схему, придуманную 200 лет назад? Или повысить точность механизма на доли процента? Создатели «Кобры» в очередной раз показывают, что есть другой путь: предлагать новые решения и подходы, которые не могли быть рождены в прошлом не столько из-за несовершенства технологий, сколько из-за неготовности людей воспринимать сами эти идеи.
Кстати, название компании состоит из двух частей: «werk», что на немецком означает «работа, мастерство», и Ur – название древнешумерского города в Месопотамии, где когда-то зародилось привычное нам понятие времени и его отображения. Что ж, Фрей и Баумгартнер показывают, что название компании они взяли неслучайно: Urwerk, как когда-то Ур, демонстрирует нам новую визуальную концепцию времени.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2009