Вихри Прекрасные
Haute Horlogerie переживает турбийономанию, причем порой в самой запущенной форме, которое грозит превратить самое красивое часовое усложнение в самое смешное
Haute Horlogerie переживает турбийономанию, причем порой в самой запущенной форме, которое грозит превратить самое красивое часовое усложнение в самое смешное.
Обычный механизм спуска (колесо, баланс, спираль, анкер) и несколько дополнительных колес помещены в красивую клетку (если угодно в каретку), которая вращается вокруг своей оси.
При этом каретка - пусть не самая простая, но часть колесной передачи часового механизма. В отличие от простых колес, она контролирует одновременно и скорость вращения самой себя (обычно 1 оборот в минуту), и темп работы часов в целом. Это турбийон - гениальное изобретение 209-летней давности часовщика королевского двора Франции Авраама-Луи Бреге.
В 1795-м Бреге пришел к выводу, что на точность хода часов влияет не только температура, но и сила земного притяжения. Когда часы находятся в вертикальном положении, из-за малейшей неуравновешенности системы баланс-спираль гравитация то ускоряет, то замедляет вращение баланса.
Бреге решил поместить баланс и спуск в специальную вращающуюся клетку. При вращении этой клетки воздействие гравитации в разные моменты времени компенсировалось, за счет чего возрастала точность. После шести лет испытаний мастер запатентовал свое изобретение. В описании устройство называлось "вихреобразным регулятором" (tourbillon в переводе с французского означает "смерч, вихрь"), который компенсирует действие гравитации и значительно повышает точность хода часов.
После векового триумфа турбийон пережил вековое забвение. На пенсию его отправили не только новые материалы и технологии, которые позволили и без антигравитационного эффекта сократить погрешность хода до нескольких секунд в сутки. Главными виновниками исчезновения турбийонов стали наручные часы.
С их появлением гениальная изначально идея Бреге потеряла актуальность - часы и без того стали достаточно вертеться в пространстве, чтобы создавать для этого еще какое-то хитроумное устройство.
От окончательного забвения турбийон спасла красота: величие драгоценных мостов, украшенная крупным рубином ось, бесконечное плавное вращение клетки, сквозь изящные прутья которой видны сокращения спирали и элегантная поступь рубиновых палет анкера. О великолепии турбийона вспомнили, как только точность и надежность современных часов стали восприниматься как нечто само собой разумеющееся, а на первый план вышла красота аксессуара номер один.
Как и 200 лет тому назад, борясь с земным притяжением, сам турбийон непреодолимо притягивает восхищенные взоры и деньги эстетов всего мира.
Сегодня Haute Horlogerie охвачено эпидемией турбийономании. Часовые компании разделились на благородных турбийонеров и несолидных недоучек. Ведь даже в XXI веке самостоятельно разработать и создать механизм вихреообразного регулятора очень непросто и это расценивается как диплом о высшей степени мастерства.
Смешные и несерьезные
Десять лет тому назад что такое турбийон знали даже не все профессора часовых школ Швейцарии. Года четыре назад слово «турбийон» приводило производителей и поклонников Haute Horlogerie в священный трепет. Сейчас турбийон вызывает у некоторых приступы здорового смеха.
А чем еще объяснить появление таких часов как Spiderman Tourbillon от Technomarine – французской компании, еще недавно имевшей репутацию чистого фэшн-брэнда? Хулиганы-дизайнеры расположили турбийон в этих часах между ног человека-паука. Славно пошутил и мастер Антуан Прециузо, который прославился созданием турбийона для знаменитого Harry Winston Opus 2.
На этот раз он выполнял заказ друга Джеральда Дженты. В итоге мост турбийона в Gerald Charles Tourbillon имеют форму усов г-на Дженты.
Не жалуется на отсутствие чувства юмора и Йорг Хайсек, выпустивший Double Tourbillon – двое часов на одном ремешке и у каждых часов по турбийону. Зачем, спрашивается? Чтобы время от времени интересоваться, какие из них точнее?
Да что тут рассуждать, если даже Girard-Perregaux, так гордившийся своим легендарным турбийоном с тремя помпезными золотыми мостами, взял и спрятал его под легкомысленным черно-желто-красно-синим спортивным циферблатом с надписью Pour Ferrari. А тут и товарищи с Востока подтянулись и выступили, как всегда, жестоко.
На летней выставке в Сеуле свой турбийон за 2000 долларов продемонстрировали китайцы. Недавно первым русским турбийоном (на базе настольных часов «Весна») похвастался питерский бизнесмен Константин Чайкин. Может, поэтому в этом году подчеркнуто решили вылечиться от турбийономании Patek Philippe, а Rolex так и вовсе не выпустил до сих пор ни одного турбийона.
Сегодня выпустить часы с турбийоном может каждый – достаточно просто купить готовый механизм на стороне, благо компаний, специализирующихся на производстве дорогого усложнения, становится все больше. Но нас интересуют те, кто не просто старается быть актуальным, а продвигает часовое искусство.
Мужественный и вечный
IWC вспомнила о турбийоне одной из первых, в 1993 году. Она приспособила его к наручным часам Il Destriero Scafusia, до сих пор остающимися самыми сложными наручными часами в мире. Затем, ведомая конструктором Куртом Клаусом, IWC оснастила вихреобразным регулятором свою знаменитую коллекцию Da Vinci.
И, наконец, в этом году турбийон обжился и в IWC Portuguese. В Destriero и Da Vinci турбийон размещался сзади, так как циферблат был отдан под вечный календарь. Нынешний Portuguese Tourbillon Mistere - первый фронтальный.
Клаус внедрил турбийон на место узла баланса механизма. Так как в механизмах 5000-й серии баланс находится в районе отметки "12 часов", там - на самом видном месте - IWC и разместил свой первый "циферблатный" турбийон. Как и предыдущие вихреобразные регуляторы, этот относится к типу Flying ("Летящих"). Такое название данный тип турбийона получил за то, что каретка крепится лишь на одном невидимом глазу подшипнике. Турбийон герра Клауса самый легкий из всех – его 100 деталей весят всего 0,296 грамма!
Необыкновенно мощная и длинная пружина, которой оснащены механизмы IWC 5000, обеспечивает турбийону запас хода в 168 часов. Правда для этого Клаусу пришлось уменьшить диаметр колеса баланса. Спустя ровно 7 дней, когда стрелка индикатора запаса хода опускается до отметки "0", стальная булавка приводит в движение пружину, которая останавливает сокращение спирали турбийона.
Единственное, чего пока не знает Курт Клаус, так это сколько будет стоить Portuguese Tourbillon Mistere. Тем более, что в продажу он поступит лишь осенью этого года.
Быстрейший и стильный
Есть повод гордиться своим первым турбийоном и у главы Zenith Тьерри Натафа. Это он спорил до ругани со своими инженерами, которые убеждали его в том, что если оснастить турбийоном знаменитый зенитовский калибр El Primero, то придется отказаться от фирменной частоты баланса 36 000 пк/час .Чем больше частота колебаний, тем больше энергии требуется балансу.
Но сам турбийон – один из самых больших «пожирателей» энергии в часах, на него и сверхскоростной баланс ее просто не хватит.
Рассчеты показали, что при стандартной схеме турбийона и частоте колебаний баланса 36 000 пк/час необходимо энергии в 4,7 раз больше, чем способен выдать стандартный El Primero.
Над головоломкой конструктора Zenith бились с сентября 2001 года. Принципиальное решение проблемы пришло в голову Натафа: необходимо изменить конструкцию турбийона, дабавив в него еще одну колесную пару.
В результате получился автоматический хронограф с минутным турбийоном с частотой 36 000 пк/час и запасом хода 50 часов - абсолютно асимметричные часы с асимметричным механизмом.
Чуть смещенную от центра ось обыграли, расположив турбийон у отметки "11 часов". Часовые метки как бы танцуют в направлении к каретке. Между мостом и кареткой турбийона установлен диск календаря, который вращается в противоположную от каретки сторону.
И схема турбийона в New El Primero 4005, и устройство необычного календаря запатентованы. Еще бы, ведь эти блестящие конструкторские решения позволили Zenith захватить первенство. Некоторым удавалось создавать турбийоны помпезнее и роскошнее, но еще никому - столь стильный и современный.
В последнее время г-н Натаф делает все, чтобы вывести свою марку в мировые лидеры, порой даже намеренно занижает цены на свою уникальную продукцию. Поэтому он и просит за уникальный сверхскоростной и стильный турбийон лишь 100 тысяч долларов.
Двойной и угловатый
Большая каретка диаметром 15 мм совершает медленный величественный оборот за 4 минуты. Приглядываемся и видим внутри нее еще одну - обычную минутную - каретку, которая вращается под углом 30о к большой. В маленькой-то и расположены спуск, баланс и плоская спираль.
Обе каретки собраны из 128 деталей, суммарный вес 1,17 грамма. Это турбийон в турбийоне - Greubel Forsey Double Tourbillon 30o - изобретение француза Робера Гребеля и англичанина Стивена Форси. Они подружились в начале 1990-х, когда были коллегами по компании Renaud & Papi, создающей для Audemars Piguet турбиойны, репетиры и прочие усложнения.
Сейчас друзья владеют собственной компанией CompliTime SA в Ла Шо-де-Фоне. 30-градусный наклон малой каретки заставляет баланс вращаться в нескольких плоскостях по сложной кривой. В отличие от других двухосных турбийонов такой угол позволил не уменьшать диаметр колеса баланса (что снижает точность хода), а также не увеличивать толщину корпуса часов.
Правда нестандартный угол потребовал создания необычной колесной передачи, которая имеет коническую форму и особый профиль зубьев. В корпусе диаметром 43.5 мм нашлось место для двух заводных барабанов диаметром 9,65 мм. Их энергии предостаточно для того, чтобы вращать обе каретки в течение 72 часов.
Необычное расположение кареток относительно друг друга несет и эстетическую нагрузку, делая двойной турбийон максимально доступным взору. Вся архитектура 36,4-миллиметрового механизма устроена таким образом, чтобы поклонники часового искусства могли сполна насладиться парным танцем турбийонов.
Часы от Greubel Forsey продолжают лучшие традиции мастеров прошлого: 90 процентов их деталей уникальны и сделаны в мастерской компании. Как признался нашему журналу Стивен Форси, друзья просто не способны производить более двух таких часов в год, а потому просят за них 280 тысяч франков. Для новичков немало, но за столь редкое изделие – немного.
Сферический и двухосный
Классический двуосный турбийон Gyrotourbillon I, который компенсирует силу гравитации, когда часы находятся в вертикальном и горизонтальном положении, представили мастера Jaeger-LeCoultre. За вертикальную точность отвечает большая внешняя ультралегкая каретка, совершающая оборот за минуту.
А внутри нее под углом 90 градусов со скоростью 1 оборот в 24 секунды вращается малая каретка со всей жизненно важной часовой "начинкой" - баланс, спираль, анкер и прочее. Большую часть общего веса в 0,336 грамма приходится на колесо баланса, которое сделано из 14-каратного золота.
Частота колебаний баланса - 21 600 пк/час. Маловато? Так не забывайте, что Gyrotourbillon I оснащен еще и вечным календарем с ретроградными индикаторами месяцев, лет (года - на обратной стороне корпуса) и двумя ретроградными стрелками с индикации дней. Но и это еще не все. Gyrotourbillon имеет индикатор запаса хода (сдвоенный барабан обеспечивает часы 8-дневным запасом энергии) и еще одну сложную функцию - уравнение времени.
Очаровательный турбийон Jaeger-LeCoultre выглядит необыкновенно хрупким, но впечатление обманчиво. Двухосный сферический турбийон способен выдержать весьма серьезные жизненные потрясения, так как оборудован аж шестью противоударными системами: по паре на каждую из кареток и еще две защищают колесо баланса.
За всю эту красоту в платиновом 43-миллиметровом корпусе, которая будет выходить тиражом 20 экземпляров в год, Jaeger-LeCoultre просит не так уж и много: 390 тысяч франков.
Тройной и бесконечный
Но похоже, что серьезнее всех завоевать титул «короля турбийонов» намерились в Стране часов Франка Мюллера. В этом году под маркой Franck Muller появилось целых три оригинальных модели: Tourbillon Crazy Hours (с индикацией часов, расположенной произвольно, а не в привычном порядке), минутный репетир с турбийоном и, наконец, гвоздь Мировой премьеры на вилле Жанто (столице Страны часов) – Tourbillon Revolution 3, вращающийся сразу в трех плоскостях.
Самая маленькая каретка – минутная - вращается в привычной горизонтальной плоскости со скоростью один оборот за 60 секунд. Средняя минутная каретка поворачивает всю эту конструкцию еще и вертикально относительно циферблата более неторопливо – за 8 минут.
И, наконец, самая большая часовая каретка опять же поворачивает платформу турбийона в вертикальной плоскости, но уже не сверху вниз, а слева направо в ритме водяного колеса – 1 оборот в час. При достаточно средней скорости баланса (18 000 пк/час) поражает воображение, что вся эта махина еще и обладает запасом хода 60 часов.
Инженеры исследовательского отдела Franck Muller пророчествуют: «Трехосный турбийон – это далеко не предел. Это только кажется, что тема турбийонов исчерпана, и создать что-то более сложное невозможно. Мы уверены, что сможем придумать еще не одну Revolution».
Интересно, а не превратится ли однажды в каретку очередного революционного турбийона сам корпус часов? Может, и впрямь по примеру Patek Philippe лучше остановиться?
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2004