Королева Часов
Изобретатели-швейцарцы, да и весь остальной мир называет ее короной. Мы – головкой. Заводной головкой. Не так красиво, зато, пожалуй, точнее: эта деталь и впрямь - всему голова
Изобретатели-швейцарцы, да и весь остальной мир называет ее короной. Мы – головкой. Заводной головкой. Не так красиво, зато, пожалуй, точнее: эта деталь и впрямь - всему голова.
1.Зачем нужна?
Чтобы корректировать время и заводить механические часы. Но иногда головку загружают и другими функциями: в моделях Timex i-control, Ventura V-Tec, Tissot T-Touch она еще и переводит часы в режимы секундомера, компаса, альтиметра и т.д.
В то же время у большинства кварцевых и некоторых механических часов с автоподзаводом головка служит только для перевода стрелок - завести их «вручную» нельзя. Поэтому название «заводная» хотя и является общепринятым, не совсем правильно.
2.Водружение короны
Привычная нам головка, с помощью которой и заводили пружину часов, и переводили стрелки, появилась не так уж давно: ее в 1861 году изобрел Жан-Адриан Филипп (вторая половина Patek Philippe).
До этого карманные часы (наручных тогда еще не было) заводили ключом через отверстие в циферблате, а время устанавливали, вращая стрелки руками. Соответственно, стекло часов или открывалось, или отсутствовало вовсе, и ни о какой герметичности не могло быть и речи.
Использование головки повысило надежность часов, но существенно усложнило механизм, добавив в него несколько десятков деталей.
3.Нетрадиционная ориентация
Большинство людей носят часы на левой руке. Чтобы их было удобно заводить или переводить стрелки, не снимая с руки, головку располагают на правом боку корпуса - чаще всего в положении «3 часа», реже – в положении «4 часа», что очень удобно: даже «корона» больших размеров никогда не впивается в запястье.
Некоторые выпускают часы с головкой, расположенной слева – для левшей и авиаторов. Когда производитель хочет подчеркнуть историческую ценность модели, он располагает головку вверху, в положении «12 часов».
Кстати именно поэтому ее и называют «короной», а циферблат - иногда не привычным dial, но face – то есть «лицом». Вопреки распространенному мнению, «смена ориентации» головки не требует каких-либо переделок механизма: его просто поворачивают и изготавливают специальный циферблат.
4.Не теряй головы!
Головка – весьма уязвимый элемент часов: зацепившись ею за что-нибудь или случайно ударив можно сломать заводной вал. Во избежание этого, иногда на корпусе по бокам головки располагают небольшие выступы, оберегающие ее.
Так как отверстие для головки – потенциально самое уязвимое место, через которое в часы может проникнуть вода, серьезные брэнды предпринимают серьезные усилия для обеспечения водонепроницаемости.
Вал оснащается резиновыми прокладками, саму «корону» делают завинчивающейся, а иногда защищают ее специальной клипсой, как Panerai.
5.Удобство и украшение
В часах «специального назначения» - спортивных, водолазных, летных – для удобства головку делают большего размера, наносят крупную насечку, иногда добавляют особые элементы, повышающие «ухватистость». А в изящных и ювелирных часах, ей придают сложную форму, украшают логотипом или драгоценным камнем, такая корона – сама по себе произведение искусства.
6.Безголовые
Как это ни странно, но не все часы венчает корона. В знаменитых монограммах Vincent Calabrese, уникальных Freak от Ulysse Nardin головка расположена на задней крышке (таковы конструкционные особенности). А в некоторых – o.d.m., Rado eSenza – ее нет вовсе.
В общем-то, она там и ни к чему: заводить кварцевые часы не нужно, их точность вполне достаточна, чтобы корректировать время раз в полгода, а для перевода часов на зимнее или летнее время используются специальные кнопочки на задней крышке.
7.Как держать?
Как говорил Глеб Жеглов: «Нежно!». Ведь несокрушимая с виду головка держится на тонком и хрупком заводном валу. Если ее качать из стороны в сторону или дергать, как рычаг КПП, этот вал можно запросто сломать.
Стрелки лучше переводить в направлении их обычного вращения: так детали механизма испытывают меньшие нагрузки. Заводить - небыстрыми плавными движениями, не прилагая большого усилия. Иначе порвется заводную пружину или выйдет из строя колесная передача.
Особой деликатности требуют миниатюрные женские часы – для того, чтобы разрушить нежный ротор их шагового двигателя, достаточно быстро крутануть головку, вращая головку при переводе стрелок.
Завинчивающуюся головку, надо закручивать также без усилий, чтобы не сорвать резьбу и не испортить прокладки. Иначе во всех этих случаях придется чинить за свой счет даже часы с действующим гарантийным талоном.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2004