Секреты португальского вечника: IWC Portuguese Perpetual Calendar
Считается, что создав Portuguese Perpetual Calendar, конструкторы IWC решили вечную проблему вечных часовых календарей и теперь их часы не нуждаются в корректировке на протяжение 577 лет. Это и впрямь если не окончательная точка в разработках на эту тему, то жирная запятая - на ближайшие пять веков
Считается, что создав Portuguese Perpetual Calendar, конструкторы IWC решили вечную проблему вечных часовых календарей и теперь их часы не нуждаются в корректировке на протяжение 577 лет. Это и впрямь если не окончательная точка в разработках на эту тему, то жирная запятая - на ближайшие пять веков.
IWC Portuguese Perpetual Calendar объединили в себе три гениальных разработки часовщика Курта Клауса: 1) заводной барабан с мощной, обеспечивающей 7-дневный запас хода пружиной, которую подзаряжает автоподзавод Пеллатона; 2) модуль вечного календаря Da Vinci и 3) уникальный лунный календарь. Эти три чуда техники сошлись в калибре 50611.
Его основа - автоматический калибр 5000 - был разработан Клаусом для часов IWC Portuguese Automatic 2000 три года тому назад, затем прошел успешное испытание в IWC The Big Pilot Watches. Запатентованный IWC завод Пеллатона представляет собой одну из самых эффективных и надежных конструкций автомата. Собственно, даже неделя автономной работы - далеко не предел для этих часов.
Действительный запас хода составляет 204 часа, и мощь огромной пружины беззубцового заводного барабана искусственно ограничена отметкой 168 часов. Дело в том, что, по мнению конструктора, этой мощной пружине очень вредна полная раскрутка. Чтобы не допустить ее, Клаусу пришлось оснащать 5000-й индикатором запаса хода, который останавливает ход часов ровно за 36 часов до того, как завод иссякнет полностью.
Вторая из трех составляющих 50611-го калибра - революционный модуль вечного календаря, апробированный Куртом Клаусом в знаменитой модели IWC Da Vinci 1985 выпуска. На то, чтобы убрать из канонической схемы вечного календаря (см. "Мои Часы" №1/2004) "лишнюю" передачу, конструктору потребовалось четыре года напряженной работы.
Еще одно редкое свойство календаря Клауса - то, что его можно переводить одной лишь заводной головкой часов, без всяких дополнительных кнопок управления и коррекции. Заметим, что вечный календарь Da Vinci состоял из 82 деталей, а в Portuguese их число возросло до 109-ти (больший диаметр механизма потребовал, помимо прочего, и большего количества передаточных колес). Всего же в механизме часов более 300 деталей и 66 камней.
И, наконец, третий из "китов", на которых покоится Portuguese Perpetual - это очередная находка Клауса, уникальная конструкция лунного календаря (еще один патент). В отличие от традиционного темного вращающегося диска со светлым кружком Луны, в новом календаре на светлом фоне неподвижного диска изображены два темных круга ("черные луны", соответствующие дням новолуния). По размеру они совпадают с двумя круглыми окнами вращающейся накладки календарного диска.
Зачем же на ней два окна? IWC впервые "уравняла в правах" жителей северного и южного полушарий Земли. Фазы Луны, на взгляд наблюдателя с другой стороны планеты, выглядят с точностью до наоборот, как зеркальное отражение наших. На циферблате же Portuguese Perpetual наглядно представлены две Луны для двух полушарий.
Лунный календарь последних Portuguese не только самый "демократичный", но и самый точный из себе подобных. Астрономическая продолжительность лунного цикла составляет 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 секунды.
Часовщиками эта величина обычно легкомысленно округляется до 29 дней и 12 часов. Неучтенные 44 минуты и 3 секунды за 32 месяца работы механизма лунного календаря дадут отклонение в целые сутки, которое придется ликвидировать нажатием специальной кнопки.
Владельцы Portuguese Perpetual избавлены от подобной утомительной работы: отклонение в один день "набегает" лишь за 577 лет! Если выразить продолжительность лунного месяца десятичной дробью, получится 29,53059 суток.
А в лунном календаре Portuguese она составляет 29.53073 - за месяц набегает всего 12 лишних секунд. Такая точность достигается скрупулезным расчетом оптимальной конфигурации "лунной" передачи и внушительными габаритами калибра 50611 (38,2 мм).
Однако вышеупомянутые 577 лет - еще один повод для расхожего заблуждения: вечный календарь от IWC запрограммирован на пять веков вперед. Корни этого заблуждения уходят в рекламный слоган часов Da Vinci "прогнозируемая продолжительность жизни - 500 лет".
Но на самом деле за 500 лет оставленный без присмотра вечный календарь Da Vinci, в отличие от лунного, "отстанет от жизни" на трое суток. Чтобы понять причину расхождения, придется вспоминать азы григорианского календаря, по правилам которого високосными считаются все годы, кратные четырем, за исключением кратных ста.
При этом високосными, в виде еще одного исключения, признаются годы, кратные 400. Обычный человек сталкивается со всеми этими исключениями максимум один раз за свою сознательную жизнь и тотчас же о них забывает.
А вот часам с пятисотлетними видами на будущее придется три раза обмануться в ожиданиях. В 2100-м году, в 2200-м и в 2300-м (2400-й будет все же високосным, как и недавний 2000-й, если до тех пор не придумают новый календарь).
В чем же причина расхождений? Дело в том, что программатор, определяющий длину месяца - память вечного календаря - работает по четырехлетнему циклу, поскольку имеет всего 48 ступеней. Никакой иной механической памяти в календаре не предусмотрено.
Поэтому 1 марта "неправильного" года (ближайший - 2100-й) часы сообщат, что на дворе 29 февраля. Из-за того, что последний столетний рубеж был, ввиду исключения из исключения, високосным, обладатели часов Da Vinci не заметили подвоха. И даже сполна насладились редчайшей метаморфозой на циферблате: цифра "1999" уступила место "2000".
Между тем, в заверениях IWC не было никакого обмана, лишь тонкая уловка. За смену веков в механизме Da Vinci отвечал трехпозиционный указатель с отметками "19", "20" и "21". К часам прилагался еще один, запасной, с метками "22", "23", "24", ждущий своего часа до 2200 года.
К моменту выпуска часов от ХХ века оставался самый хвостик, а имеющийся набор цифр позволял часам показать все годы до 2499-го - вот вам и обещанные 500 лет, да еще с запасом. Portuguese Perpetual Calendar, выпущенным уже в XXI веке, вообще уготована почти шестисотлетняя счастливая жизнь.
Ведь в дополнение к штатному прилагается запасной индикатор веков с максимальным показателем "25". Правда, этим часам суждено совершить уже четыре ошибки, последнюю - 1 марта 2599 года.
Конечно, всех этих ошибок легко избежать, если раз в сто лет посещать мастерскую IWC. Можно было бы просто самому перевести часы на сутки вперед, но тогда собьется лунный календарь.
А так часовщики быстро откорректируют вечный календарь на григорианский манер и, скорее всего, сделают это совершенно бесплатно. Но, все же, навещайте мастеров чуть почаще - даже такой сверхнадежный и неприхотливый механизм, как 50611-й, требуется чистить и смазывать.
Схема вечного календаря IWC существенно отличается от классической, описанной в прошлом номере журнала. Во-первых, указателем года, десятилетия, и века. Во-вторых, лунным календарем. В-третьих, колесо даты с улиткой (1) напрямую связано с программным колесом (2), хранящим длины календарных месяцев четырехлетнего цикла. Наконец, основная управляющая и синхронизирующая деталь - рычаг переключения даты (3) - сделана в форме не коромысла, а кольца, и охватывает 31-зубцовое колесо даты (1).
Каждую ночь подпружиненный рычаг переключения даты подталкивается передачей часового колеса, и механизм календаря приходит в движение. Собачка даты (4) цепляет зубцы колеса (1) и переводит дату. А дополнительный рычаг (5) проталкивает семиконечную звездочку указателя дня недели (6), причем расположенное под ней колесо поворачивает передачу лунного календаря (7), вращающую двухоконную накладку (8).
В конце каждого месяца дополнительная собачка (9) рычага переключения даты упирается в выступ улитки колеса даты и позволяет при необходимости перевести его сразу на несколько дней. На сколько именно, определяет щуп (10) рычага переключения даты, путешествующей по поверхности накладки 48-зубцового программного колеса. А единственный удлиненный зубец колеса даты (11) в свою очередь переводит программатор (2) на следующий месяц. Колесо программатора, через промежуточную передачу, вращает 12-зубцовое колесо указателя месяца (12).
Каждый год палец колеса (12) через еще одну промежуточную передачу переводит диск указателя года (13). Эта же промежуточная передача каждые десять лет поворачивает кольцо указателя десятилетий (14). А каждые сто лет расположенный ниже цифры "9" зубец указателя десятилетий протягивает вверх на одно деление подпружиненную пластину указателя веков (15). Скорость подъема этого оконечного элемента механизма вечного календаря c совокупным передаточным числом 1:6 315 840 000 составляет полтора миллиметра за столетие!
А возможно ли сделать по-настоящему вечный календарь? Теоретически - да, и даже примерно ясно, что для этого следует предпринять часовщикам. Кратчайший путь - изготовить программатор месяцев с числом зубцов, равным 4800 (12 месяцев, умноженные на 400 лет, полный цикл григорианского календаря) - годится разве что для конструкторов башенных курантов. А вот другой подход вполне реализуем, по крайней мере, можно попытаться.
Систему перевода столетий несложно дополнить собственным накопителем-программатором, работающим по четырехсотлетнему циклу, аналогичным месячному программному колесу. Деталь получится очень простая, например, кружок с одной выемкой величиной в четвертую часть окружности.
Но ведь такая деталь еще должна, подобно месячному программатору, оказывать обратное управляющее воздействие на главный элемент календаря, рычаг переключения даты. И, к тому же, 7-8 раз за тысячу лет иметь более высокий "авторитет", чем месячное колесо, иначе календарь будет упорно показывать 29 февраля даже в годы, делящиеся на 100, но не кратные 400.
Даже если снабдить рычаг переключения даты еще одним высокочувствительным щупом-"рецептором", проблема своевременного выбора между показаниями двух программаторов все равно остается. На решение этой проблемы у часовщиков всего мира осталось меньше 96 лет.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2004