Искусство & технологии

Ответный удар Empire

Московские высотки, колонный зал Дома Союзов, Эрмитаж, жилые комплексы «Алые паруса» и «Воробьевы горы» – это ампир. Светлые интерьеры, золото, мрамор, бронзовые часы, функциональная мебель из древесного массива, античные образы – это тоже ампир

Московские высотки, колонный зал Дома Союзов, Эрмитаж, жилые комплексы «Алые паруса» и «Воробьевы горы» – это ампир. Светлые интерьеры, золото, мрамор, бронзовые часы, функциональная мебель из древесного массива, античные образы – это тоже ампир. Стиль, который уже пару сотен лет господствует в России и, похоже, прописался здесь навсегда.

Последняя империя

Россия – это последняя европейская империя. В начале XIX века пала Франция Наполеона, через сто лет растеряла свое могущество Австро-Венгрия, затем Великобритания и лишь грандиозная Российская империя не только сохранила монументальное величие, но и помножила его на мировые амбиции коммунистов, переименовавших ее в СССР.

Стоит ли удивляться, что самым популярным стилем в нашей стране был, остается и еще долго будет ампир – с его помпезностью, героикой, значительностью форм и античным благородством интерьеров. И даже распад Советского Союза не поколебал его позиций: из инструмента пропаганды он быстренько трансформировался в образ новорусский жизни - символ катастрофической роскоши, немереного достатка, традиционности вкусов и необъятной широты души представителей элиты шестой части суши. И по боку нам всемирное увлечение Ар Деко, минимализмом или хайтеком – у нас особенная стать. Ампир любим россиянами искренне нежно глубоко и до гроба, потому что он самый русский из всех стилей.

Стиль, обреченный на вечность

В 1804 году, когда Наполеон водрузил себе на голову императорскую корону, французские архитекторы, скульпторы и художники выпустили альбом-увраж Style Empire. Это было иллюстрированное пособие по художественному оформлению новой эпохи.

Style Empire

Листы с гравюрами изображали лучшие образцы греческого, римского и этрусского искусства и должны были вдохновлять современных мастеров на создание новых вещей, но в столь же величественном стиле. Искусство новорожденной империи должно было произрасти из искусства древних империй. Так был заложен первый принцип ампира: преемственность традиций - самодержавных самодостаточных, не подверженных никакой моде, обреченных на вечность.

Наполеоновский ампир просуществовал менее десяти лет, завершившись даже до падения империи: величественные замыслы творцов быстро источили казну. В остальной Европе ампир не вызвал особого интереса, а искусствоведы наотрез отказывались признавать его стилем, причислялся к «склеротическому излету классицизма XVIII века».

Но вскоре стремительная демократизация (как это ни смешно) заставила переосмыслить и оценить мощный пафос этого искусства. Ведь главное отличие ампира, притягивающее к нему столько людей – его нарочитая дидактичность, стремление вложить в каждую художественную деталь доступный и легкочитаемый (даже малообразованными людьми) смысл.

К тому же любая империя – это не просто завоевания и четкая вертикаль власти, но и активное строительство, жизнелюбивая, в общем-то, созидательная энергия, заражающая все слои общества. Стиль ампир несет в себе пафос социального начала, стремится поучать и приучать к определенному образу жизни.

В ампире ничего не бывает просто так «для красоты», он наполнен образами и символами, воздействует на разум человека, внушает ему определенные жизненные ценности. Например, увидев «Девушку с веслом», истинный гражданин империи должен сразу понять, что это перед ним не просто спортсменка, а сама Добродетель, разруливающая человеческие страсти.

Вот и стала главной темой ампирных аллегорий военная героика. Сцены из античной жизни, воспевающие славные подвиги и силу духа легендарных воинов, - основной декоративный элемент любого ампирного помещения, как внутри, так и снаружи. Античность (особенно римская, времен Октавиана Августа) – икона ампира.

Дорические колонны, портики, ленты орнаментов с ликторскими пучками и шлемами проникли в архитектуру северных стран Европы. Интерьеры украшались римскими лежанками и амфорами. Эти «римские поселения» возникали там, где им вроде бы совсем не место. Например, в Баварии, в заснеженных Альпах, император Людвиг I Баварский приказал возвести целые замки в стиле «Новых Афин». У нас ампир воплотился в монументальных ансамблях Росси в Санкт-Петербурге и последующем усадебном строительстве по всей стране.

Белое и золотое

Ампирный интерьер – это также идеологически выдержанное унифицированное пространство. Монотонность, арабески, все такое белое и золотое – вот основные признаки декора в стиле ампир. При том что главная задача ампира – внятно сформировать понятие нормы, его художественные приемы необыкновенно эклектичны.

Стремление сочетать торжественность с простотой, роскошь с дешевизной материалов, где богатство и простота не противопоставляются, а гармонично дополняют друг друга – вторая составная и весьма привлекательная, надо сказать, часть ампира.

В отличие от интерьеров барокко, где на фоне многочисленных зеркал, гобеленов и позолоченных рельефов человек просто теряется, ампир подчеркнуто ставит во главу угла именно своего хозяина. Ампирное помещение четко поделено на зоны и построено так, чтобы оставить людям как можно больше пространства для маневра. Зеркала не превращают стены в череду бесконечных отражений, а выполняют «портретную» функцию.

В зале или гостиной они отображают входящих гостей, а в кабинете – хозяина. Мебель лаконична и функциональна, со множеством отделений и выдвигающихся поверхностей. Она может быть сделана как из традиционного красного дерева, так и из карельской березы, тополя, палисандра или другого светлого дерева, которое не доминирует, а лишь оттеняет интерьер. В оформлении помещения господствуют белые и золотые цвета - светлый фон для нарядно одетых людей. Кстати, бело-золотая гамма – важный символ, знак моральной чистоты и власти.

Style Empire

В нашей стране ампир, нашедший наиболее благодатную почву для развития, на протяжении столетий вбирал в себя лучшие достижения европейского искусства: британский рационализм, французскую изысканность, немецкую педантичность и, соединив их с национальным размахом, породил то, что в итоге получило название «русский стиль».

Но надо сказать, что жить в стиле ампир может далеко не каждый. Очень уж он требователен этот стиль, любит строгие правила в одежде, аксессуарах и даже образе жизни. Однако именно он - наилучший наинагляднейший показатель успеха, вкуса и респектабельности.

Жизнь в империи

Речь об ампире мы завели неспроста: именно он будет царить в моде в наступающем сезоне. Но на этот раз не только у нас, но и в остальном цивилизованном мире. Классическая простота линий, соединенная с роскошью золотых украшений – таков женский образ 2004.

Эпоха Empire во Франции – это странный микст помпезности и простоты, величия и скромности. Императрица, одетая простолюдинкой, служанка, обряженная знатной дамой. Непрекращающийся маскарад, где перепутаны маски и отброшена ложная скромность.

Краткий век Наполеона и Жозефины Богарне подарил миру образ новой женщины – статуи, ожившей и сошедшей с постамента античного музея. Парижские салоны времен Империи воссоздавали нравы обитателей горы Олимп, поскольку скороспелые наполеоновские маршалы и их героини и впрямь ощущали себя бессмертными.

И если для мужчин нормой становится «мужественный» вид - мундир или короткий сюртук, то женщины полностью копируют античные традиции в одежде. Тяжелые платья эпохи классицизма сменяют белоснежные shmiz (платья-туники) с завышенной талией и глубокими разрезами по бокам.

Нижнее белье выходит из моды, и светские дамы щеголяют в платьях из легкой кисеи, газа или муслина, которые подчеркивают все изгибы тела. Особый шик – это влажное платье, облепляющее тело, сквозь которое просвечивают ноги, а иногда и грудь.

Столь же радикально меняются и прически. На смену парикам и сложным конструкциям в стиле мадам Помпадур приходят короткие стрижки у мужчин и простые, разделенные на прямой пробор и перехваченные обручем волосы у женщин. Захватнический характер наполеоновского правления привел к тому, что в моду стали активно проникать и восточные мотивы: египетский орнамент, парча, шелк, итальянские кружева.

Самая модная деталь туалета: египетская кашемировая шаль, которая покрывает обнаженные плечи. Дополняют весь этот ансамбль легкие сандалии без каблука на шнуровке.

Прически времен Наполеона

Скромность и откровенность наряда только подчеркивали яркие, массивные украшения: ожерелья с богатыми кулонами-геммами, всевозможные диадемы, перстни и браслеты.

Такова была мода двухвековой давности. Я описываю ее так подробно, поскольку она поразительно современна и актуальна, вопреки всем законам времени. Лучшие модельеры и дома моды создают все те же shmiz, а ювелиры и часовые дизайнеры соревнуются в умении придать своим изделиям истинно ампирную роскошь.

Стильное сочетание сверкающего желтого золота на белом фоне одежды, оттененное белыми же бриллиантами по прогнозам ювелиров вновь станет хитом наступающего сезона, потеснив минимализм, полудрагоценные камни, белое золото и излишне вычурный дизайн. Хотите почувствовать себя олимпийской богиней? Живите и одевайтесь в стиле ампир.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2004

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?