Wilhelm Rieber Chronometer Flying Tourbillon
Иван Гопей
Свободный хронометровый спуск — замечательное изобретение XVIII века, над которым работали такие великие умы, как Пьер Леруа, Джон Арнольд, Фердинанд Берту, Томас Ирншау и сам Авраам-Луи Бреге, — переживает второе рождение в наручных часах.
Прошлый год запомнился ценителям сложной механики тем, что сразу несколько уважаемых брендов представили механизмы с этим типом регулятора. Но, пожалуй, самое интересное его воплощение принадлежит независимому мастеру из германского Пфорцхайма.
Именинный пирог
У изобретателя парящего турбийона — выдающегося немецкого часовщика начала XX века Альфреда Хельвига — была принята красивая традиция. Каждый раз, когда кто-либо из его одаренных учеников в часовой школе Гласхютте впервые запускал собранный механизм с парящим вихрем, в школе организовывалась торжественная церемония с кофе и пирогом. Эта традиция жива и поныне усилиями Вильгельма Рибера — талантливого мастера из Пфорцхайма, считающего себя продолжателем идей Хельвига.
Вильгельм Рибер — потомственный часовщик уже в шестом поколении. Его семья без перерывов занимается часовым делом более 220 лет, но все предки Вильгельма специализировались только на реставрации и ремонте механизмов. Он же сумел пойти дальше и в 1984 году разработал и изготовил первые собственные часы, и сразу очень сложные — это были карманные часы с парящим турбийоном и хронометровым спуском!
Вильгельм Рибер — часовщик в 6-м поколении. Часовая история его семьи насчитывает более 220 лет
Между прочим, на тот момент мастеру исполнилось всего 26 лет, и часы он планировал сделать лично для себя, даже не представляя, будет ли механизм работать. По словам Рибера, в тот момент он понял, что ощущают настоящие часовые мастера, когда собранные ими конструкции в буквальном смысле оживают — это действительно праздник, напоминающий день рождения с именинным пирогом.
В итоге именно эта конструкция стала визитной карточкой и узкой специализацией Вильгельма Рибера сначала в карманных часах, а затем и в наручных — впервые адаптировать сложный механизм под меньший размер мастеру удалось еще в 1996 году. Второе поколение наручного турбийона увидело свет зимой 2001-2002 годов и стало известно лишь в узком кругу коллекционеров. Поскольку Рибер работает в одиночку и исключительно традиционными методами старой школы, то никаких других механизмов он не собирает. Зато его единственный калибр не имеет аналогов в мире и является результатом эволюции и «скрещивания» работ Джона Арнольда, Авраама-Луи Бреге и Альфреда Хельвига — выдающихся мастеров прошлого, к чьей деятельности Рибер относится с особым почтением.
Схема свободного спуска Wilhelm Rieber с пружиной покоя
1. Анкерное колесо
2. Импульсный камень
3. Ролька на балансе
4. Спусковой камень
5. Специальный угол прижима фиксатора к анкеру, спроектированный Вильгельмом Рибером для уменьшения восприимчивости хронометрового спу- ска к встряскам
6. Фиксатор, блокирующий анкерное колесо
7. Стопорная пружина покоя
История дружбы
История изобретения свободного хронометрового спуска тесно связана с мореплаванием и была подробно освещена в нашем материале о часах Кристофа Кларе Maestoso (см. «Мои часы», No3/2014. — прим. ред.). Напомним лишь, что в таких спусках осциллятор освобожден от какого-либо взаимодействия с колесной системой механизма на протяжении почти всего периода своего колебания, за исключением краткосрочного контакта со спусковым колесом, необходимого для сохранения постоянства амплитуды колебаний. Ключевым элементом свободного хронометрового спуска является стопорный механизм, который после завершения кратковременного контакта колеса спуска с осциллятором останавливает спусковое колесо. В зависимости от характера этого стопора существует два основных вида хронометрового спуска. И калибр Кларе, и известная конструкция датского мастера Урбана Юргенсена использовали в качестве стопора жесткую защелку, возвращаемую спиральной пружиной — так называемый спуск с рычагом покоя. Рибер же предпочел построить механизм с неподвижным стопором на конце защемленной пружины, возвращающейся в первоначальное положение силой собственной упругой деформации. Такое устройство называют спуском с пружиной покоя или ходовой пружиной.
Вторым ключевым отличием механизма Рибера является решение дополнить сложный хронометровый спуск турбийоном, повторив в некотором смысле историю знаменитого хронометра 11, хранящегося в Британском музее. Эти карманные часы «рассказывают» о знакомстве и дружбе двух великих часовых изобретателей конца XVIII века — Джона Арнольда и авраама-луи Бреге. Изначально хронометр 11 со свободным хронометровым спуском с пружиной покоя был изготовлен в лондоне в 1774 году. После посещения Бреге лондона в 1780-х между двумя мастерами возникло взаимное уважение и интерес, вследствие чего арнольд отправил своего сына Джона Роджера на обучение в Париж в 1792 году. В подарок Арнольд-младший привез французскому часовому гению тот самый хронометр 11. В 1801-м Бреге запатентовал свое знаменитое изобретение и вскоре дополнил спуск хронометра 11 первым турбийоном. К сожалению, Арнольд-старший скончался в 1799 г. и не застал достижение своего друга, но в 1808 году Бреге отправил эти часы в качестве обратного подарка сыну Арнольда. На механизме помимо вихря красовалась памятная табличка в честь выдающегося английского часовщика, гласившая: «первый турбийон Бреге, встроенный в одну из первых работ Арнольда. Знак уважения Бреге к почтенной памяти Арнольда. В подарок его сыну, 1808».
Каретка без вилки
Отдавая должное изобретениям великих английских и французских часовых мастеров, Вильгельм Рибер логично посчитал невозможным не использовать усовершенствование своего земляка. В 1920 году Альфред Хельвиг придумал консольную конструкцию турбийона, закрепленного на механизме только с одной нижней стороны. Такой подход позволил полностью открыть для взора вращающуюся каретку со спуском, а турбийон стали называть парящим или летящим. Таким образом, Вильгельм Рибер производит не имеющий аналогов в мире механизм с парящим турбийоном и свободным хронометровым спуском. К тому же немецкий часовщик использует особенно крупную каретку турбийона диаметром 17,8 мм.
Каретка парящего турбийона наручной модели Wilhelm Rieber Flying Tourbillon имеет 17,8 мм в диаметре
Классическая каретка парящего турбийона Taschenuhren (карманных часов) выполнена в лучших традициях Альфреда Хельвига
Основным преимуществом хронометрового спуска является прямая передача импульса с анкерного колеса на баланс без использования анкерной вилки. Это позволяет значительно сократить потери трения и увеличить стабильность и точность работы спуска. Кроме того за полное колебание спусковое колесо в хронометровом спуске передает балансу только один импульс, а не два, как в традиционном анкерном спуске. Во время первого полуколебания баланса пружина покоя сгибается и пропускает спусковой камень на ролике баланса «вхолостую», а импульсный камень проходит без контакта с анкером. А во время обратного полуколебания спусковой камень нажимает на пружину, та отводит стопор, и колесо спуска поворачивается, одновременно передавая одним из своих зубьев импульс балансу через импульсный камень на ролике баланса. После чего под воздействием пружины покоя стопор вновь блокирует спусковое колесо. Таким образом, на работу спуска не оказывает негативного влияния разница в скорости вращения баланса при полуколебаниях.
Пружина покоя или ходовая пружина, которую Вильгельм Рибер использует в качестве стопора анкера. ее длина — 6,6 мм
Для платины Вильгельм Рибер использует нейзильбер, с 2012 года мастеру помогает делать гравироку Johann Benzinger
«Узким местом» хронометровых спусков при создании наручных калибров является, как известно, их неспособность справляться с встрясками и ударами. Стремление к минимизации контакта баланса и анкера приводит к необходимости построения деликатной системы, предпочитающей неизменяемое положение в пространстве. Основным методом защиты своего спуска от встрясок Рибер выбрал проектирование специального угла между пружиной покоя и анкерным колесом. В результате стопор особым способом прижимается к колесу и делает их контакт более надежным. Кроме того, по словам Вильгельма, на стабильности работы механизма в наручном исполнении положительно сказывается значительно более легкий баланс в сравнении с карманными часами.
1. Толщина пружины покоя в самом тонком месте — всего 0,02мм
2. Импульс от анкерного колеса передается балансу напрямую без анкерной вилки
Тоньше спички
По словам Рибера, самой большой сложностью при создании наручного турбийона была, конечно, требуемая миниатюризация деталей деликатного хронометрового спуска. Диаметр механизма всего 34 мм, анкерного колеса — 5,5 мм, длина пружины покоя составляет 6,6 мм, а ее толщина в самом тонком месте всего 0,02 мм. Эти цифры особенно поражают, если учитывать, что все детали Рибер делает сам без использования CNC-станков, CAD-проектирования и любых других компьютеров. Только старые токарные станки и прочий вековой инструментарий — настоящая ручная работа. Для платины и мостов мастер использует Нейзильбер. Корпуса Вильгельм заказывает у сторонних проверенных поставщиков, а часы производит и собирает в своей небольшой мастерской в маленьком немецком городке Тифенбронн возле Пфорцхайма. На производство одного механизма у мастера уходит полгода, то есть можно легко подсчитать, что за свою карьеру Рибер создал не более полусотни хронометров.
Собранная каретка парящего турбийона, диаметр анкерного колеса 5,5 мм
При таком гипертрофированно скромном подходе к производству и продажам мастер имел все шансы разориться еще в начале нового тысячелетия, когда кустарное производство стало сильно сдавать позиции профессиональному маркетингу. Но тут весьма удачно подвернулся контракт с Maybach. В 2004 году Рибер представил серию из 12 экземпляров с парящими турбийонами (в честь 12-цилиндровых двигателей автомобиля), которая не только обеспечила ему крупный заказ, но и известность среди ценителей прекрасного.
В честь 220-летия часовой истории семьи Рибер в 2013 году выпустил специальную скелетонизированную версию Chronometer Flying Tourbillon в карманном и наручном исполнении
Турбийон с хронометровым спуском Chronometer 11 — результат дружбы Авраама-Луи Бреге и Джона Арнольда
В 2013 году в честь 220-летия семейного часового дела Вильгельм Рибер создал специальную скелетонизированную версию Jubilee Flying Tourbillon, в работе над которой ему помогал известный немецкий гравер Йохен Бензингер. Рибер работает с Бензингером с 2012 года, доверяя тому гильоше циферблата и гравировку деталей механизма своих часов.
Внешне часы Рибера выглядят несколько непривычно для традиционной немецкой школы, их дизайн ближе к моделям Бреге. Для циферблатов из серебра свойственно применение различных техник гильоше, наличие стрелок с яблоками Бреге, использование римских цифр.
После финальной сборки каждые часы Вильгельма Рибера еще раз разбираются и снова собираются, чтобы проконтролировать качество и надежность работы. Рибер всегда приглашает будущего владельца к себе в мастерскую к моменту окончательной сборки часов, чтобы тот присутствовал при первом «оживании» турбийона и собственноручно «вдохнул» жизнь в механизм. После чего можно выпить кофе и съесть кусок домашнего пирога — как это сто лет назад было принято у Альфреда Хельвига.
Wilhelm Rieber Chronometer Flying Tourbillon
Корпус: 42 мм, из стали или золота 18К
Механизм: с ручным заводом, парящий турбийон с хронометровым спуском с пружиной покоя, запас хода 36 часов
Функции: часы, минуты, секундная стрелка на каретке турбийона
Циферблат: скелетонизированный, внешнее кольцо и отдельный циферблат текущего времени из серебра, покрытого ручной гравировкой, вороненые стрелки типа «бреге»
Ремешок: черный из кожи аллигатора, традиционная застежка
Лимит: 2 экземпляра в год
Цена: 220 000 евро
Парящий турбийон, созданный для Maybach ограниченной серией в 12 экземпляров
Специальное издание Wilhelm Rieber Flying Tourbillon для Михаэля Шумахера