Часовые аукционы (Часть 1)
Сергей Майсурян
Аукционная торговля — это поистине феномен человечества. Ведь совершенно очевидно, что однажды проданная вещь по идее неизбежно должна дешеветь при дальнейшей перепродаже. Но аукционисты сумели возвести в ранг настоящего искусства не только старые вещи сами по себе, но и торговлю ими. И неплохо на этом заработать, особенно если судить по результатам прошедшего года. Впрочем, с часовыми аукционами все не так просто.
УРОЖАЙНЫЙ ГОД
С начала года возникло ощущение, что все часовые марки, пиар-агентства и аукционные дома, будто сговорившись (или действительно сговорившись), сказали себе — пора! Количество рекордных лотов, общих рекордных результатов, уникальных лотов, никогда ранее не выставлявшихся на торги или появившихся впервые за долгие годы, превысило самые смелые ожидания.
Карманные часы Breguet 4420 принадлежавшие британскому королю Георгу IV были проданы на Christie's за 240 000 франков
Вот несколько только самых ярких аукционных событий 2014 года. На торгах Christie’s 12 мая был установлен собственный рекорд Rolex: модель Oyster Perpetual 1949 года выпуска в золотом корпусе с циферблатом, расписанном перегородчатой эмалью, ушла за 1 220 632 долларов при заявленной цене в полмиллиона, став, таким образом, самыми дорогими часами Rolex, проданными на аукционе.
А через два дня в Женеве на Sotheby’s Important Watches был установлен абсолютный рекорд по продаже часов Panerai, принадлежавших адмиралу итальянского флота Джино Биринделли (1911-2008). Чрезвычайно редкая модель из нержавеющей стали Luminor 1955 года была выставлена на торги его потомками и принесла им 425 000 швейцарских франков (около 348 000 евро). В июне часовой аукцион Bonhams установил тройной рекорд: на 90% превысил эстимейт, собрав чистой выручки 1,5 миллиона фунтов стерлингов, из которых за 146 500 фунтов ушли золотые наручные часы, изготовленные Джорджем Дениелсом — максимальный исторический результат для часов мастера на торгах. Это так называемые часы Миллениума, из серии, созданной Дениелсом в период между 1998 и 2001 годом (конкретно эта модель 1999 года), оснащенные коаксиальным спуском и продававшиеся по розничной цене около 30 000 фунтов. Всего было выпущено 50 пронумерованных экземпляров. Третий исключительный результат дня показала Rolex Datejust на золотом браслете, проданная за 18 750 футов, что в шесть раз превысило начальную цену и стало собственным рекордом этой модели.
Аукционныи? рекорд Officine Panerai 14 мая на Sotheby's Important Watches: редкая модель Luminor 1955 года за 425 000 франков
Но эти данные меркнут по сравнению с июньскими же торгами Sotheby’s, на которые была выставлена так называемая Titanium Collection — коллекция часов Patek Philippe, состоящая из 12 уникальных моделей, включая пять титановых, каждая из которых была выполнена по индивидуальному заказу. Общая прибыль от продажи Titanium Collection составила 7,1 миллиона долларов против ожидаемых пяти. Лотом-рекордсменом стал однокнопочный хронограф с двумя секундными стрелками Patek Officier, из желтого золота с циферблатом, покрытым белой эмалью, который был куплен одним из музеев за 2 965 000 долларов.
Patek Philippe Ref. 5004R хронограф с вечным календарем, продан на Antiquorum за 219 750 долларов
А 10 сентября в Лондоне прошли торги Christie’s Jewellery & Watches, самым дорогим лотом которых стали золотые часы Cartier Crash. Модель с лондонским клеймом 1967 года в асимметричном корпусе была продана за 80 500 фунтов при первоначальной оценке 6000-8000 фунтов, то есть начальная цена была превышена ровно в десять раз!
Чтобы не утомлять читателя, можно также упомянуть юбилейный аукцион, посвященный 175-летию Patek Philippe, общая выручка которого составила 19 367 000 франков, а также открывший год аукцион Antiquorum в Гонконге, посвященный 40-летию дома и собравший 41 975 625 гонконгских долларов.
В ноябре прошлого года музеи? Breguet приобрел 3 модели на Sotheby's и Christie's на общую сумму 1,5 миллиона франков: одна из них Breguet 5015, сделанная в 1830 году для Маркуса д'Аберкорна
Конечно, случались и разочарования, самым громким из которых был золотой хронометр Rolex Ref. 4467 Datejust, принадлежавший 34-му президенту США Дуайту Эйзенхауэру, выставленный 18 сентября на аукционе RR в Бостоне. Его владелец, бывший агент ФБР Рейли де Гир Эмикс, рассчитывал выручить не менее миллиона долларов (и побить майский рекорд Christie’s), но снял лот с торгов, когда ставки едва перевалили за 500 тысяч. Причина вялого интереса, по мнению специалистов — плохое состояние самой модели. Другой, чуть менее громкий провал — Rolex Oyster Chronograph (No6034) 1950 года из коллекции культового музыканта Эрика Клэптона, в последний момент снятый с торгов немецкого онлайн-аукциона Auctionana. Но завершился год триумфальным аккордом — 11 ноября на Sotheby’s в Женеве были проданы легендарные The Henry Graves Supercomplication с 24 усложнениями, изготовленные Patek Philippe в 1933 году, ожидаемо побив предыдущий аукционный результат 1999 года (11 миллионов долларов). За самые сложные часы, созданные без применения компьютерных технологий, торговались пять покупателей, и через 15 минут торгов шедевр часового искусства перешел в собственность анонимному покупателю за фантастическую сумму 21,3 миллиона долларов.
Хоть это, конечно, и не сто с небольшим миллионов, которые неделей раньше собрала «Колесница» Альберто Джакометти на нью-йоркских торгах Sotheby’s. Это событие дом без всяких дополнительных эпитетов и натяжек назвал просто лучшими торгами за всю свою 270-летнюю историю (общий результат 422 миллиона долларов).
Продлжение статьи в материале Часовые аукционы (Часть 2)