Искусство & технологии

Часовые аукционы (Часть 2)

Аукционная торговля — это поистине феномен человечества. Ведь совершенно очевидно, что однажды проданная вещь по идее неизбежно должна дешеветь при дальнейшей перепродаже. Но аукционисты сумели возвести в ранг настоящего искусства не только старые вещи сами по себе, но и торговлю ими. И неплохо на этом заработать, особенно если судить по результатам прошедшего года. Впрочем, с часовыми аукционами все не так просто.

Первую часть статьи читайте в материале Часовые аукционы (Часть 1)

ДЕПОЗИТ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ

Безусловно, часовой механике еще нелегко тягаться с чистым искусством за звание мировых ценовых рекордов. Но и сами гранды аукционной торговли лишь сравнительно недавно начали всерьез интересоваться часами настолько, чтобы завести отдельные направления и начать проводить тематические аукционы.

Главным слабым местом часов (так же как, скажем, винтажных автомобилей — еще одного фаворита «нового коллекционирования») по сравнению с тяжеловесами, живописью и украшениями, является их функциональность. То есть то, что можно реально оценить, а не просто поверить мнению экспертов, ну или, скажем так, собственному вкусу. Даже принадлежность часов знаменитой персоналии не всегда может тронуть сердце коллекционера. Почему-то за поцарапанный Rolex Oyster Perpetual Date Sea-Dweller Submariner 2000, принадлежавший Филиппу Кусто, на ньюйоркских торгах Antiquorum в октябре кто-то захотел заплатить явно завышенные 183000 долларов, а за поцарапанный золотой Rolex Oyster Эйзенхауэра, как уже было сказано выше, миллион пожалели.

акционные цены Patek Philippe World Time Ref. 5110P

График 1 акционные цены Patek Philippe World Time Ref. 5110P 

Еще одним недостатком часов в качестве источника инвестиции может послужить их воспроизводимость. Если речь идет об уникальной модели вроде Henry Graves Supercomplication, то все в порядке, недаром ее прозвали Моной Лизой часового мира. Тогда как с серийными моделями той же Patek Philippe ситуация становится более рискованной, потому что одна и та же по сути вещь может выставляться на различных торгах, показывать разные результаты, в зависимости от региона, сезона и экономической ситуации, и портить тем самым общую картину. Но ведь большинство часов как раз серийные. Так есть ли вероятность приобрести интересную в инвестиционном плане модель, выждать положенное время и с потенциальной выгодой продать часы на аукционе?

Рекорд аукционноий цены для Patek Philippe Ref. 5110P

Рекорд аукционноий цены для Patek Philippe Ref. 5110P установил на Sotheby's 11 июня 2014г. Модель, изготовленная в 2000 году,  возможно, в единственном экземпляре, для Катара,  была продана за118750 долларов. Корпус 37 мм, калибр 240-188. Главное отличие от серийной модели: города обозначены принятыми сокращениеями аэопортов, кроме столицы Катара Дохи, которая в данном варианте заменила Москву 

Мы поговорим о среднесрочном инвестировании, рассчитанном на 10-15 лет. Скажем, человек покупает часы и при достаточно аккуратном ношении рассчитывает через десять лет их продать. Каковы будут его потери, и будут ли они вообще? Или счастливый владелец может даже немного заработать на своем хобби?

Поскольку часовые аукционы — дело все еще экзотическое даже для многих опытных коллекционеров, предпочитающих совершать сделки привычным частным образом, сами торги продолжают окружать несколько распространенных мифов.

J.ullmann & Cie, минутныйрепетир, изготовленный около 1900 г. для китайского рынка. Продан в октябре на Antiquorum за 65 000 долларов при начальнойцене в 6500 долларов 

Чтобы не обсуждать в сотый раз тему о том, как завышенные цены формируют подковерные интриги брендов, перекупающих собственные лоты, изучим открытые данные результатов торгов и посмотрим, как повели себя в аукционной статистике известные и популярные модели часов, приобретенные ровно десять лет назад, в 2004 году. Причем мы выбрали модели из разных классов, ценовых сегментов, разные по сложности, но, безусловно, значимые как для самого бренда, так и для часовой культуры.

Идея анализа аукционной динамики принадлежит Игорю Тышецкому, специалисту по коллекционным моделям Patek Philippe и Rolex (см. «Мои Часы» 2011-2012 гг. — Прим. ред.).

Ниже приводятся графики колебания цены в евро по курсу на момент продажи на аукционах (Antiquorum, Christie’s, Sotheby’s и Bonhams) начиная с 2005 года, когда счастливый владелец мог начать задумываться выставить свой хронометр на торги, и до сегодняшнего дня. Важно отметить, что результаты аукционов всегда публикуются для покупателей. То есть в них указывается окончательная цена, которую должен заплатить выигравший торги. Она обязательно включает в себя местные налоги и аукционный сбор. Поэтому надо иметь в виду, что продавец получает примерно на 25% меньше объявленной стоимости.

КРИЗИСНЫй PATEK PHILIPPE

Очевидно, что в исследование не имело смысла включать модели, принадлежавшие знаменитостям, а также исключительные или лимитированные выпуски — их стоимость исказила бы картину. Но некоторые случаи продажи подобных часов будут приведены отдельно вне статистики.

Итак, первый пример — довольно популярная Patek Philippe World Time Ref. 5110P в платиновом корпусе (график 1). При розничной цене около 25 тысяч евро на 2004 год аукционная динамика часов выглядит достаточно характерно для модели такого класса в рамках рыночной ситуации начала тысячелетия: вначале часы немного потеряли в цене, затем начали постепенно дорожать, а наивысшего пика в 50 тысяч франков достигли 1 мая 2008 года на Sotheby’s в Женеве — когда, как все помнят, накануне банковского кризиса жизнь была особенно прекрасной и у кого-то было острое желание немедленно инвестировать лишние деньги.

Второй потрясающий рекорд Patek Philippe World Time Ref. 5110P продемонстрировал летом этого года снова на Sotheby’s, в рамках аукциона Important Watches Including the Titanium Collection. На фоне рекордных результатов этих торгов 118 750 долларов выглядят бледновато, но по сравнению с другими Ref. 5110P — удивительный результат, учитывая, что единственное отличие этой модели от остальных серийных в том, что она была выпущена в 2000 году для столицы Катара, и поэтому Доха, написанная красным цветом заменила Москву в поясе GMT+3. Так что из всего можно извлечь урок. Тот, кто покупая Patek Philippe, сделал ставку на Ближний Восток, не прогадал.

Patek Philippe Henry Graves Supercomplication

Patek Philippe Henry Graves Supercomplication продан 11ноября на Sotheby's за 20 600 000 франков 

СТАБИЛЬНЫй A. LANGE & SOHNE

С продажей сложных и редких моделей аукционы общего высокого класса, такие как Christie’s, Sotheby’s и Bonhams справляются лучше, чем специализированный Antiquorum.

Это хорошо видно по аукционной динамике другого любимчика коллекционеров — A. Lange & Sohne. Хотя на сентябрьском Antiquorum Datograph Ref. 410.025 с вечным календарем и был продан за внушительную сумму в 77 500 долларов, аукционисты Christie’s, Sotheby’s в целом лучше умеют продавать дорогие вещи дорого. Видимо, набили руку на Ван Гоге и Модильяни.

На графике 2 показана динамика более «простого» хронографа Datograph-flyback Ref. 403.035 в платиновом корпусе, потому что он чаще выставляется на торги и, соответственно, его легче отследить. Несмотря на то что это не самая редкая из моделей саксонской мануфактуры, хотя, например, Филипп Дюфур очень ее уважает, она демонстрирует наиболее стабильное вложение средств — колебания от 27 до 38 тысяч евро при вложении в 2004-м около 30 000 евро. В последнее время вторичные цены на Ref. 403.035 несильно, но твердо идут вверх. Это, конечно, не повод прыгать от радости, но возникает уверенность в завтрашнем дне, как в банковском вкладе.

Соответственно и в росте аукционной ценности лимитированных серий, и особых выпусков.

Аукционные цены A. Lange & Sohne Datograph-flyback Ref. 403.035

График 2. Аукционные цены A. Lange & Sohne Datograph-flyback Ref. 403.035 

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫй ROLEX

Следующий график логично посвящен марке, которая у многих ассоциируется с самой идеей часового коллекционирования и аукционов — Rolex. Даже неофиты тут же должны вспомнить легендарного Гвидо Мондани и многочисленные руководства (публиковавшиеся в том числе и в журнале «Мои Часы») относительно аутентичности циферблатов и рантов старых моделей.

Чтобы не вдаваться в такие тонкости, мы опять же выбрали современную модель Rolex Cosmograph Daytona Ref. 116519 третьего поколения с мануфактурным калибром 4130 в корпусе из белого золота, выпускаемую компанией с 2000 года.

Аукционные цены Rolex Cosmograph Daytona Ref. 116519

График 3. Аукционные цены Rolex Cosmograph Daytona Ref. 116519 

Конечно, можно было бы выбрать что-то поинтереснее, например знаменитые «циферблаты Пола Ньюмена», — на октябрьском Antiquorum в Ньюйорке Oyster Cosmograph Daytona Ref. 6239 выпуска 1964 года был продан за 87 500 долларов. Но какой в этом смысл? И так понятно, что такие модели — предмет вожделения коллекционеров и приобретаются в первую очередь как объект инвестиций.

Да и с современным «космографом» не все так просто. Как известно, в начале 2000-х Rolex запустил две популярные разновидности серии в золотом корпусе: так называемый пляжный хронограф, то есть с цветным циферблатом и ремешком в тон, а также версию с метеоритным циферблатом. Обе эти серии в свое время были очень популярны и сегодня часто встречаются на аукционах. Но поскольку они уж слишком различаются, то нельзя сравнивать вкусовые пристрастия участников торгов. Так что мы анализировали только классические мануфактурные «космографы» Ref. 116519 на кожаном ремешке с черным или белым циферблатом без бриллиантов. И при этом разброс цен за десять лет на четырех аукционах совершенно непредсказуемый — он составил 12 тысяч евро.

Rolex Ref. 4467 Dateоust, принадлежавший34-му президенту США Дуайту Эйзенхауэру,  был снят с торгов аукциона RR в Бостоне, потому что ставки не достигли заявленного 1 миллиона долларов 

Но все-таки серийный Rolex — это не тот товар, где видишь существенную разницу в цене между Bonhams и e-Bay. Скорее разница в ощущении. Если на аукционах десять лет назад можно было увидеть много непроданных лотов Ref. 116519, то сейчас раскупают все подчистую.

Часы A. Lange & Sohne Datograph Perpetual

A. Lange & Sohne Datograph Perpetual Calendar Ref. 410.025 стабильно продается на Antiquorum за 77 500 долларов при эстимейте 60 000-80 000 долларо 

УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ OMEGA

Аукционная динамика последней модели выборки интересна с точки зрения не столько финансовой, сколько культурологической.

Omega Speedmaster Professional Ref. 145 (график 4) также известна как «первые часы на Луне» или «часы астронавтов». Долгое время в часовой среде они интересовали исключительно каких-то отдельных знатоков предмета. Например, 24 апреля 2004 года в отеле Noga Hilton в Женеве (ныне Kempinski) на Antiquorum модель Speedmaster Professional Apollo-Soyuz No. 3006960 была продана за 8625 франков при эстимейте 2000 франков. И это был исключительный результат, потому что в тот же период абсолютно такие же хронографы Ref. 145 в идеальном состоянии, списанные из программы НАСА, можно было легко купить за 1000 франков, было бы желание.

График 4. Аукционные цены Omega Speedmaster Professional Ref. 145 

Все изменил 2007 год. Тогда в отеле Mandarin Oriental в Женеве также вместе с Antiquorum был проведен грандиозный тематический аукцион Omеgamania. На него марка выставила феерическую коллекцию, в том числе и лимитированных Speedmaster Ref. 145, побывавших в космосе, которые были проданы по достаточно приличной цене от 4 до 8 тысяч франков (в графике приведена средняя цена аукционного результата Ref. 145).

Ходили активные слухи, что Omega сама взвинтила цены, чтобы повысить престиж марки среди коллекционеров. Как бы то ни было, а цели компания добилась — тот же космический хронограф Speedmaster стал появляться на Antiquorum регулярно, цена на модели на первых порах выросла, а чтобы интерес публики не угасал, Omega продолжила практику тематических аукционов — в честь миссии Gemini 2010 году (часы с собачкой Снупи) и Speedmaster First Omega in Space в апреле 2014 года.

Omega Speedmaster Professional выпуска 1968 года, также известные как Moon Watch, были проданы на аукционе Omegamania за 7080 франков при заявленной цене 2000 франков

Проданные в прошлом году часы космонавта Анатолия Арцебацкого, поставившие рекорд пребывания в открытом космосе, не вошли в этот график, потому что поставили еще и свой личный рекорд для коллекции Omega Speedmaster, уйдя с молотка за 58 750 франков. Но они скорее относились к категории часов знаменитостей и подчинялись другим закономерностям данной модели. В случае со Speedmaster часовые знатоки пользуются аукционом как площадкой, где можно купить хорошие часы дешевле их розничной цены, а специальные аукционные выпуски воспринимают скорее как развлечение, чем серьезное инвестирование.

БЛАГОРОДСТВО ВЫГОДНО

Получается, что пока что в часовом деле аукционная практика в основном все еще работает на имидж, чем на реальную прибыль. Не удивительно, что сами бренды научились использовать возможности благотворительных аукционов, стараясь найти повод, чтобы продать часы с молотка для очередного доброго дела. Тут не зазорно говорить о ценовом рекорде, к тому же сами участники торгов в этом случае довольно легко расстаются с крупными суммами. Но если отвлечься от благородных целей, даже впечатляющий 2014 год показал, что часовые аукционы — это не лучший способ умножить часовые инвестиции. Сами дома отчитываются о рекордной выручке, но судя по реальным суммам (с вычетом налогов и премии) в сравнении с ростом розничных цен на те же самые модели и инфляцией, продавец не слишком выигрывает. Даже рекорд Henry Graves — 21 миллион долларов — в наше время с учетом обесценивания доллара относительно золота примерно на 500% с 2000 года на самом деле следует считать как 4 200 000 долларов по меркам 1999 года, что явно недотягивает до предыдущего аукционного рекорда.

Так что лучше еще несколько раз подумать, прежде чем выставлять любимый хронометр на торги.

IWC Pilot's Watch Chronograph Edition The Last Flight, выпущенные лимитированным тиражом из 17 экземпляров,  выручила на благотворительном аукционе 40 000 франков 

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?