Only Watch-2015 | Великое переселение
Ксения Воронина
Знаменитый аукцион Only Watch решил оригинально отметить свое десятилетие. Изменив буквально все: место и время проведения, стратегию развития, которой теперь будет заниматься дом Phillips совместно с экспертом часовых торгов Орелем Баксом. Неизменными остались только уникальные часы и благородные цели.
Speake-Marin Resilience «One Art»
В ноябре прошлого года, ровно за год до проведения торгов-2015, появилось официальное уведомление о том, что помимо традиционных организаторов Only Watch — Ассоциации Монако по борьбе с мышечной дистрофией Дюшенна AMM во главе с Люком Петтавино и Monaco Yacht Show — развитием аукциона будет заниматься аукционный дом Phillips, точнее, его только что созданное часовое подразделение.
DeWitt Academia Out of Time
На следующий день было выпущено еще одно интригующее сообщение — в организации Only Watch будет участвовать Bacs & Russo — компания, в которую входят бывший директор часового подразделения Christie’s Орель Бакс и его жена Ливия Руссо, также являющая не нуждающимся в представлениях экспертом мира винтажных часов и часовых аукционов. Одновременно была определена вся команда специалистов часового отдела Phillips: от консультанта по разработке международной стратегии до глав региональных офисов.
Vulcain Pegasus с уникальным эмальерным изображением Пегаса
Наличие офисов на разных континентах: в Нью-Йорке, Лондоне, Женеве, Берлине, Гонконге, Милане, Париже и Москве — стало одним из решающих факторов при утверждении нового партнера Only Watch. Собственная географическая сеть позволила объявить о мировом туре часов перед ноябрьским аукционом — стандартной практике для Christie’s или Sotheby’s.
F.P. Journe Tourbillon Souverain Bleu в корпусе из тантала
Списку требований, которые предъявляют дорогостоящие уникальные экспонаты перед своими гастролями, могли бы позавидовать самые капризные звезды шоу-бизнеса, о чьих райдерах слагают легенды. Поэтому отлаженная логистическая цепочка, позволяющая подогреть интерес американских и азиатских клиентов, стала безусловным плюсом Phillips.
Chronoswiss Ouroboros, четвертной репетир с циферблатом из белого золота, гравированным изображением мифического чудовища
За 10 лет (первый аукцион проходил в партнерстве с аукционным домом Antiquorum Монако в 2005 году) Only Watch прошел большой путь: количество участников выросло с 34 до 44, а выручка после торгов с 1 907 000 евро в 2005-м до 5 066 000 евро в 2013-м (пусть и при значительном участии одной модели: Patek Philippe 5004T были куплены за 2 950 000 евро). В целом до 2015 года Only Watch передала организации по борьбе с мышечной дистрофией Дюшенна более 15 миллионов евро.
Breguet Type XXI 3813 flyback - хронограф, впервые представленный в платиновом корпусе
Новый партнер Only Watch, аукционный дом Phillips, организовавший собственные первые часовые торги лишь в мае 2015 года. В свете того, что новая часовая команда Phillips почти полностью состоит из бывших сотрудников Christie’s, интересно, что эти дома были связаны с самого начала. Гарри Филлипс, открывший свой аукционный дом в Лондоне в 1796 году, до этого был старшим служащим у Джеймса Кристи.
Chanel Mademoiselle Prive с циферблатом, вручную расшитым шелковыми и металлизированными нитями и жемчугом
Среди клиентов дома Филлипса были именитые коллекционеры того времени, в том числе Мария Антуанетта и Наполеон. Успеху нового предприятия способствовало введение новых методов взаимодействия с покупателями. Так, Phillips первым начал организовывать перед торгами роскошные приемы. Завоевавший признание знати аукционный дом до сих пор гордится тем, что остается единственной организацией, которая проводила торги в Букингемском дворце.
H. Moser & Cie Endeavour Perpetual Calendar в титановом корпусе с цифрами вечного календаря, написанными вручную
История аукционного дома нового времени началась с покупки компании главой LVMH Бернаром Арно в 1999 году. Правда, довольно быстро в бизнес вошли выходец из Sotheby’s Симон де Пюри и артдилер Даниэла Люксембург. В 2002 году de Pury & Luxembourg приобрели контрольный пакет акций, а аукционный дом получил название Phillips de Pury & Company.
Bovet Amadeo Fleurier Lady Bovet создана как уникальный предвестник новой коллекции с калибром Virtuoso II, премьера которой состоится в 2016 году
Де Пюри и Люксембург открыли представительства в США и Швейцарии и сконцентрировались на продажах современного искусства, которое остается основным направлением для торгов Phillips и поныне. Последним на сегодняшний день владельцем аукционного дома стала российская Mercury Group, завершившая покупку акций Симона де Пюри в 2013 году и вернувшая дому короткое историческое название.
MB&F Melchior настольный робот с «прыгающим часом» из меди и стали с палладиевым покрытием
Несмотря на то что часы стали новой отраслью для Phillips, сомневаться в уровне компетенций сотрудников дома не приходится. Главная ставка была сделана на Ореля Бакса, поднявшего уровень продаж часов в Christie’s с 8 миллионов в 2003 году до 130 миллионов долларов в 2013-м и выступавшего в качестве агента анонимного покупателя самых дорогих часов в мире Henry Graves Patek Supercomplication от Patek Philippe, проданных Sotheby’s в ноябре прошлого года за 24 миллиона долларов. Родившийся в Цюрихе в 1971 году Бакс унаследовал увлеченность часами от своего отца, проводившего выходные на блошиных рынках в антикварных лавках в поисках интересных моделей.
Carl F. Bucherer Manero ChronoPerpetual впервые в корпусе из белого золота
В Christie’s Бакс считался увлеченным знатоком многих марок с историей и экспертом в области «звезд» часовых торгов — Patek Philippe и Rolex. Именно моделям Rolex серии Day-Date были посвящены первые часовые торги Phillips, прошедшие под руководством Бакса в мае 2015 года. 97% лотов были проданы, а общий объем торгов достиг 31 834 734 доллара с установившими рекорд для марки часами Rolex Daytona Albino, ушедшими с молотка за 1,4 млн долларов. Впрочем, Бакс не является штатным сотрудником Phillips, вместе с супругой он выступает в качестве стороннего консультанта.
Frederique Constant Horological Smartwatch в корпусе из розового золота с уникальным темно-зеленым циферблатом и в комплекте с iPhone 6
Тем не менее именно он предложил радикальную идею: торги Only Watch впервые состоятся не в теплом сентябре, а в промозглом ноябре, и не в праздничном Монако, а в деловой Женеве. Причина переноса проста: увести мероприятие от суетного яхт-шоу, совместив его с крупнейшими часовыми торгами, которые по традиции проходят в конце осени в Женеве.
Chopard Superfast Chrono Porsche 919 flyback-хронограф в титановом корпусе, специально разработанный для Only Watch
Клиенты должны приехать на Only Watch не развлекаться, а с твердым намерением приобрести часы. И чтобы заранее ознакомиться с будущими лотами аукциона, Phillips, пользуясь своей международной сетью, организовал турне-предпоказ. Открытие выставки традиционно состоялось во время яхт-шоу в Монако 23 сентября, а затем гастроли часов-участников Only Watch начались 2 октября в Гонконге, позже посетив Пекин, Нью-Йорк и Лондон.
Christophe Claret Espoir & Paix, с уникальным циферблатом, украшенным изумрудами подсвеченными голографическим устройством мираскопом
Конечно, успех торгов складывается и из профессионализма команды организаторов, и из умения представить часы клиентам в наилучшем виде, и из харизмы человека, поднимающего молоток. Но главными остаются сами лоты. И в этом году на Only Watch представлена необычайно разнообразная коллекция: сложные Patek Philippe ref. 5016 с синим эмалевым циферблатом, ажурный скелетон Vacheron Constantin Metiers d’Art Mecaniques Ajourees, настоящий часовой робот Melchior от MB&F и L’Epee 1839, романтичные Amadeo Fleurier 39 Lady в корпусе-перевертыше от Bovet, играющие в оптические иллюзии Espoir & Paix от Christophe Claret и даже шагающие в ногу со временем «умные» часы Frederique Constant Horological Smartwatch в комплекте с iPhone 6.
Времена меняются, но Only Watch — по-прежнему одно из важнейших событий часового мира.
Bell & Ross BR-01 Skull Bronze Tourbillon в корпусе из состаренной бронзы посвящен пиратскому кораблю «Черная Буря», затонувшему в 1815 году у берегов Монако