Movado. Я поведу тебя в музей
Лиза Епифанова
Во всем мире знают самую узнаваемую и культовую коллекцию Movado — Museum Watch, в 2015 году отметившую полувековой юбилей. Однако далеко не всем известно, что «музейные часы», придуманные известным дизайнером Натаном Хорвиттом, — лишь небольшая часть огромного творческого наследия Movado. На протяжении ХХ века с маркой сотрудничали самые известные авангардные художники, и результатов этого сотрудничества хватит на собственную музейную экспозицию в «галерее Movado».
Три солнца
Если бы не Museum Watch, Натан Джордж Хорвитт, скорее всего, так никогда бы не прославился. Дело в том, что, безусловно талантливый американский дизайнер российского происхождения (Хорвитт родился в 1898 году в Российской империи, но еще ребенком вместе с родителями эмигрировал в США), выпускник Нью-Йоркского художественного колледжа и один из самых ярких последователей школы Баухаус в Америке никогда не работал на себя. До самой середины ХХ века Хорвитт создавал предметы промышленного дизайна: от интерьеров до дверных ручек, от кресел до картинных рам, которые затем выпускались под массовыми брендами.
Натан Джордж Хорвитт в собственных часах и один из 3-х оригинальных экземпляров Museum Watch, изготовленных по заказу художника в 1959 г.
Среди прочего в 1947 году Хорвитт придумал часы. Как сам художник рассказывал позже в многочисленных интервью, он хотел передать ход времени, видимый движением Солнца по небосклону. Ровный черный циферблат без меток символизировал бесконечную Вселенную. Единственный золотой круг у отметки «12 часов» — положение небесного светила в полдень. Между прочим, вначале Хорвитт видел свой замысел в качестве настенных часов, висящих вертикально, и в таком виде он и представил первые эскизы, а уже потом переделал их в наручные, которые, к сожалению, не догадался сразу же защитить патентом. Потому что уже к началу 1950-х обнаружилось, что сразу несколько фирм выпускают часы с дизайном Хорвитта, причем как настенным, так и наручным, и, несмотря на явную узнаваемую идею, сам художник с нее не получает ни цента дохода.
Начались судебные разбирательства, которые длились несколько лет. В результате в 1955 году Хорвитту удалось частично отстоять свое авторское право: он официально оформил сертификат, разрешавший ему выпустить три экземпляра часов со своим дизайном под собственным именем. Очень странное решение, учитывая, что некоторые бренды по-прежнему продолжали выпускать часы с дизайном Хорвитта (например, производитель интерьерных часов Hermann Miller) и получать с этого неплохой доход. Суть в том, что Хорвитт видел свои часы исключительно как предмет искусства, а не коммерческий товар. Поэтому в 1957 году он, согласно сертификату, заказал ровно три экземпляра наручных часов. С черным циферблатом, в золотом корпусе и с единственной золотой точкой. Из-за столь небольшого тиража часы Хорвитту изготовили в сервисной мастерской американского дистрибьютора Vacheron Constantin и Jaeger-LeCoultre. Один экземпляр дизайнер стал носить сам, а два других в 1959 году продал музеям: Бруклинскому и Музею современного искусства (МОМА). Получив статус выставочного арт-объекта, часы принесли Хорвитту долгожданную прибыль и заслуженный авторитет в художественном мире.
Король поп-арта Энди Уорхол стал первым художником, принявшим участие в проекте Movado Artists в 1983 году
Иск и искусство
А что же Movado? Надо признать, история сотрудничества Хорвитта и этого часового дома, основанного в 1881 году в Ла-Шоде-Фоне, а в 1920-х годах перенесшего главный офис в Америку, началась далеко не безоблачно. В конце 50-х марка представила первые экземпляры собственных черных часов с золотой точкой — но их дизайн был основан не на оригинале Хорвитта, а «по мотивам» одного из многочисленных последователей. Хорвитт немедленно подал в суд.
Надо сказать, поместив часы в музей, художник осмелел и стал уже более агрессивно преследовать любые проявления плагиата. Доходило даже до смешного. Так, в 1965 году Хорвитт подал в суд на Piaget, обвинив марку в том, что ее циферблаты из полудрагоценных камней без разметки также основаны на его идее. С большим трудом тогдашнему дистрибьютору Piaget в США Джедалио Гринбергу удалось доказать оригинальность дизайна Piaget. Кстати, впоследствии Гринберг стал владельцем Movado (его семья управ ляет компанией и сегодня), а с Хорвиттом они поддерживали дружеские отношения вплоть до смерти художника в 1980 году.
Andy Warhol Times 5 с пятью независимыми корпусами часов, смонтированными как фотопленка, 1987 г.
Из всех поклонников золотого солнца марка Movado оказалась единственной, кто не только признал официально авторство Хорвитта, но и всячески его подчеркивала. Компания выплатила художнику огромную для того времени компенсацию, а в 1975 году окончательно оформила все права на дизайн Хорвитта. Тогда же в честь двух экземпляров, выставленных в музейной экспозиции, серийные часы Movado приобрели имя, ставшее всемирно известным — Museum Watch.
Дневники Уорхола
В 1983 году Movado приобрел Джедалио (Джерри) Гринберг — один из самых известных часовых предпринимателей ХХ века, бежавший с Кубы от революции Кастро и сумевший с нуля построить новый успешный бизнес в Нью-Йорке, начав как дистрибьютор Piaget, а затем купив и «раскрутив» швейцарский бренд Concord. Гринберг еще в конце 60-х приценивался к Movado, но тогдашний владелец марки, концерн Dixi, в состав которого также входила и мануфактура Zenith, отказался ее продавать. Гринберг получил желаемое, когда кварцевый кризис в конце 70-х, казалось бы, окончательно похоронил швейцарскую часовую индустрию: Dixi начала распродавать активы.
Калифорнийский художник Кенни Шарф работает в стиле поп-сюрреализм, или Lowbrow- Art, сочетающем панк, классический рисунок и комиксы
Он четко видел, в чем главный козырь Movado — конечно же, в коллекции Museum и в уникальной связи с артиндустрией. Поэтому тогда же, в 1983 году, у Movado появилась еще одна особая коллекция, Artist Series, и первым художником, приглашенным для создания дизайна часов, стал Энди Уорхол. Разработанная им серия, получившая название Andy Warhol «Times 5» или Andy Warhol Diaries, представляла собой браслет из пяти независимых циферблатов, каждый из которых отображал не только текущее время, но и запечатлевал один из важных моментов жизни — своеобразный «дневник времени». Экземпляр, придуманный Уорхолом лично для себя, был посвящен Нью-Йорку, любимому городу художника.
Times 5 увидела свет в 1987-м, уже после смерти автора. Тем временем серия Movado Artists оказалась настолько популярной среди знатоков, что в последующие десятилетия пополнилась творчеством многих культовых фигур. Вот лишь некоторые из них: в 1989-м парижский автор кинетических скульптур Иаков Агам (Yaacov Agam) создал в рамках Movado Artists серии циферблатов Rainbow, Multidimension, Galaxy и Lovestar. В 1990 году художник Арман (Arman) представил остроумную серию The Colour of Time, в которой роль стрелок играли две кисточки, будто обмакнутые в краску, а разметки — следы от их «мазков». Еще через год для Movado Artists один из самых популярных и продаваемых среди современных американских художников Джеймс Розенквист (James Rosenquist) создал модель Elapse, Eclipse, Ellipse с тремя перетекающими друг в друга циферблатами, в которых легко угадывается бесконечность Museum Watch.
Лимитированные серии Movado Time, Starring the Star, Ontime and Time Flies, созданные Кенни Шарфом в 2009 году
Красная буква
Эта традиция успешно продолжается и в новом тысячелетии. В 2009 году собственную серию для Movado Artists создал калифорнийский художник Кенни Шарф (Kenny Scharf). Он придумал целую коллекцию ярких дизайнов циферблата Movado Time, Blurple Time, Universal Time, Starring the Star, Ontime and Time Flies, каждая версия выпущена ограниченным тиражом в 125 экземпляров. Проект оказался столь успешен, что в 2010 году у него вышло продолжение.
Тем временем традиционный дизайн Museum в том же 2009 году, наконец, обрел в дополнение к художественной ценности и ценность престижной механики в коллекции Red Label. Интересно, что замысел этой лимитированной серии представлял соединение двух объектов, появившихся именно в 1947 году: дизайна Хорвита и дискового календаря Movado Calendomatic. А название часы получили в честь красной буквы М, украсившей сектор автоподзавода.
Так родилась новая концепция, соединившая столетнюю традицию механики с самым известным дизайном и с 2014 года носящая собственное имя — 1881 Automatic, в честь года основания компании в Ла-Шо-де-Фоне.
Премьера первой механической линии Museum Automatic с автоматическим калибром и инерционным сектором, украшенным логотипом Movado, состоялась в 2003 году в Базеле
Два мира, два Хорвитта
В 2016 году появились две версии Museum Watch, названия которых говорят сами за себя: Classic и Edge. Первая представляет собой фактически точную копию оригинальных часов Натана Хорвитта из МОМА: тонкий золотой корпус, две лаконичные стрелки, черный циферблат и непременная единственная точка — наи лучшее доказательство того, что почти за 70 лет с момента изобретения этот дизайн ни на йоту не устарел. Тогда как Edge демонстрирует совсем другую тенденцию — дизайн Museum Watch может быть источником вдохновения для современного авангарда. Причем оригинальность достигнута очень простыми и выразительными художественными средствами.
Museum Rose gold Skeleton Dot с автоматическим калибром ЕТА 6498.2 с балансом, украшенным красной буквой М, была представлена в 2008 году
В 2016 году свое собственное видение «музейных» часов представил один из самых востребованных и актуальных промышленных дизайнеров современности, глава собственной студии FuseProject швейцарец Ив Беар. Так же как и Натан Хорвит, Беар не является профессиональным часовым дизайнером и вообще раньше не имел дела с этой индустрией. Его фирма выполняла заказы для многих крупнейших промышленных, электронных и модных компаний, в числе которых были General Electric, Samsung, Puma, Nike, Prada и другие.
Он взялся за эту работу по личной просьбе нового главы Movado, сына Джерри Гринберга, Эфраима, с которым познакомился на конгрессе дизайнеров. Гринберг-младший уже давно чувствовал, что флагманской коллекции марки требуется хорошая «встряска», не просто новое художественное оформление, а полное переосмысление базовых принципов. И для этой цели Ив Беар, признанный мастер формы и лаконичных линий, подходил лучше всего.
Как и Хорвитт, поместивший солнце в верхнюю точку бесконечности, Беар тоже перевернул с ног на голову классическое представление о структуре наручных часов: он поместил всю разметку под циферблат. Диск у отметки «12 часов» и часовые метки превратились в контуры, на которые, кажется, туго натянута «ткань» циферблата. Из-за этого возникает такой эффект, будто индексы выступают по окружности ребристой волной, образуя те самые грани, которые дали имя всей коллекции — Edge, то есть «Грань».
Швейцарский дизайнер Ив Беар, глава студии FuseProject, стал автором самой громкой премьеры Базеля 2016 года, коллекции 42 мм, Movado Edge
Уникальность современной Movado в том, что «классические» Museum Watch, в том числе и появившаяся на их основе линия престижной механики «1881», могут прекрасно существовать параллельно с дизайнерскими экспериментами настоящих художников, для которых, как известно, нет границ и законов маркетинга. Только наслаждение искусством, которое со временем станет частью истории и, скорее всего, эталоном для роскоши будущего.