Mathey -Tissot: подлинная история
Лиза Епифанова
Рассказ о любом швейцарском часовом доме, насчитывающим более чем вековую историю, изобилует как фактами, так и красивыми легендами. В случае с Mathey-Tissot нетрудно отделить одно от другого, изучив архивы компании и другие объективные источники
Эдмон Матье-Тиссо основал свою мастерскую в 1886 году в деревне Ле Понт-де-Мартель, расположенную в Юрских горах, в кантоне Невшатель, известном как важнейший часовой регион Швейцарии. Он не являлся близким родственником другого известного часовщика, Шарля Тиссо, но, поскольку за несколько веков компактного проживания многие кланы Юры успели породниться, в совпадении фамилий нет ничего удивительного.
Естественно, первые часы Матье-Тиссо были карманными, причем, специализировался мастер преимущественно на механизмах репетира, что и принесло ему известность. Благодаря большому заказу от британских офицеров во время Англо-Бурской войны (около 2500 часов в 1890-е годы) удалось расширить фабрику в Невшателе, с началом ХХ века компания E. Mathey-Tissot & Co значительно расширила ассортимент, начав производить хронографы и сложные календари.
MATHEY-TISSOT
В 1914 году Mathey-Tissot представил на хронометрический конкурс Обсерватории Кью в Гринвиче шесть хронографов, заслуживших высокую оценку. Тогда же компания получила приз на национальной выставке в Берне. Это – начало подлинного расцвета Mathey-Tissot, пик которого приходится на вторую половину ХХ века. Невероятную активность всего этого периода можно проследить документально. В архивах Mathey-Tissot хранятся подлинники писем и заказов от крупнейших домов Швейцарии: Girard-Perregaux, Jeger-LeCoultre, Breguet, Longines, Piaget, H. Moser & Cie, Ulysse Nardin, Vacheron Constantin, IWC, Zenith и многих других. Причем, из этой активной переписки можно увидеть, что компания не только поставляла другим свои калибры с усложнениями, но и активно закупала у ведущих производителей современные механизмы, корпуса, циферблаты и стрелки, чтобы в полной мере удовлетворять спрос собственной возросшей клиентуры.
С 1911 по 1950-е в часах, отмеченных логотипом Mathey-Tissot, появились самые передовые часовые изобретения того времени (например, наручный хронограф с колонным колесом). В то время как в часах других известных марок нередко можно было увидеть изобретения часовщиков Mathey-Tissot. Как, например, механизм с тройным календарем калибра F11, известный также как Calamatic.
MATHEY-TISSOT
Интересно, что со времен Англо-Бурской войны Mathey-Tissot тяготела к англоязычному рынку. С американскими ВВС компания начала сотрудничать еще во время Первой мировой войны, а затем оформила патент на торговую марку именно в США, о чем есть запись в патентном архиве USPTO за 1937 год. Послевоенный период стал для Mathey-Tissot наиболее успешным – так, в 1969 компания выпустила несколько дюжин специальных моделей по заказу самого короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Их отличала гравировка Elvis Presley и 4 звезды, изображенные на ранте. А в 1970-е компания представила культовые Liberty Watch в корпусе из золотой долларовой монеты. Впоследствии у этой идеи появилось много последователей.
Во всей 130-летней истории Mathey-Tissot присутствует лишь одно «темное пятно», период с 1996 по 2006 год, когда марка действительно выпускала странные модели, выполненные сомнительными подрядчиками. О том, как это произошло, опять же рассказывают документы. Согласно базе данных Justia, торговая марка Mathey-Tissot действительно была зарегистрирована в США 22 декабря 1936 года, а чуть раньше 6 ноября 1936 года – в Швейцарии. Оригинальный логотип описывается следующим образом: «Рисунок с двумя словами, выполненный стилизованными буквами». Ах, поэтический язык юристов…
MATHEY-TISSOT
Логотип в виде перевернутого «пацифика» появился у Mathey-Tissot в 1977 году, когда бренд проходил перерегистрацию.
Далее сайт Justia подтверждает, что до 1996 года торговый знак принадлежал семейной фирме E. Mathey-Tissot & Co, затем, сменив нескольких владельцев, в 2006 приобретен независимой компанией Geneva Watch Corp, которая сегодня производит часы в соответствии с историческим духом и традициями марки.
Именно на это десятилетие, невнятно отраженное в документах, приходится «темный период» в истории Mathey Tissot. Однако истинные знатоки часовой истории никогда не переставали надеяться на возрождение дома во всем блеске славы прошлого столетия.
С 2006 года Mathey Tissot неуклонно повышает свою репутацию среди брендов швейцарской механики, при этом адресует модели всем желающим, с весьма разумным бюджетом. Как подтверждает один из крупнейших профессиональных часовых информационных ресурсов Master Horloger, сегодня все модели собираются на собственной фабрике Mathey Tissot в швейцарском Кьяссо в кантоне Тичино. А ключевые компоненты, включая автоматические калибры (проверенные ETA и Sellita), производятся в Швейцарии. В чем легко убедиться: в коллекциях Automatic модели оснащены прозрачными крышками, так что не нужно нести часы мастеру, чтобы убедиться в происхождении и качестве обработки механики.
Среди ценителей механики существует шутка, что главная ценность швейцарских престижных часов - в умении преподнести красивую историю. На самом деле в ней лишь доля шутки, потому что чем больше производители рассказывают клиентам о происхождении и репутации своих часов (естественно, подтвержденной документами и реальным моделями) – тем большую ценность они обретают в глазах потенциального владельца. И в случае Mathey Tissot – это беспроигрышный вариант покупки часов швейцарского бренда с богатой и славной историей.
MATHEY-TISSOT
И напоследок – вопрос, который сразу же вспыхивает в голове часового ценителя, но потом он, как приличный человек, стесняется спросить прямо: «А делали ли Mathey Tissot и Tissot совместные часы?». Внимание, ответ: да, делали. Согласно архивам, в 1919 году Mathey-Tissot поставлял фабрике Tissot в Ле Локле механизм с минутным репетиром. А в 1940-х годах Mathey-Tissot выпускал хронографы с калибрами, отмеченными логотипом Tissot. Правда, в архивах компании указано, что эти механизмы были получены с фабрики Lemania, принадлежавшей тогда Tissot, так что формально это не было сотрудничеством брендов. Но ради спортивного интереса стоит поискать на аукционах артефакты с «двойным именем».