Искусство & технологии

MB&F HM6 Space Pirate

Признаться, шестой машины от MB&F все уже заждались. После нескольких лет акцента на куда более сдержанную коллекцию Legacy Machine все чаще задавался вопрос, когда же наступит время реализации очередной безумной идеи Максимилиана Бюссера. 

Ожидания, безусловно, оправдались, и Horological Machine No6 по прозвищу «Космический пират» снова вызвала привычную для коллекции «машин» от MB&F амбивалентную реакцию в среде коллекционеров: «Эти часы ужасны, но я готов продать дом, чтобы их купить».

ТВОРЧЕСКОЕ БЕЗУМИЕ 

Как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки. Французский философ Анри Бергсон писал: «Чтобы оторваться от Земли, человек вначале должен на нее опереться. Мистика нуждается в механике так же, как механика требует мистики. И происхождение этой механики, возможно, намного мистичнее, чем кажется».

Проекты MB&F на первый взгляд — часовые, на второй — развлекательные. А вглядевшись глубже, возникает понимание, что это следующий шаг, чтобы подняться над привычной реальностью, пусть даже сделанный всего лишь в мечтах. Неслучайно дизайн и конструкция многих «машин» Бюссера имеет отношение к летательным аппаратам.

Максимилиан Бюссера

Максимилиан Бюссер основал проект MB&F в 2005 году на волне огромного интереса к творчеству независимых часовщиков 

История самого Максимилиана Бюссера широко известна каждому, мало-мальски интересующемуся миром часов. После семилетней работы в Jaeger-LeCoultre молодого специалиста пригласили в 1998 году возглавить создаваемое часовое направление для ювелирного дома Harry Winston. Придуманный и воплощенный Бюссером в жизнь культовый проект Opus, подразумевавший ежегодное создание авангардных приборов в публичном сотрудничестве с независимыми и яркими мастерами, создал целое направление в часовом мире. По сути серия Opus «легализовала» независимых часовщиков и позволила вывести их работы из тени. Из малоизвестных мастеровых многие из них превратились в объекты пристального внимания, интерес к ним умножился многократно. Все, кто хотел и мог, со временем превратили свои имена в хорошо организованные бренды различного масштаба.

В 2005 году Бюссер покинул Harry Winston и на волне небывалого подъема часовой индустрии основал собственную марку MB&F — Max Busser and Friends. Ближайшим соратником Макса стал Серж Крикнофф, с которым они работали вместе в HW с 2000 года. Концепция MB&F заключалась в объединении ярких творческих личностей для ежегодного создания безумных «часовых машин». То есть, по сути, продолжала основную концепцию серии Opus, но уже сбросив все корпоративные оковы большого бренда. Ключевым дизайнером в команде MB&F стал Эрик Жиру: «Когда я впервые увидел проекты Макса Бюссера, я решил, что он сошел с ума. Теперь творческое безумие — основная двигающая сила нашей часовой лаборатории».

На сегодня вся коллекции MB&F разделены на две основные линии — Horological Machines и Legacy Machines. В основе всех «машин» MB&F лежат детские и юношеские фантазии и увлечения Макса Бюссера из 70-80-х годов прошлого века, тесно связанные с покорением космоса, сагой «Звездные войны», тематическими комиксами, винтажными автомобилями и стимпанкмиром Жюля Верна.

На разработку шестой «машины» у команды Бюссера ушло 4 года, и хотя в ней, безусловно, узнаваем общий стиль MB&F, модель имеет собственные уникальные корни. Одним из наиболее сильно повлиявших на Бюссера в юности дизайнеров-концептуалистов 70-х годов был итало-швейцарский уроженец Германии Луиджи Колани, основоположник направления биодизайна в промышленности. Биоморфный подход предполагает использование плавных природных линий при проектировании инженерных объектов, в частности автомобилей. Еще более конкретнона концепт шестой «машины» Бюссера вдохновил японский космический мультипликационный сериал «Капитан Будущее», который активно показы вали в 70-е на французском ТВ. В тот период биоморфизм помимо дизайна автомобилей, фурнитуры, архитектуры, также очень активно оккупировал и все, что было связано с покорением космоса.

Дополнительнои? головки у отметки «9 часов» над центральным парящим турбии?оном HM6

С помощью дополнительной головки у отметки «9 часов» над центральным парящим турбийоном HM6 можно поднять защитный титановый щит, напоминающий веко 

УМНОЖЕНИЕ СФЕР

Новая модель имеет очень сложный биоморфный симметричный корпус из титана, ключевыми элементами которого являются 5 куполообразных полусфер из сапфирового стекла. Четыре полусферы расположены по краям корпуса и пятая — в самом центре. Под двумя нижними стеклами расположились две черные, вращающиеся относительно неподвижного зеленого указателя алюминиевые полусферы для индикации часов (слева) и минут (справа). Такая индикация сразу вызывает в памяти аллюзию на третью «машину» HM3 Frog. Но полусферы HM6 намного сложнее, чем в HM3, так как в реальности они не полусферы, а 2/3 сферы. Сферы вытачиваются из цельного куска алюминия для достижения максимального уровня точности и эстетики. При толщине в 0,2 мм они весят всего 0,4 грамма каждая — минимизация веса полусфер снижает нагрузку на механизм, то есть уменьшает количество потребляемой энергии. В отличие от традиционных стрелок в использованной конструкции сферы с индикацией времени расположены в перпендикулярной основному механизму плоскости. При этом эти две сферы вращаются с разной скоростью. Поэтому для безупречного соединения механизма и индикации времени инженерами MB&F были использованы сложный дифференциал, широко использующийся в автомобилях и решающий проблему разной скорости вращения сфер, и прецизионная система конических колес, передающая энергию из плоскости механизма в плоскость индикации.

В целом надо сказать, что в HM6 командой MB&F было использовано много конструктивных решений, реализованных в предыдущих машинах. Такой подход не вызывает ощущения вторичности, а скорее формирует цельную картину восприятия творчества этой авангардной марки.

КОСМИЧЕСКИй КОРАБЛЬ 

В центре корпуса и механизма находится минутный парящий турбийон — редкий гость в «машинах» Бюссера. Расположение и идею он унаследовал от HM1 и частично от Legacy Machine. Регулятор с очень скромной, по нынешним меркам, традиционной частотой 18 000 пк/ч помещен в титановую каретку и имеет единственную нижнюю опору. Но самое интересное в турбийоне HM6 не имеет к нему никакого отношения: с помощью дополнительной головки у отметки «9 часов» над турбийоном можно поднять специальный титановый щит в виде «века», который согласно некой забавной теории защищает масло в регуляторе от преждевременного высыхания под воздействием ультрафиолета, так как шарообразное стекло над турбийоном имеет побочный эффект увеличительного стекла. Этот щит состоит из четырех «лепестков», каждый их которых выточен из цельного куска титана. По словам Бюссера, этот щит был одним из наиболее сложных этапов в разработке всей «машины» в целом. Каждая часть щита имеет толщину от 0,15 до 0,2 мм.

Титановыи? корпус HM6, изготовленныи? на фабрике Les Artisans Boitiers

Титановый корпус HM6, изготовленный на фабрике Les Artisans Boitiers, состоит из 80 деталей и 10 сапфировых стекол. Подвижные ушки позволяют часам эргономично обхватывать запястье 

Симметрично турбийону с противоположной стороны корпуса закреплен платиновый сектор автоподзавода фирменной формы одностороннего боевого топора, механизм обеспечивает 72-часовой запас хода. Сектор имеет переливающуюся стильную бирюзовую расцветку и соединен серией колес с четырьмя турбинами, расположенными в двух верхних углах корпуса под сапфировыми куполами. Каждая их четырех турбин-полусфер изготовлена из цельного куска алюминия и имеет по 15 лопастей. Даже небольшое движение сектора приводит к интенсивному вращению лопастей, сопровождающемуся характерным шумом. Помимо еще одной увлекательной визуализации эти турбины призваны создавать аэродинамическое сопротивление сектору при экстремальных скоростях его вращения и тем самым обезопасить систему подзавода от нежелательных перегрузок. В теории.

В конце концов, как сказал один из членов команды MB&F: «Это ведь космический корабль. А у космического корабля должны быть турбины!»

Безусловно, эта технология отсылает нас к турбинам на приборной панели 202-й линейки компании Urwerk, с которой MB&F тесно сотрудничает и даже имела совместный проект C3H5N3O3 (см. «Мои Часы» No2/2013. — прим. ред.). Основное различие заключается в том, что в Urwerk эта система максимально спрятана от глаза наблюдателя, а в HM6 она неотъемлемая часть внешнего вида часов.

МАЛЕНЬКИй ШАГ

На разработку уникального механизма HM6 из 475 деталей ушло около трех лет. Основная часть работ по проектированию и созданию калибра была выполнена Давидом Кандо и его ателье Horlogerie Creative — еще одни друзья Макса Бюссера, с помощью которых самые смелые фантазии становятся реальностью. Обязательным и неотъемлемым свойством всех механизмов MB&F является бескомпромиссный уровень финишной отделки абсолютно всех деталей и разнообразие применяемых техник. В калибре HM6 преобладает сатинирование и перлаж.

Сам титановый корпус «Космического пирата» имеет характерное двойное «катамаранное» строение с намеком на два двигателя космического корабля, напоминающее релиз HM4 Final Edition. Корпус выполнен из титана, состоит из 80 частей и требует около 100 часов ручной работы только на создание чередующихся матовых и полированных поверхностей. В совокупности на корпусе расположено 10 сапфировых стекол сложной формы. Над его изготовлением трудились специалисты Les Artisans Boitiers.

В это практически невозможно поверить, судя по фотографиям и видео, пока не убедишься лично, но почти все «машины» Бюссера отлично сидят на руке (естественно с некоторыми оговорками). Хотя после первичного восхищения у большинства интересующихся возникает только логичный вопрос «Как это вообще можно носить?» Ответом на этот вопрос служат несколько эргономических трюков, которые команда MB&F успешно применяет. Во-первых, HM6, так же, как и еще большая HM4, выполнены из титана — часы получаются легкими и удобными. Во-вторых, HM6, как и HM4, имеет поворотные ушки, которые комфортно обхватывают запястье. В-третьих, эти часы дарят огромное удовольствие владельцу.

Конечно, безумство концептов MB&F обязательно провоцирует возникновение в процессе обсуждения слова «игрушка». Ну и что? Это не насмешка, это не вызов — это счастливая улыбка самореализации 47-летнего человека, сумевшего воплотить на высочайшем уровне качества от концепта до финальной реализации свои детские фантазии и мечты, превратив к тому же все это в процветающий и успешный бизнес.

И если взрослый мужчина имеет право на игрушку, то пусть она будет такая, как HM6. А уж если человечеству суждено когда-либо окончательно оторваться от Земли, то первый шаг уже сделан не только благодаря космическим миссиям, но и биомеханике «Космического пирата».

MB&F HM6 Space Pirate

MB&F HM6 Space Pirate

Ref.: 60.TL.B

Корпус: 49,5x52,3 мм из титана класса 5, высота 20,4 мм, 80 деталей, 9 куполообразных сапфировых стекол, сапфировая задняя крышка, WR 30 метров

Механизм: автоматический калибр из 475 деталей с парящим центральным турбийоном с подвижным защитным щитом, 68 камней, частота работы баланса 18 000 пк/ч, запас хода 72 часа, четыре алюминиевые турбины, создающие аэродинамическое сопротивление избыточному движению инерционного сектора

Функции: часы и минуты с помощью двух вращающихся алюминиевых полусфер

Ремешок: черный из кожи теленка с браслетной титановой застежкой

Лимит: 50 экземпляров

Цена: 230 000 долларов 

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?