Искусство & технологии

Karsten Fraessdorf Spirograph Tourbillon Sport

Карстен Фрэссдорф более тридцати лет преследует одну цель — создать идеальный повседневный механический хронометр

В прошлом году немецкий мастер впервые под собственным именным брендом представил турбийон с балансом высокой инерции, устойчивый к ударной силе 5000 Gs и магнитному воздействию в 1000 гауссов. В 2019-м он улучшил систему, придумав оригинальный термокомпенсирующий баланс.

Три страны

Интерес Карстена Фрэссдорфа к часовой механике, как и многих известных мастеров, возник еще в детстве: в 15 лет он разобрал старинный будильник Junghans, чтобы понять, откуда там берется такой громкий и чистый звук. Затем он продолжил обучение в часовой школе в Арнсберге, которую закончил в возрасте 23 лет, а в 1981-м устроился мастером в часовой дом в Дюссельдорфе, а затем реставратором старинных часов в аукционном доме в Менхенгладбахе. Параллельно Фрэссдорф получил также диплом бизнес-школы и, наконец, переехал из Германии в Швейцарию, в штаб-квартиру Gubellin в Люцерне, где работал с отделе реставрации старинных часов. Именно там, по словам самого Карстена, он открыл для себя, что такое настоящие усложнения и увлекся идеей безупречной хронометрии.

Карстен Фрэссдорф

Но затем судьба часового мастера продемонстрировала необычный поворот сюжета. Вместо того чтобы дальше делать карьеру в Швейцарии, в начале двухтысячных он переехал в Нормандию, где в городке Брионне основал ателье Fabrication De Montres Normandes. По собственным словам, так он решил совместить несколько приятных вещей. В частности, жизнь в живописной Нормандии и проект возрождения французской часовой традиции. Для последнего Фрэссдорф даже получил государственную поддержку, чтобы открыть на базе FDMN школу часовщиков, куда сразу планировал набрать пятьдесят студентов.

Поначалу FDMN не позиционировал себя только как производитель сложных механизмов. Ключевым элементом стал крупный баланс диаметром от 16 мм, обеспечивающий высокий момент инерции, и впоследствии он стал отличительной чертой всей механики Фрэссдорфа. Ателье сразу представило два калибра: трехстрелочник 779 и турбийон 781. В 2005 году их первым и основным заказчиком стал немецкий коллекционер Марк Брогзиттер, владеющий собственным камерным брендом люксовой механики. Но уже в 2008 году FDMN дебютировал с собственными часами на базе этих механизмов, а год спустя в Базеле показал прототип нового калибра с большим балансовым колесом (17 мм), спуском постоянной силы, двойным спусковым колесом и двумя анкерами, который планировал представить на конкурсе хронометров.

Тут выяснилось, что Фрэссдорф и Брогзиттер друг друга недопоняли. Последний полагал, что нормандская мануфактура будет его единственным и эксклюзивным поставщиком и не будет работать с другими брендами, включая собственный. В результате начался затяжной спор, осложненный законодательством двух стран, так что проект возрождения часового дела в Нормандии пришлось закрыть.

Тем временем в 2008 году Фрэссдорф вместе со старинным другом и коллекционером часов Кристианом Гютерманном решил основать новый бренд Heritage Watch Manufacture, и на этот раз в более традиционном регионе Невшателе. Главная претензия коллекционеров к первым часам FDMN — унылые корпуса и циферблаты — была решена, когда Карстен показал прототипы механизмов еще одному старому знакомому, известному часовому дизайнеру Эрику Жиру. Жиру сразу же загорелся идеей и вошел в триумвират HWM.

Бренд официально был запущен в конце 2010 года, а в январе на выставке GTE-2011 дебютировал сразу с четырьмя моделями: Viator, Tensus, Magnus и Centensus, причем последнюю отличал оригинальный дополнительный циферблат с китайской системой деления суток не на 24, а на 100 единиц (каждая по 14 минут и 24 секунды).

Часы Heritage Watch Manufacture Tensus

Представленный в 2011 году хронометр Heritage Watch Manufacture Tensus с калибром 880 представлял 5 инноваций механизма и спуска

Основой нового семейства механизмов (Карстен не стал изменять трехзначной системе, но теперь нумеровал их с цифры «8») стал все тот же фирменный баланс диаметром 16 мм с моментом инерции 110 мг/см2, названный Vivax. Кстати, калибр, установленный в Centensus, получил исключительно грамотный референс 888. Было заметно, что в механику HWM перекочевали все наработки последнего нормандского прототипа. На основные узлы «восьмерки» всего было получено пять патентов. Кроме крупного баланса Vivax, была разработана система ограничителей анкерной вилки, система крепления внешнего конца спирали, заводной барабан Pariter с двумя противоположно навитыми пружинами, предохраняющий от перекосов и потерь на трение. Еще одно изобретение — спуск постоянной силы Sequax, с двойным анкерным колесом и двумя анкерами, синхронизированными общей пружиной.

Однако несмотря на потрясающие характеристики и восторг со стороны специалистов и прессы, путь HWM не снискал коммерческого успеха. Даже когда в сентябре 2012 года компанию возглавил Дидье Деккер, работавший до этого исполнительным директором Franck Muller, марка все равно оставалась известной лишь узкому кругу посвященных. Пожалуй, квинтэссенцией истории Heritage Watch Manufacture стал заумный механизм Firmamentum, представленный в 2013 году. Модель, объединяющая часы со сверхточным секстантом, была настолько узкоспециализированной, что даже сам Фрэссдорф говорил, что готов объяснять ее принцип только тем, кто знаком с основами навигации.

Такая же репутация «изобретателя для посвященных» все эти годы преследовала и самого Карстена Фрэссдорфа. Он продолжал работать на «невидимой стороне», реализуя смелые технические решения для других брендов. Например, именно Фрэссдорф помог доработать первые калибры для Laurent Ferrier. Еще одной остановкой в рыцарских странствиях Фрэссдорфа стала попытка вернуться во Францию, на этот раз в исторической дом Безансона Leroy, принадлежавший Festina Group. Для него мастер разработал калибр L100, оснащенный турбийоном с устройством постоянной силы с цепной фузеей, а также калибр L200 для Leroy
Osmior Chronometre Observatoire. Для этого механизма Фрэссдорф использовал спуск прямого действия и довольно редкое усложнение «каретку Брюна», изобретенную в начале ХХ века. Поворотом каретки можно было регулировать помещенный в нее баланс. Эти часы вошли в шорт-лист GPHG, а также в уникальном алюминиевом исполнении (в том числе и механизма) были с успехом проданы на Only Watch. Мальтийский барабан

Наконец, мастеру надоело скрываться за чужим фасадом, и в 2016 году в Ла-Шо-де-Фоне он основал собственную компанию. И хотя ее название произносится на французский манер KF Montres, на циферблате часов написано имя автора, без кокетливых сокращений, через «а-умляут» и «эс-цет».

Первый калибр, получивший номер 360, дебютировал в 2018 году в модели Spirograph Tourbillon, названной самим автором «турбийоном на каждый день». Сразу впечатляли защитные характеристики механизма: противоударность 5000 Gs и антимагнитность 1000 гауссов. Чтобы этого добиться, Фрэссдорф придумал ряд практичных решений. Например, механизм установлен в корпусе без крепежного кольца, а с помощью эластичных фиксаторов, которые амортизируют удары.

Часовой механизм Карстена Фрэссдорфа

Для самого калибра 360 была выбрана колонная конструкция, то есть вместо платины и мостов мастер использовал две платины, соединенные колоннами — это идея была заимствована у механизмов морских хронометров. Снова в дело пошел крупный баланс 16 мм с моментом инерции 60 мг/мм2. Но теперь Фрэссдорф решил вообще отказаться от обода. Вместо него он использовал одну перекладину с закрепленными на концах круглыми полированными грузами и нижнюю перекладину с двумя парами винтов: крупные отвечают за общую регулировку системы, а маленькие за точную настройку хода. В балансе установлена спираль Штрауманна с двумя завитками: кривая Гросманна на внутреннем конце и кривая Филлипса на внешнем, чтобы создать идеальную концентрацию колебаний. Подобную спираль можно найти в балансах переменной инерции у Patek Philippe Ref. 5650 и Voutilainen 28 E Wristwatch.

Для уменьшения износа механизма колеса и ряд винтов изготовлены из бериллиевой бронзы (Cu-Be), которая почти вдвое тверже латуни. Сокращение трения позволило обеспечить запас хода до 70 часов при помощи единственной заводной пружины, но и здесь Фрэссдорф припас небольшую хитрость: чтобы обеспечить постоянный импульс, он снабдил заводной барабан устройством «женевского стопора». Оно состоит из двух зацепленных деталей: колеса с двойным пазом, надетым на ось барабана, и вращающегося колеса в форме мальтийского креста, у которого все концы вогнутые, а один — выпуклый. Когда крест попадает выпуклым концом в паз центрального колеса, то блокирует его и барабан перестает вращаться, израсходовав лишь 44 часа запаса хода, пока энергия пружины не начала снижаться. Заводить часы после этого можно гораздо быстрее, причем амплитуда баланса после первого поворота головки достигает 250о.

Турбийон на каждый день

В 2019 году на BaselWorld в экспозиции Watch Incubator Карстен Фрэссдорф представил уже следующий калибр 440, помещенный в новую модель Spirograph Tourbillon Sport. В соответствии с названием дизайн стал более динамичным. Турбийон обрел новый циферблат сэндвичного типа с подробной арабской разметкой и яркими желтыми элементами.

Часы Karsten Fraessdorf Spirograph Tourbillon Sport

Кстати, ателье Фрэссдорфа предлагает и индивидуальные вариации цвета, например, с синей, черной или красной разметкой. Главное украшение циферблата — это решетка в форме медовых сот, в честь тех самых пчел, которые украшают герб Ла-Шо-де-Фона, где находится ателье марки. Этот же узор украшает и заднюю платину механизма, видимую со стороны задней крышки.

Часы Karsten Fraessdorf Spirograph Tourbillon Sport

Но главное в 440 — это улучшенный термокомпенсационный баланс, который теперь обладает моментом инерции 85 г/мм2. Баланс изготовлен из стального антимагнитного сплава твердостью 600 HV. На основной перекладине по-прежнему закреплены инерционные грузы, не теперь они дополнены двумя дугообразными сегментами, направленными в разные стороны. В основании каждой дуги расположены подвижные винты, связанные дополнительной осью, сделанной из другого металла. Если температура повышается и баланс начинает расширяться, винт будет поворачивать концы дуг с закрепленными на них винтами к центру вращения. На дугах размещены шесть отверстий для двух грузовых винтов, которые можно перемещать вдоль длины для оптимальной регулировки момента инерции, сами инерционные грузы тоже легко снять и заменить.

Часы Karsten Fraessdorf Spirograph Tourbillon Sport

Кроме того, калибр 440, как и его предшественник 360, обладает функцией стоп-секунды, мгновенно останавливающей баланс, что редко встречается в конструкции с турбийоном и еще гораздо реже в балансе без обода. Для этого Карстен придумал оригинальную систему: при выдвижении вала заводной головки приводится в действие рычаг, который приподнимает расположенное внутри каретки турбийона кольцо с двойными роликами, блокирующими ось баланса. Как только рычаг высвобождается, специальные пружины под кольцом разжимаются и ролики опускаются вниз.

Карстен Фрэссдорф

Трудно сказать, нашел ли наконец Карстен свой святой Грааль точности. Но он создал прибор, который легко описать одним предложением: хронометр с турбийоном, устойчивый к самым тяжелым перегрузкам и агрессивной внешней среде, который можно носить постоянно. Звучит очень похоже на то, что делает Richard Mille, только Карстену Фрэссдорфу не нужно прибегать для этого результата к дорогостоящим материалам и космическим технологиям — вся сила только в работе интеллекта.

Karsten Fraessdorf Spirograph Tourbillon Sport
Корпус: 45 мм из стали, высота 13,4 мм, сапфировое окно и задняя крышка, WR 30 метров
Механизм: мануфактурный 440 с ручным заводом, термокомпенсирующий баланс со стоп-секундой и моментом инерции 85 мг/мм2,
частота работы 18 000 пк/час, спираль Штрауманна с двумя концевыми кривыми, запас хода 44 часа, минутный турбийон, ударо-
прочность 5000 Gs
Функции: часы, минуты
Циферблат: серебристый с решеткой в виде медовых сот, арабские цифры и стрелки с покрытием Super-LumiNova, возможна кастомизация
Ремешок: черный из кожи аллигатора, классическая стальная застежка
Лимит: 10 экземпляров
Цена: 90 000 CHF

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?