Jaeger-LeCoultre: Универсальный код Geophysic
Ксения Воронина
В книге «Эволюция физики» Альберт Эйнштейн писал: «Естественные науки — это не набор законов и не каталог разрозненных фактов. Это творение человеческого ума с изобретенными им идеями и понятиями». Новые часы, каждый год представляемые инженерами Jaeger-LeCoultre, рождаются в воображении конструкторов и дизайнеров, использующих законы физики для воплощения невероятно ярких фантазий. Таковы премьеры 2017 года: Rendez-Vous, Duometre и, конечно, новая звезда коллекции Geophysic — Tourbillon Universal Time.
Новый год геофизики
Премьера флагманской модели Geophysic Tourbillon Universal Time, как и других новинок этой коллекции, вновь возвращает к удивительной истории появления самой первой модели Geophysic почти шестьдесят лет назад.
Решение о реализации беспрецедентного мирового проекта в области геофизики было принято Международным советом научных союзов еще в начале 1951 года. Потепление в холодной войне позволило назвать период с 1 июля 1957 по 31 декабря 1958 года Международным геофизическим годом, когда на 5000 станциях по всей планете одновременно проводились аэрологические, сейсмические, метеорологические и океанографические исследования. Всего в проекте участвовали исследователи из 67 стран, использовавшие самое современное оборудование для будущих научных прорывов. Многие исследования проводились впервые: человек опускался под воду и поднимался на небеса с необходимыми ему инструментами, оказываясь в условиях, которые ранее невозможно было даже представить. Запуск первого искусственного спутника Земли, создание космического агентства NASA, старт крупнейшего исследовательского проекта в Антарктике, проведение геомагнитной съемки в океане, открытия в сфере изучения верхних слоев атмосферы и выпуск часов Jaeger-LeCoultre Geophysic — все эти события произошли за период, названный в середине прошлого века Международным геофизическим годом.
Часовым инструментом капитана Уильяма Андерсона был хронометр Jaeger-LeCoultre Geophysic, выпущенный специально к Международному геофизическому году. Андерсон управлял первой в мире атомной подводной лодкой Nautilus, которой предстояло проложить самый короткий маршрут из Атлантического в Тихий океан, проплыв подо льдом Северного полюса. У капиАвтоматический калибр 772 для модели Geophysic Universal Time оснащен балансом Gyrolab, мировым временем и мертвой секундой тана были все основания точно фиксировать все происходящее: 23 июля 1958 года «Наутилус» с экипажем 116 человек вышел из Перл-Харбора, а 3 августа достиг точки географического Северного полюса.
Установленный в часах механизм 478BWSbr с ручным заводом был готов к серьезным испытаниям. Калибр был оснащен системой защиты от ударов, баланс из сплава Glucydur сохранял стабильность при перепадах температур, а весь механизм защищался от действия магнитных полей до 600 гауссов внутренним железным корпусом.
В 2014-м Jaeger-LeCoultre решила напомнить о легенде 50-х и выпустила три версии модели Tribute to Geophysic 1958. Часы, получившие автоматический двигатель и увеличившие диаметр по сравнению с оригиналом с 35 до 38,5 мм, сохранили ретродизайн почти неизменным. Еще через год название Geophysic превратилось в имя полноценной часо вой коллекции. В 2017-м во главе коллекции встала модель Geophysic Tourbillon Universal Time — квинтэссенция духа новой часовой серии с полувековыми традициями.
Автоматический калибр 772 для модели Geophysic Universal Time оснащен балансом Gyrolab, мировым временем и мертвой секундой
Турбийон-меридиан
Рассказывая о том, почему JaegerLeCoultre расширил лимитированную винтажную модель Geophysic до современной и весьма разнообразной коллекции, глава марки Даниэль Ридо пояснил, что мануфактура решила запустить новую линию классических часов с высокотехничными калибрами и усложнениями, делающими модели интересными, но позволяющими при этом оставаться в «золотой середине» и не переводить их в сегмент самых сложных часовых инструментов. Geophysic Tourbillon Universal Time умело балансирует на грани — выдающийся флагман, объединяющий парящий турбийон и изысканное изображение карты с возможностью узнать время в любой точке мира.
Как и в Geophysic Universal Time, центральное место на циферблате новой модели занимает объемное изображение Земли, если взглянуть на нее со стороны Северного полюса. Если в модели 2015 года циферблат был разделен на две части красно-белой полосой нулевого меридиана, то теперь начинающийся на лондонской отметке и устремляющийся к новозеландскому Окленду (эти города выделены на шкале черным) меридиан исчезает в окне парящего турбийона.
Geophysic Universal Time с автоматическим калибром 772, в стальном корпусе 41,6 мм, высота 11,84 мм, WR 50 метров, сменный стальной браслет
Будто лишенный опоры серебристый турбийон с воронеными винтами становится гармоничной частью голубого океана, подернутого рябью волн. Цветовую сдержанность нарушает еще один элемент калибра, напоминающий о том, что установленный в часах механизм требует не меньшего внимания, чем безупречное художественное оформление. В царство холодных оттенков врывается золотой баланс Gyrolab. Это поистине исключительная модель, представленная в платиновом корпусе диаметром 43,5 мм, выпущена лимитированной серией 100 экземпляров.
Коллекция Geophysic стала плацдармом для использования Gyrolab в массовых калибрах, а не только в концептах. Серия, ставящая во главу угла техническое превосходство без излишеств, была выбрана неслучайно. Ведь и инновационный Gyrolab — это балансовое колесо, отвергшее лишние детали ради достижения лучших технических характеристик. После цикла исследований и испытаний от классического колеса остались две дополненные винтами дуги на оси с пружиной в центре. Такая форма позволила снизить энергозатраты и оказалась более устойчивой к ударам.
Geophysic True Second с автоматическим калибром 770, в стальном корпусе 39,6 мм, высота 11,81 мм, WR 50 метров
Впрочем, и привлекающий взгляд дизайн циферблата до крайности функционален. Так, города, расположенные по часовой стрелке от Гринвича и требующие вычитания часов от лондонского времени, обозначены синим, а прибавления часов — красным. А внешний 24-часовой диск с солнцем на «12 часах» и полумесяцем на «6 часах» имеет цветовое деление для дня и ночи. Исключительно эстетике посвящен, пожалуй, только декор корпуса: матовая отделка ранта контрастирует с глянцем ушек. Эту особенность платиновые Geophysic Tourbillon Universal Time унаследовали от предшественников по коллекции.
Функциональные изменения затронули и хорошо известную прежнюю модель Geophysic Universal Time в стальном корпусе. В 2017 году она дополнилась практичной системой легкой замены ремешка на стальной браслет.
Еще одна фирменная черта Geophysic — мертвая секунда. Гарантирующая точность индикации стрелка, делающая один шаг в секунду, используется во всех моделях коллекции, как в часах с функцией Universal Time, так и в моделях True Second. Последние оснащены автоматическим калибром Jaeger-LeCoultre 770, состоящим из 275 деталей, обладающим 40-часовым запасом хода. Прозрачная задняя крышка позволяет следить за движением инерционного сектора из розового золота.
Duometre Spherotourbillon Magnetite Grey c калибром 382 с ручным заводом, в золотом корпусе 42 мм, высота 14,1 мм, WR 50 метров
Двойной магнетизм
Любителей усложнений от JaegerLeCoultre в 2017 году ждет не только пленительный парящий турбийон Geophysic, но и целая серия инструментов из разряда высокого часового искусства из коллекции Duometre, получившей циферблаты темно-серого оттенка. В этой серии вновь появляется отмечающий пятилетие Duometre Spherotourbillon с двумя осями вращения. Каретка закреплена на колесной системе, обеспечивающей движение в двух плоскостях: на одной оси оборот совершается за 30 секунд, на второй, расположенной под углом 20 градусов к первой, — за 15 секунд. На циферблате цвета магнитного желязняка (Magnetite Grey) сферотурбийон вновь соседствует с указателем часов и минут в обрамлении шкалы даты. Нижняя часть циферблата отдана малой секундной стрелке, а верхняя — индикатору второго часового пояса.
Duometre Chronographe Magnetite Grey c калибром 380A с ручным заводом, в золотом корпусе 42 мм, WR 50 метров
О революционном устройстве спрятанного за циферблатом механизма сообщают еще две стрелки, указываю щие на запас хода двух составляющих системы Dual-Wing. Аккумулируемая механизмом энергия разделяется на «два крыла» с двумя пружинами и независимыми барабанами для «подпитки» колебательной системы механизма и работы усложнений.
Аналогичное раздвоение переживает и механизм модели Duometre Chronographe: одна зубчатая передача отвечает за отсчет часов, минут и секунд, вторая — за работу хронографа, готового следить за временем с точностью до 1/6 секунды. В Duometre a Quantieme Lunaire система Dual-Wing разделяет энергию для часового отсчета и астрономической функции.
Rendez-Vous Moon Medium в стальном корпусе 34 мм и Rendez-Vous Rendez-Vous Sonatina Large в корпусе 38,2 мм из розового золота
Геометрия, химия и музыка
В обновленной женской коллекции Rendez-Vous мануфактура, не изменяя себе, ставит технические достижения на службу романтике. Коллекция, получившая название в честь звездочки, готовой напомнить о приятном свидании, в 2017 году получила новые функции и размеры. Теперь часы Rendez-Vous Sonatina Large напоминают о запланированном событии ударом миниатюрного молоточка в указанное звездочкой время. Звездочка скользит по циферблату с округлыми черными арабскими цифрами, подходящими стилю модерн. Примечательно, что сами молоточки «требуше», издающие громкий мелодичный звук, позаимствованы из минутного репетира Hybris Mechanica 11, хорошо известного коллекционерам сложной механики. Для управления звездочкой предназначена верхняя заводная головка. Нижняя традиционно служит для установки часовой, минутной стрелок и практичного указателя «день/ночь» в нижней части циферблата. Корпус из стали или розового золота диаметром 38,2 мм защищает автоматический механизм 898D/1 с 40-часовым запасом хода.
Rendez-Vous Night & Day в корпусе 38,5 мм из стали или розового золота
Еще одно новшество этого года — появление в серии самого романтического усложнения: индикации фаз Луны. Отметка «6 часов» была вытеснена с гильошированного циферблата крупным изображением спутника Земли в модели Rendez-Vous Moon Medium. И вновь кажущаяся простота оформления, за которой, впрочем, стоят вековые традиции декорирования, скрывает «двигатель», отвечающий современным требованиям точности. Индикатор фаз Луны отклонится всего на один день только через 985 лет.
Автоматический калибр 935A высотой 4,63 мм с индикацией фазы Луны, точной в течение 985 лет, и запасом хода 40 часов, специально разработан для Rendez-Vous Moon Medium
Часы Rendez-Vous Night & Day отныне представлены в новом размере. Если раньше поклонницам женственного стиля предлагалась модель диаметром 36 мм, то теперь диаметр корпуса в версии Large вырос до 38,2 мм, а в варианте Medium уменьшился до 34 мм. Обе версии выпущены в корпусе из стали или розового золота. Дополнением к корпусам служит ремешок из кожи страуса или металлический браслет. Расширяют возможности выбора часы, рант которых украшен бриллиантами.
Пять лет назад дизайнеры JaegerLeCoultre уже раскрыли секрет того, что хотят женщины. Нежный ретрооблик, таящий в себе бескомпромиссный характер механизма, сделал коллекцию Rendez-Vous одной из самых популярных часовых серий марки, и новые функции при сохранении элегантного образа точно окажутся востребованы и сегодня.