Искусство & технологии

Часы Bvlgari Octo Finissimo Tourbillon

Коллекция Octo Finissimo, представленная Bvlgari в 2014 году, задумана и создана как квинтэссенция современных мужских часов. Высокотехнологичные мануфактурные калибры, легендарный дизайн корпуса с идеальной анатомией доставят удовольствие каждому ценителю рафинированной механики. 

А то, что флагманская модель коллекции еще и поставила абсолютный мировой рекорд среди ультратонких турбийонов, причем рекорд, который вряд ли когда-либо будет побит, — это скорее приятный «побочный эффект» глобального процесса, происходящего на мануфактуре. И наверняка лишь один из многих, учитывая амбициозные планы Bvlgari.

В Три слоя 

Ультратонкие механические конструкции являются самым популярным видом разработок в современном часовом искусстве, и не удивительно, что каждый год сразу несколько известных брендов представляют рекорды в снижении высоты в том или ином классе усложнений.

Общеизвестны два способа «похудения» часовой механики: уменьшение толщины отдельных деталей и перекомпоновка конструкции, чтобы расположить узлы не друг над другом, а рядом на платине. Главная проблема в случае турбийона заключается именно в самом узле турбийона, который, как известно, представляет собой платформу, вращающуюся над неподвижным зубчатым колесом посредством соединительного триба. То есть помимо самого баланса (даже если турбийон «парящий» без верхнего моста), все равно приходится иметь дело с двумя дополнительными слоями — кареткой и зубчатым колесом, а также не стоит забывать о пространстве между поверхностями. Кроме того, долгое время идея особо тонкого турбийона просто никому не приходила в голову. Наоборот, часовые мастера предпочитали экспериментировать с многоосными и резонансными конструкциями, которые прибавляли зрелищности «королю усложнений» и повышали его антигравитационные характеристики.

Жан-Кристоф Бабен и часы BULGARi

Фактически первый официальный мировой рекорд ультратонкого турбийона представила в 2002 году Piaget, что вполне закономерно, поскольку для мануфактуры из Кот-о-Фе эта область является исторической специализацией.

Техническое решение калибра 600P было достаточно традиционным и представляло интерес скорее с эстетической точки зрения, поскольку сверхлегкая титановая каретка весом всего 0,2 грамма была выполнена в форме логотипа «р» и одновременно секундной стрелки. Толщина модуля вместе с золотым зубчатым колесом составила чуть меньше 3 мм, что позволило сделать общую высоту калибра 3,5 мм — и более десяти лет Piaget удерживала звание мирового рекордсмена в области ультратонких турбийонов, расширив линейку автоматической и ювелирной версиями, а также скелетоном.

Новый подход

Как уже было сказано, конструкция Piaget была довольно классической — с той разницей, что титановая каретка сама была сверхтонкой и легкой, а также максимально ажурированной, фактически сохранившей из нижней поверхности только точки соединения с осью спускового колеса и осью баланса.

Но в 2013 году рекорд 600P, наконец, был побит весьма элегантно и нестандартно. Калибр A&S8200, разработанный маркой Arnold & Son, мог похвастаться высотой всего 2,97 мм, при этом обладал запасом хода 80 часов против 44 часов у Piaget.

Часовой механизм Bvlgari Octo Finissimo Tourbillon

Часовой механизм Bvlgari Octo Finissimo Tourbillon

Притом что сам турбийон не был «парящим», а крепился стандартным верхним мостом из белого золота, общая высота корпуса модели, без особых излишеств названной UTTE (то есть Ultra Thin Tourbillon Escapement — спуск с ультратонким турбийоном), составляла всего 8,34 мм. секрет заключался в оригинальной конструкции модуля. Большой диаметр — 14 мм — был выбран не только для красоты. Он позволил сделать основание каретки (а точнее ее рамы, поскольку здесь вся система спуска закрепляется в турбийоне на нижнем и верхнем мосте и двух титановых ободах) выпуклыми, тем самым уменьшив воздушный зазор между колесами. Весь модуль напоминает устрицу, а зубчатое колесо, закрепленное на узком нижнем мосту, значительно меньше его в диаметре. Разработка и реализация этой конструкции заняла у мастеров Arnold & Son несколько лет, и ее создатели, как и коллекционеры, справедливо рассчитывали на долгое первенство, учитывая, что абсолютные рекорды на звание самого тонкого наручного турбийона не устанавливаются один за другим.

Bvlgari удалось потрясти воображение даже самых продвинутых знатоков часовой механики. И дело не только в самом новом рекорде. Коллекция Octo Finissimo — это новое лицо марки, одновременно хорошо знакомое и совершенно неожиданное.

Octo Finissimo Tourbillon Эскиз

Метаморфозы Octo

Впервые коллекция Octo под брендом Bvlgari была представлена публике в 2012 году, через год после того как легендарный итальянский дом вошел в состав холдинга LVMH. Название у нее более чем говорящее и сразу напоминает о своем создателе — знаменитом дизайнере Джеральде Дженте, всю жизнь посвятившем восьмигранникам, практически построившем на этом и свою карьеру и сформировавшем лицо современного часового искусства. Достаточно вспомнить его Royal Oak для Audemars Piguet, Nautilus для Patek Philippe, Inginieur для IWC и, наконец, ту самую модель Octo для собственной марки Gerald Genta, принадлежавшей Bvlgari до 2010 года, пока она не была в нее полностью интегрирована. «октаэдры» были не просто спецификой корпуса, а целой философией синьора Дженты, который ухитрялся комбинировать плавные линии и углы так, чтобы создавать «дымовую завесу» в глазах владельца часов. Джента был настоящим художником trompe-l'oeil. Он умел создавать кажущийся объем там, где его на самом деле нет, и скрадывать реальные выпуклости за многочисленными хитроумными фасетками и ступеньками. Главный секрет придуманной им формы был в необыкновенной пластичности.

Самый тонкий турбийон в мире

Обновленная Bvlgari Octo 2012 года продемонстрировала, что художники дома в полной мере раскрыли наследие Джеральда Дженты. Многокомпонентный корпус, спроектированный и полностью изготовленный на мануфактуре в сенлежье, представляет сочетание более 100 (!) граней — а их конфигурация и расположение настолько тщательно выверены, что часы могут менять размер, высоту и форму незаметно глазу.

Впрочем, два года назад об этом еще никто и не думал. Поклонников марки воодушевила новая классическая Octo с автоматическим калибром BVL 193 на кожаном или стальном браслете в качестве интересного варианта повседневных часов.

Но по-настоящему Bvlgari Octo раскрылась в 2014 году, когда компанию возглавил знаменитый Жан-Кристоф Бабен.

От обратного

Естественно, многие процессы в компании начались задолго до прихода господина Бабена. Например, строительство мануфактуры Bvlgari Haute Horlogerie SA в Ле-Сентье было завершено еще в 2010 году, так же как и премьера первого собственного калибра BVL 168 и открытие собственной фабрики корпусов в сенлежье.

Но великий талант Жана-Кристофа Бабена, как знают многие поклонники часового дела, как раз и заключается в том, чтобы вычленить у марки ее наиболее знаковые черты и превратить их в символ года, о котором в буквальном смысле слова будут говорить все.

Часы Bvlgari Octo Finissimo

Octo Finissimo с боковой секундной стрелкой представлена в точно таком же платиновом корпусе, что и версия с турбийоном: диаметром 40 мм, высотой 5 мм 

Именно это и произошло с линией Octo. Художественное наследие Джеральда Дженты, классическая эстетика 130-летней истории Bvlgari, собственная мануфактура, оснащенная по последнему слову техники — в 2014 году все это приобрело совершенно новое воплощение сразу в трех особых линиях: автоматических Octo Solotempo, высокочастотном хронографе Octo Velocissimo и ультратонких Octo Finissimo.

Тонкие часы Bvlgari Octo Finissimo

Чтобы лучше понять конструкцию турбийона и то, как мастерам Bvlgari удалось установить практически невозможный рекорд, лучше исследовать его наоборот — не от механизма к корпусу, а от корпуса к механизму.

Так, в классической версии Octo Finissimo с боковой секундной стрелкой хорошо знакомая многогранная конструкция уменьшилась до 38 мм в диаметре и до 5 мм в высоту — и в ней поместился одноименный мануфактурный калибр диаметром 36 мм толщиной всего 2,23 мм с боковой секундной стрелкой на отметке «7:30». Суть не в высоте самого калибра Finissimo, а в его идеальном сочетании с корпусом — с точностью до долей миллиметра. Такой гармонии могут достичь считаные производители. А если положить рядом все новейшие модели серии Octo, то видно, насколько размер и глубина корпуса легко варьируются благодаря игре с многочисленными гранями. Между круглым рантом и прямоугольным основанием находятся несколько идеально подогнанных компонентов, обеспечивающих оптимальную геометрию в зависимости от функциональности модели.

Платина часового механизма

В результате первый рекорд Octo Finissimo Tourbillon видно сразу. Это самые тонкие часы с турбийоном. Толщина платинового корпуса диаметром 40 мм всего 5 мм. Механизм виден с обеих сторон сквозь сапфировое стекло. Переворачивая часы, разглядывая их на просвет, действительно кажется чудом — держать в руках турбийон не толще пятифранковой монеты. Как такое возможно?

Watchmaking

Спуск на шаре

Чтобы сконструировать самый тонкий в мире калибр с турбийоном, превзошедший предыдущий рекорд более чем на миллиметр, инженерам Bvlgari пришлось решать две ключевые задачи: оптимизировать модуль турбийона и уменьшить сам механизм до исключительных показателей. Именно последняя инновация позволила Жану-Кристофу Бабену заявить, что вряд ли кто-то сможет превзойти достижение его мануфактуры, ведь каретка турбийона высотой 1,95 мм является самым «толстым» элементом системы.

Калибр Finissimo Tourbillon, состоящий из 249 деталей, благодаря солидному диаметру 14,5 линий может позволить себе достаточно свободную компоновку. Ключевой элемент — керамические шарикоподшипники. Три из них расположены под заводной пружиной, что позволило обеспечить 55-часовой запас хода, не увеличивая объем барабана, еще четыре заменили стандартные опоры осей колес центральной передачи.

Чтобы уменьшить высоту турбийона, инженеры Bvlgari решили пойти на смелый шаг и вообще отказаться от классической концепции спуска, который помещается на вращающуюся платформу, а изначально конструировать все как единое целое. Триб спускового колеса (также на керамическом шарикоподшипнике) соединяется с периферическим зубчатым колесом, закрепленным в отверстии нижнего моста. Фактически, спуск оказывается вынесен за рамки модуля турбийона, в который, как в матрешку, заключена баланс-спираль, к тому же сама рама турбийона помещена на картридже из 8 подшипников, что также обеспечивает легкое плавное вращение. Надо сказать, Octo Finissimo Tourbillon выглядит непривычно, в том плане, что это редкий турбийон, в котором спуск не виден, поскольку он оказывается со стороны задней крышки.

Механизм Bvlgari

Вторая премьера ультратонкой коллекции Bvlgari 2014 года: мануфактурный калибр Octo Finissimo с ручным заводом, диаметр 33,6 мм, высота 2,23 мм, 26 рубиновых кабошонов, частота работы баланса 28 800 пк/ч, запас хода 70 часов, классический золотой обод баланса, боковая секундная стрелка у отметки «7:30» 

Хотя активное использование керамических шарикоподшипников может спровоцировать некоторых пуристов заявить, что это не вполне классический турбийон — уровень изготовления и финиширования калибра Finissimo Tourbillon вызывает только восхищение. Отделка мостов и платины «перлажем» и «женевскими волнами», великолепные золотые колеса и рубиновые кабошоны, идеальные грани платинового корпуса превращают эту модель в безусловную коллекционную ценность, не говоря уже о том, что ее достижения на порядок — и в механизме и в корпусе — превосходят любых конкурентов.

К тому же Bvlgari проводит эксперименты вовсе не ради рекордов. Например, те же шарикоподшипники уже применяются в автоматическом калибре Octo Solotempo — новой классики от Bvlgari. Классики вечной и молодой, как сам часовой дом из Вечного города.

Часовое направление Bvlgari

Bvlgari Octo Finissimo Tourbillon

Ref.: 102138 BGO40BPLTBXT

Корпус: 40 мм из платины, высота 5 мм, сапфировое стекло и задняя крышка, WR 30 метров

Механизм: Finissimo Tourbillon с ручным заводом, диаметр 32,6 мм, 249 деталей, 16 шарикоподшипников, частота работы баланса 21 600 пк/час, высота модуля турбийона 1,95 мм (общая высота механизма), запас хода 55 часов, мосты украшены «перлажем» и гравировкой «женевские волны»

Функции: часы, минуты

Циферблат: черный лакированный

Ремешок: черный из кожи аллигатора, классическая платиновая застежка

Цена: 130 000 CHF

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?