Искусство & технологии

Armin Strom. Два сердца бьются в унисон

Armin Strom представила сенсационную премьеру механизма, впечатлившего даже искушенных знатоков

Впервые резонансная система с двойным спуском была объединена с музыкальным устройством минутного репетира. Эти исключительные часы стали знаменательным итогом последних десяти лет работы мануфактуры, сумевшей за короткий срок стать серьезным игроком на поле сложной механики и резонансной хронометрии.

КТО ВЫ, МИСТЕР СТРОМ?

Впервые об Armin Strom как об «изобретателе усложнений» заговорили в конце 2016 года, когда марка представила концептуальный механизм Mirrored Force Resonance с двумя независимыми балансами, соединенными резонансной пружиной. Сами по себе резонансные системы не являются в часовом деле чем-то новым, над ними в свое время работали еще Джон Гаррисон и Авраам-Луи Бреге, однако решение, которое предложил технический директор Armin Strom Клод Грайслер, потребовавшее
более двух лет работы в стенах мануфактуры, действительно поражало оригинальностью и эффективностью.

Правда, некоторые часовые знатоки и коллекционеры поначалу скептически отнеслись к перспективам изобретений Armin Strom. Несмотря на то что марка уже семь лет как производила собственные мануфактурные калибры, до этого ее имя долгие годы ассоциировалось совсем с другим типом механики — классическими изысканными скелетонами ручной работы авторства самого основателя компании Армина Строма. Скачок от классики к инновациями, из Берна — в Бьенн, от скромного ателье к современной мануфактуре для многих произошел совершенно незаметно (и правда, не могут же коллекционеры следить за всеми часовыми брендами), поэтому необходимо вначале освежить в памяти историю компании, чтобы понять значимость последних достижений Armin Strom.

ОТ АТЕЛЬЕ К МАНУФАКТУРЕ

История бренда началась в 1967 году. Именно тогда накануне кварцевого кризиса молодой часовщик Армин Стром открыл часовой магазин с сервисным ателье в родном городе Бургдорфе в кантоне Берн. Место не являлось историческим часовым центром, в основном Бургдорф прославился как родина сыра Эмменталь. Тем не менее дела у Строма шли успешно, и со временем он полностью отказался от торговли часами в пользу авторской доработки механизмов и ажурирования скелетонов собственного дизайна. В 1986 году Армин Стром дебютировал со своим брендом на выставке в Базеле — и сразу же привлек внимание коллекционеров, журналистов и даже крупных дилеров.

В то время ручная работа в часовом деле считалась редкостью, а скелетоны в исполнении Строма просто поражали красотой и филигранностью исполнения. В 1990 году мастер даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как автор самого маленького в мире механизма скелетона для женских часов.

К концу прошлого века бренд Armin Strom приобретал все большую известность, и, наконец, настало время перемен. Надо сказать, что Армину Строму удалось даже создать часовую династию — его сын Дэниел поначалу присоединился к семейной компании. Именно его стараниями бренд перенес штаб-квартиру из сырного Бургдорфа в часовой Бьенн, а в ассортименте появились яркие спор тивные и дизайнерские повседневные модели. Но вскоре оказалось, что взгляды отца и сына на часовую традицию кардинально расходятся. Дэниел основал собственный бренд Strom, хорошо известный сегодня среди поклонников определенного стиля своими макабрическими турбийонами Agonium с черепами и инопланетными «чужими». Кстати, сейчас под началом Дэниела трудится его собственный сын Лорис — интересно, станет ли представитель третьего поколения династии Стром автором еще одного самобытного часового проекта?

В 2006 году Армин Стром в силу возраста окончательно решил уйти на покой и стал искать подходящих преемников — близких по духу людей, которые сумели бы сохранить его наследие и вывести компанию на новый профессиональный уровень. Именно такие люди сразу нашлись: новыми владельцами Armin Strom стали предприниматель Серж Мишель и часовщик Клод Гайслер. Они с детства восхищались этой маркой, поскольку оба выросли в Бургдорфе. Семья Мишель давно была знакома с семьей Стром, а магазин оптики, принадлежащий родителям Грайслера, находился рядом с первым магазином Армина.

Серж Мишель и Клод Грайслер

Серж Мишель и Клод Грайслер владеют Armin Strom с 2006 года

Кроме того, оба партнера были опытными специалистами в швейцарской часовой отрасли. Серж Мишель взял на себя вопросы стратегии развития бренда, а Клод Грайслер, уже успевший поработать во многих известных ателье, например Christophe Claret, возглавил направление технических разработок. Первым шагом стало открытие в Бьенне нового здания мануфактуры Armin Strom, оснащенной оборудованием для производства собственных компонентов и департаментом R&D.

НОВЫЕ СКЕЛЕТОНЫ

Здание было официально открыто в 2009 году, и в ноябре того же года состоялась премьера первого мануфактурного калибра ARM09 (расшифровывается как Armin Reserve Marche, 2009 год) — с ручным заводом и восьмидневным запасом хода. Надо сказать, что уже в своем первом творении Клод Грайслер проявил все задатки будущих прорывов Armin Strom. Механизм, естественно, был скелетизирован в соответствии с традицией отца-основателя. Однако инновация заключалась в том, что храповые колеса обоих заводных барабанов были размещены со стороны циферблата для динамического эффекта во время завода, анкер и спусковое колесо были изготовлены из чистого золота, а в балансе использовалась спираль Штрауманна от Precision Engineering.

Через два года появилась модифицированная версия этого калибра ARM11, установленная в новой коллекции Armin Strom Manual, которая была разделена на четыре тематические ветви, различные по цветовой гамме и материалам: Огонь, Вода, Воздух и Земля. Эту концепцию Armin Strom будет использовать во всех последующих новинках, так же как и возможность конфигурации элементов и персонализации любой модели по желанию клиента.

В 2013 году была выпущена новая версия калибра ARM13 уже с автоподзаводом, установленным в новой коллекции Gravity, а чуть ранее первый мануфактурный турбийон ATC11. А в 2014-м появилась модификация калибра ARM09-S, установленная в модели Skeleton Pure, ставшей данью уважения наследию самого Армина Строма. Этот скелетон в серо-голубом исполнении Water получил премию Red Dot за лучший дизайн.

ИСТИННЫЙ РЕЗОНАНС

Трибьют господину Строму как будто символично подводил черту под прежней историей мануфактуры. Действительно, в это время уже вовсю велись работы над первым собственным изобретением Armin Strom, которым стал резонансный спуск Mirrored Force. По признанию самого Клода Грайслера, он давно искал такую область часового дела, где не было риска изобрести велосипед, повторив чужую идею — и таким направлением стал резонансный эффект, поскольку успешных решений, по крайней мере, в наручных часах, было крайне мало.

Часовой механизм ARF16

При запуске калибра ARF16 балансам требуется 10 минут на синхронизацию, поэтому разнонаправленные секундные стрелки нужно вначале обнулить нажатием кнопки у отметки «2 часа»

В 2016 году была представлена первая серийная модель Resonance Mirrored Force, демонстрирующая новую конструкцию механизма. Главной особенностью калибра ARF15 стали два независимых регулятора, работающих в противоположных направлениях, соединенные пружиной-резонатором. Именно пружина оригинальной формы, напоминающей мотылька, являлась важнейшим изобретением Грайслера — она была полностью изготовлена в стенах мануфактуры, ее разработка заняла два с половиной года. Оба спуска были снабжены собственной колесной передачей (каждый со своей секундной стрелкой), а их положение и настройка в механизме были тщательно просчитаны, чтобы обеспечить достаточное расстояние друг от друга. Только сами балансы сближались достаточно, чтобы обеспечить тот самый эффект резонанса, когда две колебательные системы, расположенные рядом, начинают синхронно работать на определенной частоте. Резонансные колебания двух разнонаправленных балансов обеспечивают три важных преимущества точности хода часов: постоянный стабилизирующий эффект; сохранение энергии; уменьшение ущерба от внешнего воздействия. В итоге у двух хронометров, находящихся в резонансе, точность хода повышается на 15-20%.

В отличие от большинства современных мультибалансных систем, построенных на сцеплении колес или дифференциале, конструкция Resonance Mirrored Force реально использовала именно резонанс, поскольку пружина соединяла не сами балансовые колеса, а штифты, обеспечивая частотную, а не механическую синхронизацию. В этом заключался и, пожалуй, единственный недостаток ARF15 — в случае остановки и перезапуска механизма балансам требовалось около десяти минут, чтобы заново синхронизироваться. Точно так же при сильном ударе балансы могли на время «потерять» друг друга. Чтобы избежать этого, во-первых, все три ключевых элемента спуска (оба баланса и пружина) были защищены противоударным устройствами, а во-вторых, дополнены запатентованным модулем останова обеих секундных стрелок. Нажатием кнопки у отметки «2 часа» их следовало синхронно обнулить перед запуском механизма.

То, что механизм Armin Strom является истинной резонансной системой, в 2017 году официально подтвердили эксперты CSEM (Center Suisse d'Electronique et de Microtechnique). И тогда же состоялась премьера следующего калибра AFR17, который уже обратил на себя внимание не только знатоков, но и самого широкого круга часовых ценителей.

Часы Dual Time Resonance с калибром ARF17

Dual Time Resonance с калибром ARF17, оснащенным помимо резонансного регулятора независимыми указателями двух часовых поясов, запас хода 100 часов

Новая модель Armin Strom Masterpiece 1 Dual Time Resonance в дополнение к двум независимым балансам получила два полностью независимых указателя текущего времени. Причем их можно было использовать и как классическую индикацию двух часовых поясов (дополненных в середине указателем времени суток), так и для произвольных нужд — например, превратив второй циферблат в длительный таймер. Внушительный 100-часовой запас хода системе обеспечивали четыре заводных барабана, видимые со стороны задней крышки. Вся эта конструкция помещалась в специально спроектированный овальный корпус.

Поначалу Мишель и Грайслер планировали обозначить новую номерную серию Masterpiece, но затем отказались от этой идеи, и уже следующая вариация калибра AFR17, выпущенная в 2018 году в прозрачном корпусе из сапфирового стекла в количестве 8 экземпляров, называлась просто Armin Strom Dual Time Resonance Sapphire. Публике эти часы были представлены в январе 2019 года на SIHH, причем ни один из представителей компании не проговорился о грядущей летней премьере — резонансном спуске с минутным репетиром.

Часовые механизмы Armin Strom

РЕЗОНАНС СО ЗВУКОМ

В Minute Repeater Resonance создатели вернулись к классическому круглому корпусу, изготовленному из титана. В калибре ARR18 нет дополнительной индикации, кроме часов и минут (поскольку нет секундных стрелок, то отпадает необходимость в их синхронизации), зато прямо под сапфировым стеклом вокруг циферблата можно увидеть гонги и молоточки репетира, изготовленные в ателье Le Cercle des Horlogers. Его глава Ален Шиссер давно знаком с Клодом Грайслером, еще с тех пор, как они вместе работали у Кристофа Кларе. Репетир и две балансные системы работают от одного заводного барабана, который обеспечивает 96-часовой запас хода.

Часовой калибр Armin Strom ARR18

Калибр ARR18 диаметром 39,4 мм и высотой 11,35 состоит из 408 деталей, разработан совместно с Le Cercle des Horlogers

В полном соответствии с эстетикой Armin Strom механизм, состоящий из 408 детали, максимально скелетонизирован с обеих сторон и практически не оставляет тайн для своего владельца. Активировав репетир, можно увидеть работу гувернера звукового устройства, а со стороны циферблата — удары молоточков с анодированным покрытием по необычно изогнутым трехмерным гонгам. Мосты балансов изготовлены из розового золота и покрыты ручной гравировкой. Внизу корпуса у отметки «6 часов» можно увидеть фирменную плашку Armin Strom, на которой владелец часов может разместить свои инициалы или любую индивидуальную гравировку.

Всего будет изготовлено 10 экземпляров Minute Repeater Resonance в титановом корпусе. И судя по темпам, с которым развивалась мануфактура последние десять лет, минутный репетир с резонансным спуском — это только начало истории.

Часы Armin Strom Minute Repeater Resonance

Armin Strom Minute Repeater Resonance
Корпус: 47,7 мм из титана, высота 16,1 мм, сапфировое окно и задняя крышка, WR 30 метров
Механизм: мануфактурный ARR18 с ручным заводом, два баланса, соединенных резонансной пружиной, частота работы 25 200 пк/час, спираль Штрауманна, запас хода 96 часов
Функции: часы, минуты, минутный репетир
Циферблат: скелетонизированный со смещенным от центра указателем часов и минут, элементы из золота с ручной гравировкой и с серым гальваническим покрытием
Ремешок: серый из кожи аллигатора, классическая застежка
Лимит: 10 экземпляров
Цена: 380 000 CHF

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?