Antoine Preziuso Tourbillon of Tourbillons | Аттракцион множеств
Иван Гопей
Представьте, что вы держите в руках банку кофе, на этикетке которой нарисован мальчик, держащий в руке эту же банку. И как ни приближай изображение на банке, перед глазами всегда будет одна и та же картинка. Это пример простейшего фрактала, то есть объекта, в точности или приближенно совпадающего с частью себя самого. Примером сложнейшего механического фрактала можно называть часы независимого мастера Антуана Прецьюзо Tourbillon of Tourbillons, которые в прошлом году увезли сразу две награды с престижного женевского Гран-при.
Небо в алмазах
Итальянская дизайнерская мысль и эстетика традиционно оказывала и оказывает колоссальное влияние на часовую швейцарскую индустрию. Великий Джеральд Джента был итальянцем. Италия, несмотря ни на какие кризисы, остается одним из важнейших часовых рынков, диктующих зачастую часовую моду. Наконец, большинство самых крупных часовых коллекционеров в мире — итальянцы. То же можно сказать и о часовых мастерах.
Антуан Прецьюзо и его сын Флориан
Хотя Антуан Прецьюзо родился уже в Женеве в 1957 году, поскольку его родители переехали в конфедерацию из Аппенинского полуострова. Тем не менее изысканный вкус прекрасной страны, высокой моды и кухни всегда ощущается в наполненных романтикой необычных часах Antoine Preziuso. Кабинотье уже двадцать лет является членом академии независимых мастеров AHCI, а в 1990 году основал часовую компанию, которой дал собственное имя.
Калибр Antoine Preziuso AFP-TTR-3X представляет собой вращающуюся платформу с 3 турбийонами
До этого времени его карьера складывалась из обязательных для мастера такого уровня этапов развития — реставрация старинных часов и работа в крупном авторитетном часовом бренде. Хотя и здесь Прецьюзо сумел проявить оригинальность, поскольку его реставраторская деятельность дошла до того, что в 2004 году он стал первым мастером-часовщиком, получившим приглашение в закрытые залы Московского Кремля. Правда, позвали чинить не сами куранты, а часы 1830 года, созданные одним из французских мастеров.
А что касается часовых университетов, то для Прецьюзо ими стали несколько лет работы на Patek Philippe и затем сотрудничество с Breguet. Дебют мастера под собственным брендом также был весьма впечатляющим. Первая модель Antoine Preziuso, увидевшая свет в 1991 году, была укомплектована вечным календарем, минутным репетиром и собственным модулем автоподзавода. К тому же соотвествовала всем стандартам Женевского клейма.
Карусель с тремя турбийонами питается от двойного заводного барабана через центральную ось калибра AFP-TTR-3X, при этом не задействуются центральные оси часовой и минутной стрелок
Впрочем, долгое время (да и сейчас, пожалуй) имя Антуана Прецьюзо среди часовых коллекционеров прочно ассоциировалось не с изощренной механикой, а с метеоритами, так как он был первым часовщиком, который стал изготавливать часы из этого материала неземного происхождения.
Сам же мастер, по собственному признанию, не представляет жизни без хороших мотоциклов и турбийонов, которые и являются визитной карточкой небольшого ателье, расположенного на набережной Берг в Женеве. В 2002 году Прецьюзо стал вторым часовщиком после Франсуа-Поля Журна, приглашенным Максимиллианом Бюссером, тогдашним главой Harry Winston, в известный проект Opus. Знатоки тут же вспомнят, как выглядел получившийся результат — его еще называли "турбийон с алмазами". Шикарно отделанный скелетонизированный механизм, щедро инкрустированный бриллиантами, притягивал взор к огромному турбийону, каретка которого была характерно стилизована под инициалы HW.
Кстати, на разработку этого концепта Прецьюзо потратил всего месяц.
Cхема планетарного устройства и завода калибра AFP-TTR-3X: 1. Три минутных турбийона 2. Ремонтуар 3. Вращающаяся 10-минутная платформа 4. Центральный тройной планетарный дифференциал 5. Два заводных барабана
Карусель с матрешками
Середина 2000-х была периодом невероятно бурного роста смелости часовых идей, по которому принято небезосновательно скучать среди поклонников безумной механики. Поэтому не удивительно, что с 2004 года у Прецьюзо родилась идея размножить количество турбийонов, причем непарное количество раз. Дело в том, что синхронизация работы трех турбийонов сложнее синхронизации четырех, так как не предполагает возможности поочередной попарной связи. Первым результатом этого замысла были часы 3Volution Tri-Tourbillon, появившиеся в 2005 году и являющиеся прародителем Турбийона Турбийонов.
Идея "фрактала турбийонов" 3Volution пришла в голову мастеру во время посещения детского парка развлечений, где он наблюдал за работой одного аттракциона. На вращающейся платформе были расположены вращающиеся вокруг своих осей кабинки.
Задняя часть калибра AFP-TTR-3X
В часовом воплощении кабинки были заменены на три парящих минутных турбийона, закрепленных на платформе, совершающей оборот за 135 секунд. В построении механизма Прецьюзо помогал инженер микромеханики Стефан Робер. Вся конструкция занимала нижние 2/3 циферблата и производила магический гипнотический эффект, которому позавидовал бы даже Вольфганг Мессинг.
Такая конструкция калибра получила название TTR 3 (Triple Tourbillon Resonance 3) и два патента. Один защищает устройство трех турбийонов на вращающейся платформе, три оси которых образуют три вершины равностороннего треугольника. Сама вращающаяся платформа может рассматриваться как некий "метатурбийон".
Наиболее остроумные часовые специалисты сравнивали карусель Triple Tourbillon с матрешкой —в большой каретке прячутся маленькие. Собственно, матрешка является примером фрактала в народных ремеслах, тогда как творение Прецьюзо можно было условно назвать "фракталом в металле".
Второй патент касается синхронизации натуральной частоты колебаний объектов, известной под термином резонанс. Впервые к теме резонанса в наручных часах обратился в 2000-м все тот же Франсуа-Поль Журн, а построение тройного турбийона привело Антуана Прецьюзо к аналогичным наблюдениям. Дело в том, что три близко расположенных осциллятора передают друг другу создаваемые ими вибрации по воздуху и через платину механизма, поэтому вскоре после начала работы их частота выравнивается и становится общей средней для всех трех. Помимо этого, резонанс способствует увеличению амплитуды колебаний. Эффект резонанса позволяет добиться высокой стабильности работы регулятора, который обладает способностью к саморегуляции. То есть, если система подвергается внешним воздействиям, например встряске, то вскоре она способна сама вернуться к стабильным характеристикам. В итоге вся конструкция может восприниматься как единый регулятор со стабильной частотой 3 Гц.
Все этапы сборки Antoine Preziuso Tourbillon of Tourbillons: установка в платину планетарной платформы, турбийонов, дифференциала, стрелок. Механизм состоит из 560 деталей, в том числе 65 камней и самого маленького подшипника в мире диаметром всего 1,6 мм
Отец и сын
Идея TTR 3 получила свое развитие спустя 10 лет, и теперь уже в разработке часов Tourbillon of Tourbillons активное участие принимал сын Антуана Прецьюзо — Флориан. Между прочим, Antoine Preziuzo, хоть и носит имя одного мастера, пожалуй, самый семейный из независимых часовых брендов. Много лет с мастером работает его супруга Мей, а затем присоединились и дети. Сын стал часовым мастером, а дочь Лаура занимается ювелирным дизайном и отделкой. Безусловно, общность идеи просматривается, но можно смело сказать, что это совсем другие часы, и механически и визуально. Дело в том, что в новом воплощении вращающаяся планетарная система занимает всю площадь поверхности нового калибра AFP-TTR-3X (где F обозначает имя второго создателя, Florian), а часовая и минутная стрелка находятся в ее центре. Тем самым гипнотический эффект многократно усиливается, а идея идентичных множеств получает еще более наглядное воплощение.
Диаметр калибра AFP-TTR-3X составляет 39,8 мм, высота 10,8 мм
Увеличение размеров, а следовательно, и веса всей системы регулятора привело к необходимости уменьшить скорость вращения платформы к одному полному обороту за 10 минут. При этом запас хода существенно снизился: с 72 часов у 3Volution до 48 часов у Tourbillon of Tourbillons при тех же двух заводных барабанах на ручном заводе.
Но основное принципиальное отличие калибров заключается в наличии у AFPTTR3X нового тройного планетарного дифференциала, связывающего работу трех турбийонов. Устройство этого дифференциала также защищено патентом, а на его разработку ушло — ни много ни мало — три года. Его задача — равномерное распределение энергии от сдвоенного барабана на три турбийона через центральную ось часов без воздействия на центральные оси стрелок и обратное выравнивание изменений в частоте колебаний любого из турбийонов. Причем, как уже упоминалось ранее, речь идет об одновременном обслуживании трех регуляторов, что значительно усложняет инженерную задачу.
В 2015 году Tourbillon of Tourbillons получил на GPHG сразу 2 приза: за инновации и Public Prize
Достаточно сказать, что для безупречной и гладкой работы дифференциала потребовалось создание самого маленького в мире подшипника, диаметром всего 1,6 мм!
Очень важным вопросом при построении такой карусели становится проблема ее балансировки, где малейшее нарушение равновесия будет приводить к нарушению нормального функционирования. Верхняя каретка карусели, несущая три турбийона, похожа на шестиконечную звезду. Три ее вершины обозначены тремя рубиновыми опорами для осей баланса, а еще три — тремя золотыми противовесами, задача которых обеспечить равновесие и стабильность оси вращения планетарной системы.
Важно заметить, что в отличие от 3Volution колебательные системы Tourbillon of Tourbillons расположены на значительном расстоянии друг от друга, что заставляет задаться вопросом о присутствии в данной системе эффектарезонанса и степени его влияния. Одним из важных условий возникновения резонанса является близость взаимодействующих систем, поэтому чем дальше друг от друга осцилляторы, тем сложнее его добиться.
Конструкция корпуса Tourbillon of Tourbillons Power GTS также обыгрывает цифру 3 с помощью комбинации трех материалов — стали, титана и розового золота
Сила трех
Вся концепция часов, постоянно обыгрывающая цифру 3, находит свое отражение не только в механизме, но и в корпусе часов, а также в экзистенциальных комментариях Антуана Прецьюзо. По его словам, Tourbillon of Tourbillons символизируют связь между прошлым, настоящим и будущим при измерении времени на третьей планете от Солнца.
Корпус часов, который носит название Power GTS, изготавливается из трех разных материалов: стали, титана и розового золота (доступны также другие варианты, в том числе с бриллиантовой инкрустацией). Модульная конструкция корпуса Power из 45 деталей была разработана Антуаном в 2011 году и включает в себя восемь золотых опорных колонн и золотые съемные ушки. Вся конструкция удерживается 24 видимыми винтами.
Antoine Preziuso Tourbillon of Tourbillons The Power of Three
В 2016 году Tourbillon of Tourbillons также была выпущена в более строгом, хотя и более крупном корпусе из нержавеющей стали диаметром 48 мм под названием Chronometer Tourbillon of Tourbillon.
Надо сказать, что Антуан Прецьюзо и подобные ему мастера пресекают на корню рассуждения о том, что "турбийон вышел из моды" и что "времена безумно сложных конструкций миновали". В прошлом году приз за инновациии приз зрительских симпатий (Public Prize) — "часового Оскара" Grand Prix d’Horlogerie de Geneve — достался его суперсложным часам с тремя турбийонами и одним метатурбийоном. Впрочем, что здесь удивительного? Антуан Прецьюзо уже более тридцати лет преданно любит свое дело. И делает его исключительно хорошо.
Antoine Preziuso Tourbillon of Tourbillons The Power of Three
Ref.: AFP-TTR-3X
Корпус: 45 мм из белого золота, стали и титана, высота 14 мм, сапфировое стекло с антибликовым покрытием, сапфировое окно на задней крышке, золотая заводная головка с гравировкой AFP
Механизм: с ручным заводом Antoine Preziuso AFPTTR-3X, три минутных планетарных турбии?она на вращающейся за 10 минут платформе, три баланса, частота работы каждого 21 600 пк/час, запас хода 48 часов, двойной заводной барабан
Функции: часы, минуты
Циферблат: скелетонизированный, из белого золота, рант закреплен 24 титановыми винтами и зафиксирован на восьми золотых колоннах
Ремешок: из кожи крокодила, браслетная золотая застежка
Цена: от 480 000 CHF