2014 году первый выпуск серии часов Grand Seiko Hi-Beat 36000 GMT завоевал «Малую стрелку» (приз в ценовой категории до восьми тысяч франков) на Женевском часовом Гран-при. В этом году у ценителей функциональной механики Grand Seiko двойной повод для радости: японская компания дополнила культовую серию двумя новыми нелимитированными версиями.
У каждого непредубежденного ценителя сложной часовой механики третьего тысячелетия в коллекции должна быть как минимум одна модель Masterpiece от мануфактуры Maurice Lacroix из Сен-Лежье. Если еще нет — то исправить это упущение как раз стоит, начиная с хронографа-скелетона, премьера которого состоялась в 2016 году.
Композиция из объемных, тонко расписанных цветов сакуры на циферблате настолько красива и реалистична, что часы превращаются в настоящее произведение ювелирного искусства. Хотя являются, при этом, образцом сложной и функциональной механики: под воздушными лепестками скрываются календарь «большая дата» и указатель второго часового пояса.
В начале прошлого столетия Ulysse Nardin использовал в качестве короткого телеграфного адреса всего два слова — Marine-Locle, в которых отражена тесная связь швейцарской мануфактуры из Ле-Локля с точными инструментами для мореходства. Представленная в Женеве в январе новая коллекция марки — еще одно подтверждение того, что и спустя 170 лет с момента основания часы Ulysse Nardin легко сочетают мануфактурные традиции и художественные ремесла с предельно практичной инженерией.
По мнению главы Van Cleef & Arpels Николя Боса, вера в волшебство — непременное условие настоящего творчества. Практичные реалисты могут сколь угодно упражняться в изощренной механике. Но в результате получится лишь очередной очень сложный механизм. И не более того. В то время как мастера Van Cleef & Arpels с помощью своих часов могут заставить бабочку летать, балерину танцевать, звезды сиять, а желание — сбыться.
Кроме эффектности и чувства юмора в традиционной механике сейчас ценится ее предельная понятность. Прошли те времена, когда производители прятали свои изобретения под задней крышкой, рассчитывая на въедливость посвященных. Простые на вид часы, к которым прилагается десяток сертификатов, подтверждающих их исключительность, больше не в почете.
Обращение к прошлому, к которому часовщики питают известную склонность, в этом году проявилось особенно ярко. И при этом крайне удачно. Часовой «винтаж» на выставке был представлен практически всех эпох — от наручной интерпретации офицерского «карманника» с крышкой Chopard L.U.C XPS Officer или шикарного хронометра времен Первой мировой войны Oris Vinrage 1917 до возрождения культовых часов середины прошлого века: Heuer Autavia, Hamilton Intramatic, Oris Chronoris и Grand Seiko образца 1960 года.
Черпать лучшие идеи в прошлом и при этом постоянно планировать на несколько лет вперед — это стабильная и беспроигрышная стратегия часовой отрасли. И она по-прежнему эффективна настолько, что сумела принять и адаптировать под себя и затянувшийся экономический кризис, и появление новых рынков, и непривычных для традиционной хронометрии интернет-технологий. Те, кто несколько лет назад считал, что часовое искусство уже не может ничем удивить, глубоко заблуждались. В этом море еще много диковинных рыб.