Культ

Movado Edge | Грани разумного

 

«Мои Часы» #4-2016

Обсудить на форуме Оформить подписку

Baselworld


Подпишись
на новости:

Согласен с условиями обработки персональных данных

Movado Edge | Грани разумного

В 2016 году стенд Movado в Базеле был одним из главных мест притяжения журналистов, клиентов и обычных посетителей выставки. Люди доходили до самого южного конца главного зала 1.0 и замирали как вкопанные, увидев огромные плакаты с изображением новых часов Movado Edge, созданных швейцарским индустриальным дизайнером Ивом Беаром. Их внешний вид даже на плакате был настолько эффектным, что заставлял остановиться и зайти внутрь стенда, чтобы увидеть часы вживую.

Можно ли настолько обновить культовый дизайн, чтобы, не меняя его сути, придать совершенно новую форму и внешний вид? Оказывается, можно, если переосмыслить легендарную коллекцию часов ХХ века берется один из самых известных дизайнеров века XXI. Знаменитый концепт Museum Watch, более полувека считавшийся визитной карточкой швейцарской часовой марки Movado, теперь превратился в одну из главных сенсаций часовой индустрии 2016 года, попав в руки одного из самых современных индустриальных дизайнеров Ива Беара.

Потому что в отличие от большинства современных изделий, по привычке ориентирующихся на эстетику прошлого, Movado Edge воплощают настоящий свежий современный часовой дизайн. Основывающийся не на каких-то особых «инновационных материалах», за которым прячется, по сути, довольно скучная идея, а на самобытной идее, которой хватит еще на годы экспериментов.

Movado в Базеле

Золотой круг

Художник Натан Джордж Хорвитт, придумавший 68 лет назад циферблат без разметки — с одной единой золотой точкой у отметки «12 часов», символизирующей солнце в зените, никогда не работал в Movado, и более того, не имел отношения к часовому делу вообще. Родившийся в Российской империи, он эмигрировал в США в юном возрасте, где прославился в 1930-е годы как один из самых ярких последователей европейского функционализма школы Баухауз. «Предмет должен демонстрировать свое назначение» — таков был постулат дизайна Хорвита. Он создал множество изделий, ставших образцом практичности и скромной красоты для нескольких поколений американцев. Например, «невидимую» раму для картины, которая не отвлекала внимания от самого полотна или кресло «Бета» на основе единой алюминиевой рамы, загнутой в форме буквы «В».

Movado в Базеле

Такова же была идея его часового циферблата, не имеющая никакого отношения к хронометрии, а основанная на классическом гномоне древних, где стрелкой служила солнечная тень. Только в видении Хорвитта свет и тень поменялись местами, теперь Солнце само освещало ровный черный циферблат и две скромные золотые стрелки. Конечно, эта концепция была в первую очередь предметом искусства, а не товаром рынка, поэтому оригинальные часы Хорвитта (изготовленные, между прочим, в единственном экземпляре Vacheron Constantin в 1947 году) сразу же отправились не на прилавок, а в Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Там их и увидел владелец Movado Джедалио Гринберг, человек с удивительно безошибочным вкусом и коммерческим чутьем. Он сразу понял, что из «музейной диковинки» могут получиться отличные повседневные часы. После нескольких лет переговоров и тяжб Movado удалось приобрести права на дизайн циферблата с единственной золотой точкой вверху, которые под именем Museum Watch (то есть «часы из музея») были запущены в производство в 1961 году. Между прочим, Гринберг и Хорвитт в конце концов даже подружились.

Часы Movado

И Гринберг не прогадал. Начиналась эпоха 1960-х, время новой моды, нового восприятия действительности, новых интеллектуальных ценностей. Museum Watch от Movado стали иконой этого стиля, благополучно пережив и кварцевую революцию, и последующее воз вращение традиционной швейцарской механики. И в спортивном облике линии Parlee, и в классическом воплощении коллекции 1881 Automatic (названной в честь года основания Movado в Ла-Шо-де-Фоне) музейный дизайн безошибочно узнавался с первого взгляда. Однако любая хорошая идея нуждается в обновлении. Поэтому уже новый глава Movado Эфраим Гринберг решил отметить 55-летие коллекции Museum, дав полный carte blanche современному художнику.

Эскизы коллекции Movado Edge

Эскизы коллекции Movado Edge, созданные Ивом Беаром в конце 2015 года: можно проследить, как классический круг с солнечным диском вверху, характерный для Museum Watch, превращается в строгие фактурные грани циферблата

Черный куб

Так же как и Хорвитт, дизайнер Ив Беар, хоть и родился в Швейцарии, не имеет прямого отношения к часовому делу. Его фирма FuseProject выполняла заказы для многих крупнейших промышленных, электронных и модных компаний, в числе которых были General Electric, Samsung, Puma, Nike, Prada и другие. Приглядевшись к творчеству Беара, можно заметить, что он действительно очень любит единство цвета, ровные поверхности без лишних значков, прямые углы и острые грани. Символом его философии, завоевавшим множество дизайнерских призов, можно считать тюнер швейцарского кабельного канала Canal+. Гладкий черный куб с единственным красным значком.

Гринберг и Беар познакомились в 2015 году на конференции дизайнеров в Аспене и сразу поняли, что у них много общего. «Ив был именно тем человеком, который мог полностью изменить восприятие часов, при этом сохранив саму суть циферблата Museum Watch», — сообщил президент Movado. Уже осенью компания подписала договор с FuseProject, а весной 2016 года свет увидела первая серия моделей новой коллекции Movado Edge, включающая классические трехстрелочники и хронографы.

Коллекция Movado Edge

Эпитет «классические» тут, конечно, звучит несколько иронично. Это самые смелые и оригинальные наручные часы последних лет. Причем оригинальность достигнута очень простыми и выразительными художественными средствами. Как и Хорвитт, поместивший солнце на часовой круг, Беар тоже применил инверсию — он поместил всю разметку под циферблат. Диск у отметки «12 часов» и часовые метки превратились в контуры, которые будто тщательно облегает натянутая «ткань» циферблата. Из-за этого индексы будто бы выступают по окружности ребристой волной, образуя те самые грани, которые дали имя всей коллекции — Edge, то есть «Грань».

Первая серия получилась довольно яркой и демократичной. Но с равным успехом она может быть исполнена и в драгоценном металле, ювелирном оформлении или с любыми необычными материалами. Концепция Movado Edge всеядна и самодостаточна. Создатель Museum Watch Натан Хорвитт определенно был бы доволен таким перевоплощением.