Часовое искусство

Гравировальное искусство: люди гибнут за металл

Гравировальное искусство: люди гибнут за металл

Первые найденные украшения с насеченными узорами датируются от 530 000 до 450 000 лет до нашей эры, так что можно утверждать, что гравировальным искусством увлекался еще homo erectus. В наши дни эта трудоемкая технология, почти исчезнувшая в середине прошлого века, переживает настоящий ренессанс в часовом деле.   

В отличие от рисунка, изображение, созданное с помощью резца на твердой поверхности, например, камне, дереве или металле, сохраняется практически вечно — и в этом его главное преимущество. А главный недостаток заключается в том, что инструмент для нанесения гравировки (от французского graver — резать, вырезать) должен непременно быть острым и твердым. Как минимум, таким же твердым, как сама поверхность, а в идеале еще тверже. По этой причине резцовая гравировка по металлу развилась значительно позже остальных. Вначале художники царапали бронзой по бронзе, потом железом по бронзе и золоту, и наконец, когда в VII веке до нашей эры люди научились закалять железо, искусство гравировки обрело филигранную отточенность. Тогда появились инструменты и техники гравировки, которые практически без изменений сохранились до нашего времени.   

ArtyA Son of a Gun Russian Roulette в стальном корпусе 44 мм, украшенном традиционным оружейным узором в виде колосьев

ArtyA Son of a Gun Russian Roulette в стальном корпусе 44 мм, украшенном традиционным оружейным узором в виде колосьев

Тут надо сделать небольшое историческое отступление. В XV веке в трудном почетном ремесле гравера появилось направление, которое со временем захватило пальму первенства в этой области — собственно, изготовление гравюр, то есть металлических заготовок, использующихся для оттисков изображения на более мягкой поверхности, например бумаге. Благодаря мастерству Дюрера и Доре эта техника превратилась в настоящее искусство, а затем стала неотъемлемой частью человеческого обихода. До недавнего времени ни один детектив про фальшивомонетчиков не обходился без пары клише, изготовленных гениальным гравером-кустарем. 

Чтобы отличать создание таких заготовок от непосредственного изображения узоров и надписей на металле, в русской традиции для последнего есть специальный термин — гравировка для вида. Именно о ней и пойдет речь. 

Гравировка для вида

Гравировка для вида бывает трех типов. Самый почетный — это классическая резцовая техника, в которой мастер ковыряет поверхность металла специальным штихелем, а потом красиво обрабатывает рисунок полировкой или, например, дополнительными декоративными приемами. К ним относятся чернение (вырезанный в поверхности узор заполняется особой глиной, так называемой чернью, которая потом обжигается) и таушировка — тот же самый узор забивается проволокой из мягкого драгоценного металла, которая потом расплавляется и создает красивые золотые или серебряные вставки. Кроме того, полученный узор можно раскрасить цветной эмалью (техника champleve) или инкрустировать драгоценными камнями для пущей красы. В дополнение к мускульной силе гравировщика тут могут применяться различные приспособления. Начиная от молоточка, которым можно постукивать по резцу, и заканчивая механическими и электрическими приводами. 

Премьера Базеля-2017: Urverk UR-210 Amadeus с корпусом и браслетом из титана, гравированным вручную Флорианом Гюллертом

Премьера Базеля-2017: Urverk UR-210 Amadeus с корпусом и браслетом из титана, гравированным вручную Флорианом Гюллертом

Вторая весьма распространенная техника гравировки по металлу — химическое или электрохимическое травление. Для создания такого узора металл покрывают слоем кислотоупорного лака, затем на лаке процарапывают рисунок, а потом все изделие протравливают слабым раствором кислоты или помещают в электролизную ванну. Несмотря на слова «химия» и «электро», эта техника не менее древняя, чем резцовое гравирование. Еще древние тюрки применяли ее для украшения оружейных клинков. Поверхность клинка покрывалась киноварью, после чего на ней иглой наносился тончайший рисунок, который затем протравливался. Между прочим, именно эта технология послужила предпосылкой для создания художественных гравюр. 

И, наконец, существует лазерная гравировка. Она не требует усилий и оставляет большой простор для фантазии — это же лазер. Но есть один нюанс. Лазер не может работать с чистым металлом. Для создания узора тут требуется обработать поверхность специальным защитным составом или эмалью. И вообще, оставим лазерную тему массовым производителям. 

Штихель и лупа 

Теоретически стать мастером гравировки может каждый, причем для этого не потребуются большая мастерская, источник дешевой электроэнергии и ванна для промывки деталей. То есть все трудности часовщиков гравировщику неведомы. Как уверяла книга Л. А. Ерлыкина «Пионерумелец» (Детская литература, Москва, 1988 г.), для гравирования понадобятся: высокий верстак с подставками для локтей; набор штихелей (специальных гравировальных резцов с грибовидной ручкой, всего их существует около восьми видов); а также молотки, зубильца, сечки, чеканы, настольная наковальня, набор надфилей и напильник. 

Patek Philippe Grandmaster Chime Ref. 5175, выпущенный в 2014 году в честь 175-летия мануфактуры в двустороннем золотом корпусе 47 мм, целиком покрытом гравировкой

Для работы с миниатюрными изображениями может пригодиться микроскоп или хотя бы часовая лупа. 

Часы Patek Philippe Grandmaster Chime Ref. 5175

Удивительно, но мастера ручной гравировки по-прежнему так и работают, согнувшись над верстаком, вооружившись шпицштихелем. КПД у них невысокий, производительность крайне ограничена, но ведь в том и главная ценность. После десятилетий интенсивной машинизации часовой отрасли, императива зализанной полировки (отдал износившиеся часы мастеру в сервис — он и «полирнул») и компьютеризированного гильошажа, элитные производители сейчас как особо важное достижение преподносят ручную гравировку корпуса. В этом случае обычно даже с благоговением называется имя мастера, украсившего часы сложным узором, более того, на презентациях он зачастую присутствует лично — сидит в углу за верстаком и что-то гравирует. Или видео процесса его работы с гордостью размещено на YouTube. 

Сложная гравировка корпуса сейчас стала настоящим трендом — если так позволено говорить о единичной ручной работе — и даже более востребованным, чем классические техники часового декора, например, эмаль или инкрустация. Причин тому две: практическая и психологическая. 


Читать продолжение >>