Новинки & модели

Breitling Navitimer: Мертвая петля

В годы Второй Мировой вместе с английскими истребителями Spitfire и американскими бомбардировщиками B-17 "Летающая крепость”, прошли боевой крещение и часы Breitling

В годы Второй Мировой вместе с английскими истребителями Spitfire и американскими бомбардировщиками B-17 "Летающая крепость”, прошли боевой крещение и часы Breitling. Часовщики из нейтральной Швейцарии стали главными поставщиками авиации наших союзников по антигитлеровской коалиции. А советские боевые самолеты комплектовались часами Первого московского часового завода.

Война закончилась, шел 1952 год. Первый пассажирский реактивный самолет Comet британского производства начинает регулярные рейсы из Лондона в Йоханнесбург. В том же году компания Breitling выпускает легендарные авиационные часы Navitimer.

Очень быстро реактивная авиация превратилась в привычное средство передвижения миллионов людей. Breitling не отстает — серийный номер часов переваливает за миллионную отметку. Причем лишь 5 процентов их обладателей поднимают в воздух крылатые машины. Остальные — люди разных профессий, объединенные любовью к авиации. Самые пылкие становятся летчиками… или коллекционерами часов. Правда, в тогдашнем СССР проще все же было стать летчиком. Наш ТУ-104 не уступал Comet, а вот с "гражданскими" авиационными часами, до появления отечественной марки "Авиатор", приходилось туго. Советским коллекционерам оставалось лишь изучать привезенные из-за границы каталоги.

Breitling Navitime

В ежегодном каталоге продукции Breitling Chronolog фотографий самолетов едва ли не больше, чем собственно часов. С 30-х годов прошлого века за Breitling утвердилась стойкая репутация производителей авиационных часов – точных, надежных и максимально функциональных. В 50-е, с появлением Navitimer, фирма называет себя "официальным поставщиком мировой авиации".

При всем разнообразии моделей, авиационные часы узнаются сразу, по массивному корпусу с вращающимся безелем, четкому циферблату со строгими стрелками, толстому выпуклому стеклу. Дизайн часов целиком подчинен техническим требованиям, и, уже поэтому, в своем роде замечателен и не имеет аналогов.

Казалось бы, похожие, на первый взгляд, как близнецы "инструменты для профессионалов" не должны волновать коллекционеров, ценящих в часах изысканность и раритетность. Между тем, один из немногих "марочных" форумов известнейшего интернетовского сайта TimeZone посвящен обсуждению часов Breitling. Парадокс? Вовсе нет! Как раз уникальность и неповторимость авиационных часов сделала их объектом вожделения множества любителей из разных стран мира.

До сих пор визитной карточкой Breitling остается культовый Navitimer. Это не просто часы, а целый навигационный механический компьютер с несколькими логарифмическими шкалами, созданный задолго до появления электронных РС. Вращая безель, пилот мог определить скорость подъема или снижения самолета, расход топлива, среднюю скорость, перевести мили в километры и даже доллары и фунты в марки или во франки. Конечно, в наши дни всем заправляет бортовой компьютер, но с механическим "дублером" летается как-то спокойнее. Декларируется, что Navitimer — старейший из всех непрерывно выпускаемых хронографов.

Существует поддерживаемая самим производителем легенда, что он практически не изменился со времен знаменитой 806-й модели 52-го года выпуска. На самом деле, штатные летописцы Breitling слегка лукавят: за полувековую историю Navitimer сменилось 16(!) поколений этих часов. Глядя на самые первые Navitimer, словно пересаживаешься из современного аэробуса в пилотскую кабину Comet.

Модель Ref.806 с механизмом Venus 178 имела однотонный черный циферблат, а на нем вместо привычной надписи Breitling стоял логотип AOPA (Ассоциация владельцев самолетов и пилотов), официальными часами которой стали Navitimer.

Breitling Navitimer Ref.806

Согласитесь, нечасто всемирно известная часовая фирма прячет свое название! Поэтому такие часы наиболее ценимы коллекционерами.

Десять лет модель пребывала в практически неизменном виде, пока в мае 1962-го на руке пилота американского космического корабля Aurora 7, астронавта Скотта Карпентера не появились часы Ref.809 Navitimer Cosmonaute с 24-часовым циферблатом. В открытом космосе не отличишь полдень от полночи, надо же как-то ориентироваться во времени.

Между прочим, полет Карпентера длился всего 4 часа 56 минут — едва ли он успел оценить все преимущества "космического" циферблата. В том же 62-м, в соответствии с требованиями авиационной эргономики, три малых циферблата Navitimer становятся белыми. В этом виде, за редкими исключениями,  они дожили до сего дня.

В 1965 году Navitimer получил удобный безель, а потом и новый калибр Valjoux 7740 с индикацией даты (Ref.7806). Вот эти часы больше всего и похожи на модель Navitimer-2003. Правда современный Navitimer оснащен автоматическим калибром Breitling 23, созданным на основе калибра Valjoux 7750.

А вот модель 1968 года Ref.816 на современную почти не похожа — у нее другой корпус c черным безелем и три красные стрелки. В 1968 году Breitling изготавливает первый в мире самозаводящийся хронограф Navitimer Chrono-Matic (Ref.1806) на основе калибра Breitling 11 (с 1971-го — Breitling 12) с также не традиционным дизайном. Лишь в начале 1970-х, очень ненадолго, механизм заключают в более привычный корпус (Ref.8806).

Революция грянула в 1973-м. Mодель Navitimer LED вообще лишилась механических элементов, за исключением знакомого вращающегося безеля. Зато можно было вдоволь любоваться большим багровым люминесцентным дисплеем. Сейчас подобный Navitimer способен вызвать горькую усмешку, а тогда это считалось последним словом техники. Navitimer стал стопроцентно кварцевым! Через год Navitimer LCD обретает более современный жидкокристаллический экранчик, и в таком виде худо-бедно дотягивает до 1979-го.

Времена были тяжелые: за весь 1978 год компания Breitling доблестно изготовила 9 штук(!) часов разных моделей, поэтому ее утверждения о "непрерывно выпускаемой модели" звучат не вполне убедительно. Радует, что советских "коллег по цеху" миновала такая участь — часы "Полет" прекрасно раскупались и в конце 70-х.

Спасла авиация, точнее Эрнест Шнайдер, летчик, а также специалист по военной электронике и часовой бизнесмен, рискнувший в 1979 году купить умирающее предприятие и сумевший поставить его на ноги. Одним из проявлений стратегии Шнайдера стала отмена сквозной нумерации часов Breitling. Так что, начиная с 1979 года, определить по номеру время изготовления хронографа практически невозможно. Трудно сказать, и когда именно началось возрождение Navitimer.

Доподлинно известно, что в 1986 году была выпущена редкая модель Navitimer Ref.81600 со стандартными тремя малыми циферблатами и механизмом Lemania 1872. Через год в часах "прописывается" современный калибр Valjoux 7750, что привело к смене месторасположения циферблатов.

Breitling Navitimer Ref.81600

Часы, которые совершенно безосновательно именуются Old Navitimer, появились только в 1991-м, а еще через год увидела свет уменьшенная модель Navitimer с механизмом на основе калибра ETA 2892. В 1993-м Navitimer обзавелся водонепроницаемым корпусом. До этого их (из-за особой конструкции корпуса) нельзя было и близко подносить к воде.

Однако настоящий сюрприз жал поклонников Navitimer в юбилейном 2002 году. Модель Navitimer 50th Anniversary отличается от стандартной версии доработанным механизмом ETA 2892A2, оформлением циферблата (на нем воспроизведена историческая эмблема Navitimer — два стилизованных самолета) и полированным золотым корпусом c памятной гравировкой на задней крышке.
Ну а Navitimer QP 50th Anniversary можно назвать самым выдающимся в своем роде.

Дело не в золотом (по желанию платиновом) корпусе, а в уникальном механизме Breitling 29, состоящем из более 500 деталей. Помимо обязательных для Navitimer функций, часы показывают дату, день недели, неделю, месяц, время года, високосный год и фазы Луны — всего 13 стрелок и указателей. Из-за ограниченного тиража эти часы смогли украсить всего 125 коллекций. Собирателям нашего "Авиатора" можно лишь позавидовать — новые коллекционные модели достать проще.

Такова вкратце история одной, но знаменитой модели. Сегодня Breitling выпускает 35 различных моделей, в общей сложности более 150 тысяч часов в год. Проще всего выделиться, заказав себе единственные и неповторимые часы в ювелирном исполнении, благо фирма охотно предоставляет такую услугу. Сложнее, но интереснее и, кстати, значительно дешевле собирать коллекционные авиационные часы. Захватывает куда сильнее, чем блеск драгоценных бриллиантов.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2003

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?