Новинки & модели

Кто такие дизайнеры часов?

Подавляющее большинство часовых компаний ставит своей целью массовое производство, диктуемое законами рынка, а потому любой дизайн должен быть подкреплен технологически

Спектакль, по меткому выражению отца рекламы Лео Бернета, содержится в каждом продукте, главное - обнаружить его и извлечь из него выгоду. Но мы сегодня не станем сокрушаться по поводу того, какой процент "накручивает" на стоимость товара ушлый рекламщик, занимающийся выискиванием "спектаклей".

Давайте поговорим о тех, кто спектакль или интригу в продукт вкладывает, кто, по Бернету, "работает как в аду, с любовью, честолюбием и слушая голос интуиции". О тех, кто называет себя дизайнерами, и о том, что такое дизайн.
Мы не случайно начали с театра, игры, интриги... Понятие "дизайн" в его родном английском значении напоминает слоеный пирог - так много в нем оттенков смысла. Трактуется оно, во-первых, вполне "декоративно": убранство, украшение; во-вторых, с точки зрения проекта: набросок, чертеж, конструкция; в-третьих, в аспекте предшествования: замысел, намерение; в-четвертых, драматично до головокружения: затея, ухищрение, интрига.

Часы-с-бабочками-Паскаля

Товаров, аналогичных по назначению и при этом разных по сути, материалам, цене, внешнему виду, сегодня стало так много, что проблема выбора порой ставит в тупик. Да, для нас важно соотношение цена/качество, да, мы часто предпочитаем прославленную марку менее известной. Но "при прочих равных условиях" делаем окончательный выбор - осознанно или импульсивно - в пользу того, что радует глаз и соответствует нашему образу и стилю. В общем, отдаем должное фантазии дизайнера, его затеям и ухищрениям. Это особенно справедливо в отношении знаковых вещей, среди которых часы, без сомнения, находятся на одном из первых мест.

"Пуля" под названием дизайн
"У директора компании, на которую надвигается армия конкурентов, не так уж много средств обороны. Каждая пуля на счету. Пуля под названием "дизайн" способна поразить сразу несколько целей", - в этой фразе Купера Вудринга четко проявляется коммерческий характер дизайна.

Подавляющее большинство часовых компаний ставит своей целью массовое производство, диктуемое законами рынка, а потому любой дизайн должен быть подкреплен технологически. Не случайно модные Дома, охотно выпускающие столь популярный товар, как фэшн-часы, с самого первого этапа разработки новых моделей действуют в тесном контакте с технологами - даже размер и местоположение окошка даты на циферблате определяется конструкцией механизма, а не полетом фантазии.

А что уж говорить о таких технически сложных вещах (и при этом броских, красивых, необычайно привлекательных!), как турбийон, лунный календарь, "прыгающий час", в которых механика и дизайн не просто зависимы друг от друга, но активно обмениваются идеями. Что здесь первично, а что вторично, сразу не скажешь, однако новое в древнем часовом искусстве чаще всего становится плодом творческого союза художника и часовщика.

И когда это прекрасное новое появляется на свет, оно вызывает ажиотаж среди ценителей. Они бросаются освежать свой гардероб, чтобы он наилучшим образом сочетался с очередным стильным приобретением на ремешке или на браслете, пополнять коллекции, перестраивать интерьер жилища под настенный или напольный шедевр часового искусства.

"Вещи, которые нас окружают, нам не нравятся. Мы знаем, как их менять. И мы будем их менять", - провозгласили дизайнеры арт-студии Артемия Лебедева и создали Sexaginta - революционные  настенные часы. Sexaginta - это стрелки в эластичном "скафандре". Часы, напоминающие живую плоть. Скажем, биение сердца. Или сокращение тренированных мускулов. Наблюдать за движением титанового механизма, окутанного техногелевой оболочкой, все равно что созерцать само течение времени.

Sexaginta

В часах Sexaginta присутствуют все составляющие новаторского дизайна: дерзкий замысел, совершенная конструкция, пленительный облик и, конечно же, спектакль, интрига, зрелище. Но самое главное - эта красивая вещь, безусловно, полезна, абсолютно точна и необычайно надежна: за точность хода "живых стрелок" отвечает радиосигнал. Все остроумное на поверку оказывается простым, все полезное обязано быть красивым. Вот те секреты, которые делают "пулю" дизайна неотразимой и бьющей без промаха.

Михаил Ставский: "Важно найти равновесие между собственной идеей и гармонией"
В 2001 году Михаил совершенно неожиданно для себя принял участие  в конкурсе компании Catamaran на лучший дизайн часов - и победил. 
Первый опыт работы Ставского над настенными часами как кинетическим интерьерным объектом относится к 1993 году, когда третьекурсник Ивановской текстильной академии выбрал их темой курсовой работы. Ироническая вариация неумолимого времени, которое "съело" часы, - та идея, которую разрабатывал студент Ставский, - недавно проявилась в некоторых моделях Swatch.

У себя в Мурманске Михаил занимается в основном полиграфическими проектами, хотя круг его интересов чрезвычайно широк: гобелены, обувь, автомобили, интерьеры, одежда. На рассмотрение жюри "Катамарана" он предложил три модели наручных часов: классическую Nautilus, романтичную Star Odisseya и авангардную Off Road. Победил эскиз "арматурных" Off Road - этакие часы-вседорожник. "Информационным поводом" для начала дизайн-проекта стал игрушечный компас на ремешке.

Кстати, сам Ставский часов не носит - предпочитает опаздывать. Он расценивает часы в их сегодняшней сущности  не как счетчик времени, а как эффектный аксессуар и атрибут светской жизни. Предрекает им судьбу фрака, столь популярного в недалеком прошлом и сошедшего (нет, не со сцены, а на сцену!) в настоящем. Но сегодня... Сегодня, по мнению Михаила, часов у каждого отдельно взятого индивидуума должно быть много: повседневные и парадные, карнавальные и праздничные, летние и зимние, для имиджа и для настроения, под костюм и под неглиже.

Олег Асмолов: "Дизайн - это самовыражение"
Главный дизайнер "Внешторгполета" Олег Асмолов создает новые дизайнерские проекты часов на протяжении уже десяти лет. Он  считает, что относить понятие дизайна исключительно к внешнему оформлению предмета в корне неверно: "Дизайн - это, прежде всего, созидательная работа. Моя задача - сделать вещь, посвященную событию или эпохе, воплотить в предмете дух явления. К примеру, в часах "Петр I", "Екатерина Великая" я пытался выразить свое отношение к великому времени и выдающимся личностям.

Потом была серия часов "Авиатор", посвященная авиации. Су-27, МиГ-31, Як-141 - самые яркие достижения технического прогресса, шедевры нашей авиации, ценимые по достоинству во всем мире. Дизайн коллекции часов рожден гордостью за советских авиастроителей и воплощен в передовых технологиях изготовления циферблатов, в титановых корпусах.

Если говорить о соотношении технологии и творчества, то нарисовать можно всё, но художник кончается как профессионал именно тогда, когда перестает задумываться над процессом изготовления того, что он изобразил. Дизайн как таковой никому не нужен - он интересен только в воплощенной вещи. Дизайнер должен точно знать, как будет выглядеть конечный продукт, изготовленный по его эскизам, и как его сделать. Однако технологии или творчества мало.  Необходимое условие - любить дело, которым ты занимаешься. Чтобы создать принципиально новое, нужно жить этим, самовыражаться через дизайн. И никак иначе".

Максим Назаров: "Надо научить людей новому отношению ко времени"
Московского дизайнера Максима Назарова больше всего интересует философская составляющая времени и, естественно, дизайна. Он посвящает свой талант разработке конкретных моделей для конкретного заказчика, но не только: плодотворно работает на почве методологии и теории дизайна, а также создает фантастические дизайн-проекты в сопредельных дисциплинах, например, в фотографии.

"Форма может родиться только после постановки задачи, определения будущего потребителя и предположительной цены, - утверждает Максим Назаров. - Для создания действительно новой формы должна быть создана новая технология или же пересмотрена прежняя".

С этой точки зрения вполне оправданной представляется та задача, которую ставит перед собой передовой дизайнер: научить людей новому отношению ко времени. И действительно - ну почему время обозначают ход стрелок, бой колоколов, звон курантов? Почему нельзя показывать это достаточно условное измерение через цвет, запах или как-то еще? Максим Назаров отводит традиционным часам с циферблатом и стрелками в третьем тысячелетии всего-то лет пятьдесят...

Из книги В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковского "Основы теории и методологии дизайна"
"...Этимология (первоначальные значения) англоязычного понятия "дизайн" охватывает несколько смысловых рядов. Генетически первичным является ряд определений "декоративного" порядка: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся "проектно-графические" трактовки: набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, конструкция. Третий ряд, выходящий за рамки прячмого проекта, - понятия "предвосхищающие": план, предположение, замысел. намерение. И, наконец, четвертый ряд определений - неожиданно "драматический": затея, ухищрение, умысел и даже интрига".

"...Термин "дизайн" сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса - проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов - изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и пр."

Креатив

"...Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов, как говорят, "от иголки до самолета". Точнее, наоборот. Главенствующее место занимает проектирование изделий группы "А", наиболее наукоёмких, технически сложных... Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер имеет дизайн группы "Б" - предметов потребления... В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся  бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр."

"...Дизайн наряду с нововведениями организационного, технологического характера, научно-техническими достижениями остаётся неотъемлемым фактором конкурентоспособности в экономической борьбе производителей. В борьбе за рынки используются новейшие открытия, в том числе в области психологии.

Сегодня рынок предметов первой необходимости в постиндустриальных странах уходит в прошлое. Бум рутинных покупок "по необходимости" оставлен далеко позади новым рынком - "рынком удовольствия", рынком "эмоциональных покупок".

...Американские психологи подтверждают, что при "эмоциональных покупках" не действуют критерии полезности, надежности, практичности, а превалируют образные, ассоциативные моменты".

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2002

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?