Модели

Выбираем золотые часы

Золотые часы – вещь не практичная. Корпус регулярно покрывается царапинами, водонепроницаемым его сделать практически невозможно (это по силам только Rolex), да и не к каждой одежде они подходят

Золотые часы – вещь не практичная. Корпус регулярно покрывается царапинами, водонепроницаемым его сделать практически невозможно (это по силам только Rolex), да и не к каждой одежде они подходят. Тем не менее, спрос на них стремительно растет, а модельный ряд лучших часовых компаний мира на 2/3 состоит ныне из золотых часов. Как их делают и за что же мы их так любим?

Еще лет 20-30 назад наши предприимчивые сограждане хранили деньги вовсе не в Сбербанке, как призывало их государство, а дома – в бархатных коробочках, где лежали маленькие золотые часики «Заря». Это было самое выгодное вложение денег, из тех, что были доступны советскому человеку.

Со временем золото становится лишь ценнее – его не деноминируешь, да и денежной реформе не подвергнешь. Но не только сберегательная функция была закреплена за золотыми часами, несли они еще и «общественную нагрузку» –  это был ценный подарок для доярок-рекордсменок и номенклатурных боссов.

Впрочем, советские люди не были первооткрывателями статусной роли золотых часов – до ХХ века практически все «индивидуальные» часы (а эту радость могли себе позволить только очень состоятельные люди) делались из золота. И дело было не только в том, что золото – вечный спутник богатства и власти.

В то время золото было одним из немногих металлов, которые ювелиры научились обрабатывать превосходно. Оно и неудивительно: легенды гласят, что именно золото стало первым металлом, который открыли люди.

Поверить в это и впрямь сложно, хотя геологи говорят, что золото – это тот металл, который лучше всего виден в породе. Когда же благодаря практичным американцам мир охватила лихорадка дешевых часов, на смену благородному металлу пришли практичные сталь и пластик. Всем казалось, что золото вот-вот канет в Лету. Но не тут-то было: человечество не могло забыть о «царе металлов»: уважение к нему алхимиков передалось и нам.

Если кто-то говорит, что не понимает эстетики золота – не верьте ему, он лукавит. Золото любят все, но по-разному. Для алхимиков оно было заветной целью, для удачливых дельцов – выгодное капиталовложение, для женщин – лучшее из украшений, для зодчих – металл не подверженный коррозии.

Icelink

Но есть люди, которые смотрят на этот металл совершенно иначе – это золотых дел мастера – ювелиры и создатели ювелирных часов. Они знают, как относимся к этому металлу мы – непосвященные, и с успехом это знание эксплуатируют. Что для русского человека «эпохи первоначального накопления капитала» было самым желанным символом положения в обществе?

Конечно же, полностью золотые тяжелые часы Rolex. Но золотых дел мастера ценят в нем прежде всего его технические свойства – минимальную окисляемость, текучесть, благодаря которой из него можно сделать чрезвычайно тонкие, в прямом смысле этого слова, вещи. Достаточно сказать, что всего из 1 г золота можно сделать проволоку длинной 2 км. 

Красное и белое…
В природе золото встречается чаще всего в самородном виде и имеет мало общего с известным элементом таблицы Менделеева Aurum. Это минерал представляет собой природный твердый раствор серебра в золоте с примесями других металлов. Чтобы получить чистое золото, его нужно очистить.

Сначала породу дробят и обогащают, а затем помещают в раствор цианида натрия или калия. Из этого раствора золото отделяют с помощью электролиза – этот процесс называют аффинажем. К сожалению, чистое, очищенное от примесей золото в ювелирном деле не используется.

Оно слишком мягкое, чтобы сделать из него вещь, которую можно носить каждый день. Если уронить изделие из чистого золота, на них останется внушительная вмятина. Поэтому уже в чистое золото обратно добавляют металлы – серебро, медь, палладий, платину, которые называют лигатурой. В результате получается так называемое «цветное золото».

Сколько, чего и в каком количестве нужно добавить в чистое золото, чтобы получить нужный цвет, определяли сначала эмпирически ювелиры-экспериментаторы, а потом результаты их изысканий закрепили в законодательстве и назвали эту пропорцию «пробой».

Проба показывает, сколько частей золота и лигатуры приходится на 1000 единиц массы – такая  система принята в России. На Западе пользуются 24-каратной системой проб. В самое привычное для нас – желтое – золото добавляют равное количество серебра и меди. Чтобы получить красное, «червонное», как его назвали в Древней Руси, золото, добавляют большое количество меди.

Самым модным на сегодняшний день считается белое золото. Его получают, когда в чистое золото добавляют 15% палладия и 10% смеси меди и никеля. Владельцы часов из белого золота как бы говорят окружающим: «Я стильный и богатый, но достаточно умен, чтобы не кичиться этим».

Белое золото легко принять за сталь или платину. Для неискушенного наблюдателя все эти металлы на одно лицо, но тот, кто знает толк в ювелирном искусстве, сразу поймет, что перед ним. Корпус из белого золота чаще всего становится достойным обрамлением шедевров часового искусства – сложных механических часов. Сейчас ювелиры все больше экспериментируют с цветом: они уже получили розовое золото (9% серебра и 16% меди) и экзотическое зеленое золото (25% серебра).

Оригинал и штамп
И аффинаж, и добавление лигатур – процессы достаточно трудоемкие, производятся только на государственных предприятиях, имеющих лицензию. Поэтому абсолютное большинство производителей золотых часов покупают у них или готовые сплавы или заготовки корпусов и деталей браслетов по собственным эскизам. Эти заготовки бывают двух видов – штампованные и литые.

Надо сказать, что и сама штамповка тоже бывает двух видов – объемная, когда металл заливают в штампы, и листовая, когда детали режутся из пластины нужной толщины. Листовую штамповку применяют только для небольших деталей - циферблатов и стрелок. Штамповка - метод очень удобный, металл расходуется весьма экономно. Но с ее помощью невозможно сделать заготовки сложных форм – со множеством углов или со сложными выпуклости.

Золотые слитки

Поэтому для изготовления оригинальных моделей используется метод литья. С его помощью делали золотые украшения египтяне и китайцы еще около 3 тысяч лет назад. А современные принципы литья описал итальянский ювелир Челлини в XVII веке. Суть его в том, чтобы расплавленным металлом заполнить пустоты, которые остаются после восковой модели.

Сначала из воска или другого металла, например, серебра или мельхиора, создается модель будущего изделия. Эти модели изготовляются как вручную, так и на специальных машинах. Ручной способ более дешевый, но он сопряжен с риском – если мастер ошибется, то весь процесс приходится начинать заново. Современные установки для создания трехмерных моделей очень дороги, но именно они позволяют сэкономить массу времени и усилий.

В специальной программе создается виртуальный образ модели со всеми полостями и выемками. Затем компьютер, соединенный с лазерной установкой, создает уже вполне реальную модель, которая используется для литья.

Точить или резать?
Как складывается дальнейшая жизнь корпуса –  зависит от его формы. Если она округлая, то ее сразу отправляют на токарный станок, на котором формируется четкий контур будущего корпуса и просверливаются отверстия для заводной головки, кнопок, делаются пропилы для лапок, если заготовка была без них.

Токарная обработка достаточно грубая, поэтому на поверхности металла остаются сильные неровности, которые смягчаются при фрезерной обработке. На этом этапе, пожалуй, теряется наибольшее количество драгоценного металла. Когда таким же методом обрабатывают стальные корпуса, то потери металла могут доходить до 50 процентов от исходной «болванки». Люди, работающие с золотом, таких трат себе позволить не могут. Они закрывают станок защитной пленкой, кропотливо собирают стружку и отправляют на переплавку.

Если же форма заготовки сложная, то путь ей один – сразу на фрезерный станок. Каждая деталь на фрезерном станке проходит несколько этапов обработки: ведь отшлифовать нужно не только ее внешние контуры, но и все внутренние выемки и поверхности.

Например, чтобы обработать заднюю крышку корпуса часов нужно целых четыре разных операции, и каждая из них занимает до 15 минут. Кажется, что все это примитивно – просто нужно срезать очень тонкий верхний слой металла.

Но под «тонким слоем» настоящие мастера понимают совсем не то, что непосвященные: их идеал – работа с точностью до тысячной доли миллиметра. Такая точность по плечу станку с программным управлением. Но как с этим справляются мастера, работающие вручную, остается загадкой. Видимо, для этого нужно какое-то особе чувство металла и, конечно, огромный опыт работы.

После такой обработки «лишнее» золото превращается в пыль, которая к тому же перемешана с маслом, которое используется для охлаждения деталей. Чтобы не терять ни грамма драгоценного металла, эту смесь отправляют сначала на дренаж, где золото отделяется от масла.

Деликатная стирка
После фрезеровки корпус или циферблат можно украшать. Ограничение здесь одно – фантазия художника. Настоящие мастера могут сделать красоты любой сложности.

Гильоширование разных типов, гравировка в разных сторон корпуса или по безелю в высшей степени сложные и трудоемкие процедуры. Практически всегда это ручной труд: мастера берут сверхострые резцы, вооружаются увеличительными линзами и эскизами и начинают  священнодействовать.  В этот момент их лучше не отвлекать: ошибка в несколько микрон - и работу придется начинать заново.

Для наведения окончательного глянца корпуса и браслеты отправляются на полировку. При полировке верхний слой золота подвергается очень тонкой деформации и приобретает тот самый притягательный блеск.

Для этого поверхность обрабатывается специальной пастой, которая содержит воск и очень мелкие абразивные частицы. После полировки корпуса и браслеты отправляются на последний этап – мойку. Чтобы не повредить отполированный слой металла, все детали помещаются в специальные ванночки, наполненные моющим раствором. Самый простой их них – мыльный.

Под дном такой ванночки расположен ряд пьезоэлементов, которые излучают ультразвуковую волну частотой 20 кГц. Колебания передаются мыльному раствору, в итоге возникает эффект, очень напоминающий мягкую стирку в стиральной машине. Ультразвуковой способ избавления от грязи используют при мойке мелких деталей и даже часовых механизмов.

Правда, если корпус часов уже инкрустирован драгоценными камнями, то некоторые из них, особенно хрупкие изумруды, могут побиться. Кстати, именно поэтому этот камень, разновидности которого ценятся дороже алмаза, столь редко используется в часовом деле.

Только после такой тщательной очистки корпуса и браслеты отправляются в Государственную пробирную инспекцию, где их проверяют на соответствие пробам золота и ставят клеймо. Дальше они возвращаются в родные цеха, где в них уже вставляют механизмы.
 
Блеск здоровых часов
Каждый владелец золотых часов хочет, чтобы они всегда блестели так же, как спустя полчаса после покупки. К сожалению, это почти невозможно.

Candino

Золото – металл очень мягкий, поэтому поцарапать его немудрено. Бороться с царапинами можно и нужно. Первый и самый простой способ – отнести часы в ювелирную мастерскую, где их заново отполируют. После каждой такой процедуры часы потеряют в весе несколько граммов. Но это не самое обидное – после рабочего дня золотую пыль с ваших часов собирают и отправляют на переплавку. То есть мало того, что вы платите за процедуру, с вас еще берут и «неоговоренную» мзду в виде «отходов производства».

В принципе, можно почистить часы и самостоятельно. Но прибегать к народным средствам – протирке раствором аммиака и купанию часов в нашатырном спирте – знающие люди не рекомендуют. Во-первых, это вредно для здоровья.

А во-вторых, надо очень точно соблюдать дозировку, иначе вместо желаемого блеска вы получите совершенно непредсказуемый результат – корпус потемнеет или посветлеет. В домашних условиях за золотыми часами следует ухаживать с помощью специальных средств для чистки ювелирных изделий.

Их в России придется поискать – они есть в ассортименте далеко не каждого ювелирного или часового салона. Так что есть смысл позаботиться о своих часах во время отпуска за границей и привезти средства для чистки золота.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2003

Новое на сайте

Вход
Войти