Искусство & технологии

Arnold & Son CTB. Погоня за секундой

Начиная с BaselWorld-2012 Arnold & Son представила более двадцати новых сложных мануфактурных калибров, многие из которых не имеют аналогов в мире. Ни одна часовая компания не может похвастаться такой выдающейся производительностью, щедро сдобренной россыпью различных дизайнерских и часовых наград. Любимое усложнение Arnold & Son — мертвая секунда, как и почти все остальные технические решения, связана с высокоточными измерениями. Что не удивительно, ведь именно великий часовщик XVIII века Джон Арнольд ввел в обиход понятие «хронометр».

Три жизни

Как известно, все ключевые для часовой механики открытия были совершены в XVIII веке, и большинство из них на счету двух гениев, двух закадычных друзей: Авраама-Луи Бреге и Джона Арнольда (1736-1799). О знаменитой истории Хронометра 11 мы подробно рассказывали на страницах нашего журнала в материале про хронометровый спуск (см. «Мои Часы» №1-2015). И если француз Бреге был специалистом по конструированию новых узлов и маркетингу, то англичанин Арнольд всю жизнь посвятил проблемам точности часового механизма.

Победителем пресловутого «Акта о долготе» принято считать Джорджа Харрисона, однако следует отметить, что его хронометр №4 был невероятно сложен и дорог в изготовлении и его практически невозможно было тиражировать. В наше время его часы назвали бы концептом. Арнольд же предлагал гораздо более простые и приземленные конструкции морских хронометров, основанные на трех принципах: свободный хронометровый спуск, баланс с термокомпенсационным эффектом (патент 1775 года) и особая концевая кривая спирали баланса (патент 1782 года). То есть в отличие от Харрисона Арнольд считал, что все проблемы точности хода механизма могут быть решены с помощью создания «комфортных» условий работы для регулятора и все его усилия были направлены на оптимизацию спуска.

Калибр A&S7103 модели Arnold & Son CTB с хронографом и мертвой секундой финиширован с применением технологии NAC

Королевская обсерватория Гринвича тестировала часы Arnold 36, которые мастер впервые назвал хронометром, с 1 февраля 1779 по 6 июля 1780 года, и общая погрешность составила 2 минуты 32,2 секунды, а суточная погрешность не превышала 4 секунды. Этот морской хронометр хранится в национальном морском музее в Гринвиче. 

В 1796 году после обучения у Бреге к семейному делу присоединился сын великого мастера Джон Роджер Арнольд, успешно продолжавший создавать часы до середины XIX века. После чего компания канула в Лету и оставалась лишь славной и богатой на изобретения страницей в истории часового дела в период наивысшего расцвета британской инженерной мысли. Реинкарнация марки Arnold & Son произошла в 1995 году, когда пробивающиеся через ледяной наст кварцевого кризиса неуверенные ростки часовой механики искали опору в щедром на события и личности XVIII веке. Группа энтузиастов создала компанию British Masters, в которую, помимо Arnold & Son, входила еще марка Graham (Джордж Грэм — еще один выдающийся английский часовщик XVII века). Озвученная благородная цель возрождения британских часовых традиций должна была быть достигнута с помощью швейцарской мануфактуры Jaquet S.A., основанной известным часовщиком и предпринимателем Жаном-Пьером Жаке. Спустя три года публике были продемонстрированы первые коллекции Arnold & Son, ключевой тематикой которых стала морская навигация и эстетика мореплавания в целом.

Новинка этого года Arnold & Son TBTE с турбийоном и мертвой секундой посвящена дружбе Джона Арнольда и Авраама-Луи Бреге и истории знаменитого Хронометра 11

В 2003 году у самого Жаке начались финансовые и юридические проблемы. Фабрика Jaquet S.A. была реорганизована под управлением холдинга Prothor и переименована в La Joux-Perret. А в 2010 году Prothor выкупил Arnold & Son у British Masters, и давно взаимодействующие фабрика и часовой бренд воссоединились под одной крышей. Спустя два года перед самым началом BaselWorld произошла еще одна резонансная сделка — уже сам холдинг Prothor был выкуплен японским часовым гигантом Citizen за 64 миллиона франков. На момент выкупа мануфактура La Joux Perret в Ла-Шо-де-Фоне насчитывала 150 сотрудников и производила целиком в своих стенах около 50 000 механизмов и модулей ежегодно, обслуживая, кроме Arnold & Son, полтора десятка других известных брендов. Несколько нахальный для консервативных конфедератов союз извечных часовых антагонистов — швейцарцев и японцев — заставлял особо резких на суждения пуристов восклицать: «Да что же это такое творится! Ясно, что мир становится теснее и меньше, но не до такой же степени!». Но вопреки всем опасениям для Arnold & Son и La Jouх Perret начался совершенно новый и очень яркий период в истории.

Пульс механизма

Фокусом внимания обновленного бренда было выбрано редкое (на тот момент) усложнение — мертвая или независимая секунда. на страницах журнала мы подробно освещали историю и варианты реализации данного устройства (см. «Мои Часы» №1-2012). Мертвая секунда, которую в Arnold & Son называют True Beat, совершает один скачок в секунду, как в кварцевых часах, а ее конструкция является по сути отмершей эволюционной веткой развития хронографов. идейно независимая секунда тесно связана с высокоточными часами, так как позволяет гораздо точнее измерить прошедшее время с точностью до секунды.

С модели Arnold & Son TB88 началось победное шествие мертвой секунды по обновленной коллекции бренда в 2012 году

Поэтому, например, в середине прошлого века мертвая секунда часто использовалась в так называемых докторских часах, с помощью которых можно было замерить пульс человека. Для реализации независимой секунды часовщики La Joux Perret использовали классический вариант модуля True Beat с промежуточным двойным колесом, качающимся трибом и рычагом с рубиновой палетой. Секундное колесо находится в сцеплении с качающимся трибом, к которому прикреплен рычаг с палетой. Твердая рубиновая палета фиксирует колесо мертвой секунды с закрепленной на нем секундной стрелкой. Вращение секундного колеса заставляет триб вращаться и двигаться по колесу, что, в свою очередь, двигает стопорный рычаг по V-образному зубу колеса независимой секунды. ровно через 8 полуколебаний четырехгерцевого калибра, что соответствует 1 секунде, палета освобождает колесо мертвой секунды, и та делает свой скачок, после чего триб мгновенно возвращается на начальную позицию, а рычаг вновь блокирует мертвую секунду. Весь процесс начинается сначала.

Такая реализация мертвой секунды достаточно компактна и состоит из небольшого количества элементов, однако ее главный недостаток заключается в том, что она отбирает энергию на свое существование в том месте, где ее и так совсем-совсем мало — в самом конце колесной передачи. Поэтому очень долгое время это решение считалось простым, но ненадежным, и малейшее нарушение в условиях ее функционирования, например банальное незначительное загустевание смазки, приводило к остановке механизма.

Ручной калибр A&S5003 с двумя заводными барабанами своей компоновкой напоминает число 88, поскольку такой номер был выгравирован на первых часах Джона Арнольда

Корабли восьмерки

Справиться со сложностями конструкции мастерам Arnold & Son под руководством главы отдела разработки механизмов доктора Себастьена Шальмонте удалось с помощью технологии фотомануфактуры LIGA, позволяющей серийно производить деликатные детали с точностью до микрона. Первый ручной калибр с мертвой секундой A&S5003 Arnold & Son анонсировала в феврале 2012 года в модели TB88, то есть True Beat 88. Число 88 отсылало, с одной стороны, к первым карманным часам Джона Арнольда, на корпусе которых стоял номер 88. А с другой, сам дизайн механизма часов без циферблата также обыгрывал это число: в верхней части находились два заводных барабана, а в нижней — балансовое колесо и боковой циферблат с прыгающей секундой. То есть механизм был инвертирован таким образом, чтобы все самое интересное можно было регулярно наблюдать прямо на запястье. Спустя месяц на BaselWorld была показана еще одна модель с мертвой секундой и ретроградной датой TBR. на сей раз автоматический калибр A&S6008 обладал центральной прыгающей секундной стрелкой, что более подходило идее высокоточных измерений, чем малая секундная стрелка. Да и стилистика часов была совсем другой, нежели у TB88 — источником вдохновения для дизайна TBR послужили поздние хронометры-инструменты, изготовленные Джоном роджером Арнольдом.


Автоматический калибр A&S7103 с колонным колесом модели Arnold & Son CTB защищен двумя патентами, описывающими размещение двух секундных стрелок — хронографа и мертвой секунды основного механизма — на одной центральной оси

Спустя год появился и автоматический калибр A&S6103 с «чистой» центральной мертвой секундой и боковым циферблатом для часов и минут. Калибр был выпущен внутри специального сета из трех часов с миниатюрной росписью кораблей, посвященной Британской Ост-индской компании. Примечательно, что и в дальнейшем этот калибр с независимой центральной секундной стрелкой без дополнительных усложнений выпускался фабрикой только в рамках специальных изданий с обязательным использованием различных декоративных техник. Так, в 2013-м вышла лимитированная 28 экземплярами серия с золотой аппликацией легендарного корабля HMS Victory, на котором был смертельно ранен адмирал нельсон во время Трафальгарского сражения. А в 2015 году вместо корабля появился тигр.

Наглядное представление о работе модуля мертвой секунды все любители часовой механики смогли получить в год 250-летнего юбилея основания компании Arnold & Son. на BaselWorld-2014 было представлено специальное издание DSTB (Dial Side True Beat) с автоматическим калибром A&S6003. Вся прелесть нового механизма заключалась в его нежелании что-либо скрывать от пытливого взгляда — все ключевые элементы узла True Beat были выведены на лицевую сторону часов. DSTB поистине гипнотические часы, пожалуй, внешне самые привлекательные во всем модельном ряду независимых секунд от Arnold & Son. Посоревноваться с ними может, пожалуй, лишь новинка этого года TBTE, посвященная дружбе Арнольда и Бреге и вышеупомянутой истории Хронометра 11 — высокоточных часов Арнольда, в которые позже Бреге встроил свой турбийон. Калибр A&S8503 с ручным заводом оснащен центральной прыгающей секундной стрелкой и турбийоном. TBTE выпущена ограниченным тиражом в 28 экземпляров.

В часах Arnold&Son DSTB (Dial Side True Beat) весь классический модуль прыгающей секунды с промежуточным колесом и блокирующей палетой выставлен на обозрение прямо на циферблате

Разные секунды

Но, пожалуй, самое оригинальное, находчивое и запоминающееся решение было реализовано командой Arnold & Son в часах CTB (Chronograph True Beat), впервые в истории часового дела объединивших функции центральной мертвой секунды и обычной плавной стрелки хронографа. В некотором смысле, исходя из истории развития True Beat, эти часы полны самоиронии, так как демонстрируют одновременно два разных направления развития идеи создания хронографа. Автоматический калибр A&S7103 с колонным колесом защищен двумя патентами, поскольку размещение двух секундных стрелок на одной оси было непростой задачей. В результате при запуске хронографа возникает удивительный визуальный эффект: стрелка хронографа как бы все время пытается поймать мертвую стрелку основной индикации, но каждый раз как только кажется, что она вот-вот ее настигнет, та делает мгновенный скачок.

Кроме того, нельзя не перечислить другие недавние достижения Arnold & Son: ультратонкий турбийон, некоторое время остававшийся самым тонким в мире; двойной турбийон; потрясающей эстетики и наглядной понятности механизм Time Pyramide; турбийон с устройством постоянной силы; турбийон с хронографом; часы с карусельной индикацией; модель с двумя балансами и часы с самым большим на рынке индикатором фаз Луны. И еще целый ряд моделей с применением различных декоративных техник. Больше 20 калибров всего за три года! Третья жизнь Arnold & Son напоминает бутылку шампанского, у которой просто выбили пробку и из нее фонтанируют интересные нестандартные идеи. и самое главное, что все эти идеи реализованы в живых настоящих серийных часах.

Arnold & Son CTB

Ref.: 1CHAR.S01A.C120A или 1CHAS.S02A.C121S

Корпус: 44 мм из розового золота или стали, сапфировое стекло с двусторонним антибликовым покрытием, сапфировое окно на задней крышке, WR 30 метров
Механизм: автоматический калибр A&S7103, хронограф с колонным колесом, независимая центральная секундная стрелка, частота работы баланса 28 800 пк/ч, запас хода 50 часов (с выключенным хронографом), мосты покрыты зернистым узором и женевскими волнами, а также серым гальваническим напылением NAC
Функции: часы, минуты, центральная секундная прыгающая стрелка, хронограф с 60-минутным счетчиком
Циферблат: серебристо-белый или светло-серый с опалиновым эффектом, вороненые стрелки
Ремешок: коричневый или черный из кожи аллигатора, классическая застежка
Цена: 44 350 USD (золото), 27 750 USD (сталь)

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?